Когда-то давно, готовясь к очередному экзамену по истории, мне пришлось углубиться в теории справедливых воин. Беапеляционные и абсолютно неверные тэзисы путиноидов заставили меня вспомнить философию войны и, в частности, её оправданности. Если не писать трактат на десяток страниц, то всё на самом деле очень просто.
Начало философии справедливости войны идёт к Аристотелю. Ну куда же без него то По Аристотелю могут быть две справедлвые причины начать войну - зашитить сябе или превентивно ударить по возможному противнилу в случае черемзерной угрозы и отсутсвия возможности решить вопросдипломатией.
В принципе весьма логично, но потом пришел Великий Рим. Тут, ясное дело, демагогией занялся Цицерон. Согласно римской философии справедливая война это война как наказание. Тут можно далеко зайти, но надо учитывать философию и мораль трёх тысячелетней давности - наказание являлось обеспечением закона и безопасности.
В средневековый период обоснованием справедливой войны являлась воля божия. На сию тему особо не разглагольствовали дабына костёр не угодить, однако несколько трудов дошли до нас, напеимер Августина АВрелия.
Но вот мыпришли к сегоняшнему дню, что гораздо более интересно и важно, нежели история оправданий убийства одних людей другими. Впрочем сегодняшня теория справедливости войны во многом является преобразованием августиновских трудов. Государство обладет правами, но оно в первую очередь обладает обязанностями. Теперь в 21ом веке права челвоека занимают ключевое место. Государство обязанно зашишать права и безопасность людей. Некое государство выступает зашитником высших ценностей, коими являются права человека.
Однако надо отчетливо понимать, что ведя войну для зашиты прав своих граждан НЕЛЬЗЯ делать это за счет ушемления прав других людей. Это ожидаемо от цивилизованных государств в 21 веке. Это и есть развитие морали социума в 2022ом году. Более того, сегодня ни одно соображение не может являться оправданием войны, понятие справедливости войны может являться филофией, на базе которой должны строиться военные действия.
Что мы видим в Украине? Читая о том, какими способами ведётся война, я прежде всего не вижу выполнения россией, как государства, обязанности по зашите прав своих собственных граждан, прежде всего права на жизнь. Людей бросают на смерть пачками, прежде всего людей из тех бедных регионов, где россия уже не выполнила своих обязанностей по отношению к этим людям в плане обеспечения нормального уровня жизни, который сушествует в цивилизованных государствах, на кое сама россия претендует.
Тогда как же можно ожидать от россии выполнения норм международного права по зашите прав человека по отношению к украинцам. Нельзя, и мы это видим ежедневно. Даже если предположить легетимность последнего исследования Амнези Интернешионал и выводов о том, что некоторые части ВСУ располагаются внури жилых массивов (что пока абсолютн голословно), то это ОДНОЗНАЧНО не снимает ответсвенности с россии за ковровые бомбёжки и обстрелы густо населённых жилых массивов. То, что происходит, это не побочная гибель мирного населения во фронтовых зонах, это ведение войны с полным пренебрежением к человеческим ценностям и правам человека.
Это уже полностью противоречит философии справедливой войны. Это варварство времён Великого Рима, когда города уничтожались только для того, что бы наказать и устрашить население. Но сегодня это не работает. Растёт количество русских трупов, растёт количество украинских трупов, и вместе сэтим растёт желание украинцев воевать до победы. Полная противоположенность целям римских воин.
Варварство, которое базируется на ушербной морали российского обшества в целом, на страхе перед наказанием за инакомыслее, и на абсолютной бездарности военного планирования.
И это не говоря уже о том, что этой идиотской войны в принципе не должно было быть.