Jump to content
Бронеход
Sign in to follow this  
GuyA

Юрий Наумов

Recommended Posts

2a1e6898cd85.jpg

 

 

... избранные главы мифoлогии русского психоделического блюза

 

 

 

 

Возвращение Блудного Сына

 

Night On The Highway

 

Шкодский Блюз

Share this post


Link to post
Share on other sites

Юрий Наумов

 

 

yn-05-03.jpg

 

 

 

"Наумов относится к числу музыкантов,

чье творчество с трудом поддается

классификационной оценке и лежит

вне традиционных рамок"

 

(Рок-энциклопедия, 1991).

 

Когда-то в 80-е годы в рок-н-рольных тусовках не знать творчество Юрия Наумова , не говоря уже просто о его имени, считалось просто неприличным.

Юрий Наумов - музыкант, неофициально носящий титул лучшего блюзового гитариста России, стал живой легендой, благодаря своей виртуозности и глубине музыкальных композиций.

Юрий Наумов родился 3 мая 1962 года в Свердловске, юность провёл в Новосибирске, куда переехала его семья. Впервые взял гитару в 8 лет. Еще будучи студентом новосибирского медицинского института, начал свою музыкальную карьеру. В середине восьмидесятых его песни быстро распространились по всему Советскому Союзу и стали широко известными.

Под давлением КГБ Наумов был вынужден покинуть мединститут за "распространение декандентских западных ценностей". Антироковая кампания середины 80-х привела к почти полному прекращению рок-движения в Новосибирске. Покинув свой родной город, Юрий с гитарой через плечо приехал в Ленинград, а потом перебрался в Москву. Из-за постоянной травли со стороны властей артист кочевал по разным городам, годами был вынужден выступать подпольно. Помимо собственного творчества оказывал помощь в гитарных аранжировках Майку Науменко ("Зоопарк"), Костантину Кинчеву ("Алиса") и Александру Башлачеву.

В 1986 году Юрий принял участие в постановке "Мизантропа" Мольера на сцене театра на Таганке (режиссер Борис Юхананов), для которого было специально написано несколько музыкальных композиций.

С годами его популярность переросла в славу уникального блюзового гитариста, внесшего понятие "русский блюз" в историю советского рок-н-ролла.

Наумов играл в больших залах и квартирах, выступал сольно и с группой "Проходной Двор", в которую входили известные российские музыканты - Игорь Чумычкин (позднее гр."Алиса"), Борис Шавейников (позднее гр."Аукцыон") , Петр Трощенсков ("Аквариум").

Были концерты в более чем в 30 городах, участие на ленинградских рок-фестивалях 1988-89 гг., выступления на блюзовом харьковском фестивале в 1989, на акустическом фестивале в Череповце, на байкальском "Роке чистой воды" в 1990-м.

 

В 1990 году Юрий Наумов внезапно уехал в США, на родину блюза...

 

После отъезда в США был награжден журналами "Guitar World" и "New Yorker" титулом "человек-группа", который без аккомпонимента и звуковых накладок звучит на записях , как "три одновременно играющих гитариста".

 

Ровно четыре года о нем практически не было ничего известно, и люди стали забывать о "маленьком гение". И вдруг, как гром с неба - гастроли в Москве в 1994-м. Аншлаги. Закулисные сплетни. Пиратская запись с концерта, выпущеная фирмой Фили Рекордз под названием "Московский Буги" (и за которую Юрий не получил ни копейки).

 

Именно посредством этой записи (впоследствии студийно обработанной и выпущенной Юрием Наумовым официально) с творчеством Юрия смогли познакомиться широкие круги молодого поколения, не заставшие эпоху ленинградских и московских “квартирников”. В 1995-м году вышел великолепный альбом “VIOLET”, записанный в США с помощью Игоря Абуладзе и американского ударника Рэя Гиэла. В 2000 увидел свет долгожданный диск "Гитарные Истории" - почти полностью инструментальный студийный альбом, над которым Наумов напряжённо работал несколько лет. в 2005 вышел двойной концертник "Рождён Чтоб Играть", а в 2008 - DVD-альбом "Рок Как Будто Блюз". Так же, по ходу дела, были перевыпущены на компакт-дисках легендарные наумовские магнитоальбомы - "Перекати Поле", "Не Поддающийся Проверке" и "Блюз в 1000 Дней".

 

Со времён Московского Буги Юрий регулярно,несколько раз в год, ездит с гастролями в Москву и Новосибирск. С момента отъезда Наумов выступaл во многих городах Америки, а также в Англии, Норвегии, Голландии, Германии, Израиле. Регулярные туры по России проходят через Москву, Питер, Новосибирск, Курск, Челябинск и другие города.

 

Во время его выступления в зале стоит гробовая тишина, воздух наэлектризован серьезными психоделическими композициями, иногда разбавленными заводными буги. Между песнями аудитория взрывается апплодисментами. Но с первыми же звуками следующей песни, зал вновь погружается в фиолетовые краски "Ночи на хай-вэйе", музыка пружинит по крышам "Поролонового города", медленно поднимается в "Kосмос", к звездам, и снова устремляется на землю за мрачным "Катафалком", в "Блюз о недобитом времени". Под конец, как всегда по традиции, "Сказка о Карле, Короле Рок-н-Ролла" , замечательный инструментал "Нью Йорк, 5-е Авеню", где из сплава блюза и буги выплывают и еврейские "Семь Сорок" и "Мурка", а завершается вечер концертным номером "Театр Станиславского". Иногда Юрий позволяет себе исполнить песню Майка Науменко "Седьмая Глава", которая звучит по-своему, по-наумовски, и нисколько не уступает оригиналу чуственностью и проникновенностью (Майк - единственный из отечественных рок-легенд, чьё влияние на себя признаёт Юрий Наумов).

 

Гитарист он уникальный. Как писали американские журналы - так никто не играет. Недаром именно Наумов выиграл конкурс гитаристов, который состоялся в Нью-Йорке в 1993 году. Уникального исполнителя выделяет самобытная техника игры, оригинальность звучания, свои собственные 26 гитарных строя. Его специальная гитара, на которую установлены девять струн, опущенных на четыре тона вниз, сделана известным скрипичным мастером Сергеем Ноздриным. Плюс аккорды и гармонии, ранее невиданные в стандартном блюзе, точное и чистое извлечение звука, плотность которого усилена спецеффектами, а виртуозная игра дает понятие о том, что перед вами действительно человек-группа. Ритм, соло, бас - все в одном инструменте.

 

Юрий - по характеру одиночка, независимый и самодостаточный человек. Играя на сцене уже лет двадцать, никогда не заводил себе директоров и менеджеров. Сам себе хозяин. После продолжительного опыта с "Violet", последующие альбомы Юрий предпочитает писать и сводить дома, а не на студии. Вложив немало денег в профессиональную записывающую аппаратуру, собственными силами освоив все аспекты и тонкости звукозаписи, он теперь самостоятельно работает над звуком и аранжировками. Не проходя абсолютно никакой "раскрутки", Юрий все равно остается известным в рок-н-рольных кругах, имеет свою думающую аудиторию, время от времени получает приглашения на телевизионные передачи (в былые годы он был частым гостем в "Антропологии" Д.Диброва).

 

Будучи абсолютным самоучкой, выросший на "Led Zeppelin" и "Beatles", сегодня Юрий является подлинным мастером русского психоделического блюза. Наумов часто подвергается разнообразной критике, но при этом в "народе" давно признан королем своего стиля.

 

d0c Игнатовский, guya

 

 

Nozdrin-YN.jpg

Наумов и скрипичный мастер Сергей Ноздрин

Share this post


Link to post
Share on other sites

3141172606_4a25e89736_o.jpg

 

 

 

по материалам сайта ZvukiRu:

 

НАУМОВ, Юрий: Рашн традишн

Есть в Московской музыкальной жизни традиция: дважды в год, весной и осенью, чуть меньше тысячи человек приходят в ЦДХ, чтобы провести там два часа, затаив дыхание, а еще - броситься на шею старым друзьям, обменяться новостями, купить, может быть, новый альбом хорошей гитарной музыки... а потом - уйти и ждать еще полгода. Эта традиция имеет вполне объяснимое происхождение: уже много лет подряд в таком режиме Москву посещает уникальный гитарист и автор Юрий Наумов.

При желании о наумовской музыке можно рассказывать часами. Сам автор, живущий с 1990 года в Америке, называет свой стиль "русский блюз", вкладывая в понятие "русский" все, что свойственно, скорее, истончившейся донельзя прослойке русских интеллигентов, но никак не расписанного под пьяную хохлому "народа". Его болезненное и сложное мироощущение, тонкая ирония и любовь к аллитерациям и каламбурам, сложная драматургия и мощь его текстов и мелодий, его не имеющая аналогов в мире гитарная техника на уникальной, самим же Наумовым придуманной девятиструнке - все это сейчас, как и много лет назад, знакомо лишь горстке знатоков.

 

Да, на эти концерты нынче ходит гораздо больше народу, чем в свое время - на "сейшена" у Егора Егорова, Паши Фролова, Феди Трубецкого (где вы сейчас, ребята?)... Но Юркины коллеги, начинавшие с таких квартирников, сейчас собирают стадионы. А он так привык играть для компактной аудитории, что не обращает внимания на то, насколько он перерос ее... Дополнительной преградой на пути этой музыки к массовому слушателю стал перфекционизм ее автора: имея в запасе материалов на 10 полноценных альбомов (я считала), Юра не спешит записывать

эти вещи. Причина такой ситуации понятна: в течение длительного времени не имея возможности делегировать процесс записи и сведения профессионалам, Наумов просто разжился домашней студией и аранжирует, микширует и издает свои

альбомы сам. А значит - тратит на каждую пластинку гораздо больше времени, нежели при "командной работе", и заставляет своих слушателей изнывать от

нетерпения, дожидаясь, пока увидят свет "Сарабанда", "Метафизические опыты", "Всемирный закон торможения", "Печальные сказки" или "Пьяница радуги".

И на этот раз вместо новых работ автор презентует вещи из архива: в России впервые издан на CD его магнитоальбом "Не Поддающийся Проверке" (1987 г.) и переиздан в новом оформлении "Блюз в 1000 дней". Первая пластинка - настоящий раритет, имеющий хождение в рядах меломанов исклоючительно на рассыпающихся от старости катушках и кассетах, вторая выходит в новом оформлении, и, как обещает автор, "с более насыщенным звуком и с двумя концертными бонус-треками". Однако представленные на этих альбомах материалы настолько сильно проигрывают даже творчеству Наумова образца лохматого 89-го года, что рассматривать их как полноценный заменитель новых работ просто невозможно.

Так что единственный шанс вновь услышать психоделические вещи Юры Наумова - это, следуя заведенной традиции, прийти на его концерт.

 

ZvukiRu - 4.10.2002, Соня СОКОЛОВА

Share this post


Link to post
Share on other sites

Юрий Наумов: Русский блюз – это я!

 

 

yn-d1.jpg

 

 

(по материалам сайта sqd.ru, 2005):

 

Имя Юрия Наумова мало что говорит меломанам младше тридцати. Зато хорошо знакомо старшему поколению любителей русского рока, которые помнят первый рок-фестиваль в Питере, помнят странного длинноволосого человека с гитарой и светлым неземным лицом солдата, «отдавшего сердце рок-н-роллу». С тех пор, как студента Наумова исключили с 5-го курса медицинского института за пропаганду буржуазной культуры, прошло целых 25 лет. С 1990 года его концерты прошли во многих городах США, а также в Лондоне, Амстердаме, Иерусалиме, Берлине, Бергене; музыкант принимал участие в Ben & Jerry Rock Festival (1994, Vermont, USA), Bergen Blues Festival (1996, Norway). Журналы Guitar World и The New York Magazine назвали его «группой из одного человека, который звучит так, как если бы одновременно играли три гитариста».

 

В 2005 году Юрий Наумов выпустил большой двухчастный концертный альбом. В связи с рождением сына Юрий приостановил концертную деятельность и записи новых композиций. Сидя за домашним компьютером, он перебрал более 40 своих концертных записей с 1990 по 2004 год и свел около пяти версий выступлений разных лет в два диска с патетическим названием «Рожден, чтоб играть». Первая часть – хлесткие молодые блюзы, на обложке – святая троица: папа, сын и гитара. На втором диске собраны более поздние и тяжелые психоделические вещи.

 

 

Тяжело было адаптироваться в чужой стране?

 

– Я уехал не гонимый, а влекомый. Уехал по своей воле из страны, на языке которой пел, в страну, из которой пришла в мир звуковая вибрация. Потери были гораздо меньше, чем приобретения. Ни для кого не секрет, что мои тексты – это не стихи, а просто слова на музыку. Звук всегда был для меня первичен. Благодаря моему отъезду в США сейчас я владею инструментом на уровне, о котором лет шесть назад даже мечтать не мог.

 

Вы как-то адаптируете свое творчество для иноязычной аудитории или играете для русских эмигрантов?

 

– Процентов семьдесят моих вещей не нуждается в адаптации, поскольку текст в них не несет особой нагрузки. Это «Бэби-блюз», «Азиатская месса», «Я не вижу солнца» и многие другие вещи, где основная ткань повествования – звук. Эти песни воспринимают носители любого языка. Когда я играл в Амстердаме пару лет назад, люди в зале плакали, не понимая ни единого слова. Это нормально. Никому ведь не пришло бы в голову переводить песни «Битлз», где все и так понятно. В музыке Led Zeppelin динамика звука тоже берет свое, а вот Боба Дилана бессмысленно слушать, не понимая слов. Свои «текстовые» композиции, такие как «Дорога назад» или «Сказка о Карле», я не играю за рубежом. В этом и состоит адаптация моего творчества.

 

Вы были на концертах своих подростковых кумиров?

 

– Да, безусловно. Со многими из них я даже познакомился и приятно пообщался. Это Роберт Фрипп, Брайан Ино. Успел поговорить с Джерри Гарсиа за месяц до его смерти. Ну что тут можно рассказать? Нормальные дядьки. Не знаю, дело не в этом. Думаю, их достаточно просто слушать.

 

Вы приехали играть русский блюз на родину блюза. Удалось ли Вам найти свое место в чужой музыкальной традиции?

 

– Сложно сказать. Понимаете… вот был артист Нежинский, был Дягилев. После них по проложенной тропе Нуриев и Барышников, отрываясь от сердца СССР, едут на Запад и утверждаются как звезды. А теперь представьте себе, что приезжает в Америку безгранично таланливый мальчик из Улан-Батора. Здравствуйте, я артист балета! Ему ничего не светит, каким бы талантливым он не был. Маломальски играющую группу из Ливерпуля готов раскрутить любой. Родина «Битлов» распахнет перед ними все двери. А какие-нибудь виртуозные голландцы останутся на пороге. Я кладу свою жизнь на то, чтобы сделать в Америке звук именно русского блюза. Если этот звук останется как уникальное искусство, как отдельная карта в музыкальном мире при моей жизни или после смерти, дорога будет проложена и следующему русскому блюзмену не придется стоять на улице. Я дам ему входную звуковую карту. Пока я кладу на это свою жизнь, у меня не может быть никаких сожалений или разочарований. Это рубилово на много лет. Ставка сделана – я пошел.

 

А русский блюз действительно существует? Можете кого-то назвать в качестве примера?

 

– Честно говоря, некого, но надеюсь, что это дело времени. А пока на этот вопрос я отвечу нагло, как Гете про немецкую литературу. Русский блюз – это я!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Внимание:

 

выставленные далее аудиофайлы, хоть и соответствуют полностью требованиям раздела относительно качества, на этот раз не являются никаким "релизом Бронехода", а предоставляются в качестве ознакомительного материала.

 

В отличие от остальных артистов, чьё творчество любезно распространяет Бронеход - Юрий Наумов является стопроцентно самофинансируемой творческой единицей, и реализацией обственного творчества (в том числе, распространением дисков) занимается собственноручно и единолично, без каких-либо посредников.

 

Сайт Юрия в Интернете: http://russianblues.com

 

Те, кого творчество Юрия, возможно, заинтересовало - приглашаются понравившиеся диски приобрести, и получить сверкающие новизной артефакты из первых рук.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Московский Буги - 1994

 

 

mb1.jpg

 

mb2.jpg

 

 

1. Московский буги

2. Поролоновый город

3. Никак не похоже на блюз (Бери легче) (MP3)

4. Возвращение блудного сына

5. Пинг-понг блюз (Инстр.)

6. Звездная ночь (MP3)

7. Я собрался не туда

8. Дорога назад

9. Нью-Йорк, 5-я авеню (Инстр.)

10.Сказка о Карле, короле рок-н-ролла

11.Театр Станиславского

 

Общее звучание: 55:44

 

 

Скрытый текст

 

Записано во время концерта в Большом зале ДК им. С.П.Горбунова, г.Москва, 27.04.1994

Звук: Монофонический

Звукорежиссер записи и сведения: Александр Косов / студия при ГММК им. М.И.Глинки, г. Москва.

Фото: Сергей Бабенко

Графический дизайн и мастеринг: Юрий Наумов.

Используемые инструменты:

9-струнная акустическая гитара работы Сергея Ноздрина,

электрический звукосниматель DEAN MARKLEY ZN-7,

блок гитарных еффектов ZOOM 9002,

вокальный микрофон SHURE BETA 58.

 

 

Предыстория:

Пиратский бутлег, первоначально изданный студией FeeLee records без согласия музыканта.

В 2000-м году Юрий Наумов выпустил авторскую версию этого диска, который был представлен 18.11.2000 в Москве, в ЦДХ.

Диск имеет новую обложку, произведен ремастеринг звука.

Пиратская версия диска имела следующую обложку:

(Фото и дизайн : Павел Павлик, фотограф: Сергей Бабенко)

cdboogie.jpg

boogie.jpg

 

Пресса о диске:

Концерт в Москве популярного в конце 80-х блюзового гитариста Юрия Наумова,

вернувшегося после четырех лет пребывания на родине блюза.

Гитарные переливы, изощренная смесь городского романса и блюза, высокопарные тексты...

-------

"Живое" выступление лучшего российского блюзового акустического гитариста

в 1994 году в Горбушке.

Если из Башлачева сделали пророка после смерти,

то Наумов просто взял и свалил из России, не дожидаясь подобной участи.

Уехал "повышать" свой профессиональный уровень и петь тем, кто понимает, что такое блюз.

Не принятый до конца на Родине, ненужный, в общем–то, и там, так и мотается теперь— то туда, то сюда. Наши "рок–гуру" его не любили, так как видели, что стихи и музыку он пишет,

не выдрючивая себя, а вымучивая, сбивая душу в кровь.

Что он ИГРАЕТ, а не рассказывает об этом в прессе.

Ему бы ущербинки какой–никакой, чтобы его полюбили, а он лез и пер напролом.

Ему бы чуть стать попроще, а он усложнял и усложнял.

И кому он действительно такой нужен? С "Московским буги", "Никак не похоже на блюз", "Дорогой назад", "Сказкой о Карле", "Театром Станиславского"...

Если у вас есть чем думать — эта кассета для вас,

если вы хотите послушать настоящего виртуоза гитары — эта музыка ваша.

-------

Немного обеднив ситуацию, можно было бы сказать, что Наумов - уникальнейший гитарист блюзового свойства.

Что касается поэтики, ее корни можно найти в творчестве Башлачева и Майка Науменко.

Плюс - рефлексирующее космополитическое сознание, не лишенное хиппической драмы российского оттенка.

"Московский буги", виртуознейший по исполнению, немного холодный по содержанию и необычайно драматичный по настроению,

записан на концерте в ДК Горбунова.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Рожден чтоб играть – 2004, 2005

 

 

born2play.jpgborn2play2.jpg

 

 

Диск 1

 

Дата выхода в свет: 04.10.2004

Длительность: 71:40

 

1. Интро (инстр)

2. Шкодный блюз (MP3)

3. Ты и я

4. Я забыл где мой дом

5. Ночь на Хай-Вей (инстр)

6. Та, с которой шёл

7. Тривиальная история

8. Возвращение Блудного Сына

9. Пинг-понг блюз (инстр)

10. Любовь

11. Рожден, чтоб играть (MP3)

12. Печальные сказки

 

 

Диск 2

 

Дата выхода в свет: 09.04.2005

Длительность: 72:58

 

1. Интро (инстр)

2. Азиатская Месса

3. Этой ночью (MP3)

4. Звездная ночь

5. Никак не похоже на блюз

6. Ночной Полет I

7. Ночной Полет II

8. Бейби-Блюз (MP3)

9. Сказка о Карле, Короле Рок-н-Ролла

10. Нью-Йорк, 5-е авеню (инстр.) (MP3)

11. Театр Станиславского

 

 

Скрытый текст

 

 

babeblus.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

Рок Как Будто Блюз – 2008

 

 

RLB-big.jpg

 

 

1. Рок Как Будто Блюз

2. Шкодский Блюз

3. Никак Не Похоже На Блюз

4. Звёздная Ночь

5. Night on the Highway

6. Вера

7. Всемирный Закон Торможенья

8. Пинг-Понг Блюз

9. Космос

10. Рождён Чтоб Играть

11. Седьмая Глава

 

Дата выхода в свет: April 15, 2008

Длительность: 82:47

 

Скрытый текст

MP3 / 320kbps

Size: 157MB

Download links: http://rapidshare.com/files/189596402/Yuri..._Like_Blues.rar

Share this post


Link to post
Share on other sites

интервью

 

для полонеза

Share this post


Link to post
Share on other sites

Другая музыка.

 

 

inMoscow2.jpg

 

 

- Ребята, а сегодня веселых песен совсем не будет...

 

Господи, вот так начало, - думаешь. Оповестил... Резкая гитара, иногда подвывающая, проваливающаяся, кричащая. Хочется вспомнить, на кого похоже. Ни на кого. Досадно плохая фонограмма продирается сквозь лентопротяжный механизм "Маяка". Звуки, выкатываясь, как шары, падают на пол, оставляя за собой ноющее густое эхо.

 

- Мужики, а кто это ?

 

- Юрий Наумов, он недавно в Харькове был.

 

Осень. Год 1988.

 

Отвлекаешься от записи. Пусть его крутится. Вернемся к беседе. Опрокинем как надо...

 

...КАТАФАЛК. Неприятное слово. Свистящим шепотом влетает в комнату, режет надвое наш неторопливый базар.

 

...НЕ ОСТАНОВИТЬ, Я ЗНАЮ, МАМА... Ну, это уж слишком. Теперь - либо выключить, либо слушать. Выключить нельзя - это как отвернуться. Да кто же он такой, черт возьми?! Очередной рок-бард, последователь сияющего Боба? Куда там, пронизывающим неуютом сквозит "Маяк". Черная песня, как прорубь. И ни капли стеба. Ни тени ухмылки. Катафалк настоящий. Реальней асфальтового катка под окном (туда-сюда). Тяжелее ночи. Ну-у нет. Барышни морщатся, просят сменить катушку. Ладно, заберем, дома послушаем. Катушку в сумку и домой, назад домой.

 

...ТО, ЧТО МНЕ БЫЛО ДОРОГОЙ НАЗАД... Всю дорогу по дороге домой, по дороге назад, странный текст ворочается в башке, как невыспавшаяся змея, извивается, сворачивается кольцами, вылазит на поверхность сознания обрывками фраз... ОН БЫЛ ТАК ПОХОЖ НА ПЛЕБЕЯ, ЭТОТ ЛЮМПЕН-ПАТРИЦИЙ... о ком это он? В метро - искусственный свежий ветер. Там не бывает холодно, но хочется укутаться... ЭТО БЫЛ ВЕЛИКИЙ БЕЛЫЙ БЛЕФ... Наверх. Еще 15 минут сквозь пахнущий жжеными листьями вечерний микрорайон. Один проходной двор на квадратные километры.

...ЗДЕСЬ КОТЛЕТКИ - ТОЛЬКО ТЕМ, КТО В КЛЕТКЕ...

 

Щелк ключом. Клац клавишей ВОСПР. ... МАМА, Я ЗДЕСЬ, Я СНОВА ДОМА.

 

Я нашел его, нажимая кнопки.

 

 

Через 8 лет мне удалось поговорить с этим парнем.

 

 

naumov.jpg

 

E-mail-интервью с Юрием Наумовым .

08/09/96 - 15/09/96

 

Этот недлинный разговор по сути является e-mail перепиской. Он растянулся на пять вечеров. На пять вечеров, за которые я благодарен Юре Наумову.

 

UN: Саша, привет.

 

Ну, поехали:

 

ZR: Юра, когда ты начал играть?

 

UN: В феврале 1974 (мне было неполных 12 лет)

 

ZR: А когда написал первую песню?

 

UN: Уточни: сочинил первую музыку или написал первый текст? Поскольку процесс этот не одновременный, разница существенна.

 

ZR: Когда первый текст? Ты сейчас его помнишь?

 

UN: Март 1982, назывался он "Депрессия-2" и был последней песней на моем первом альбоме - "Депрессия"

 

ZR: А первую музыку? Подозреваю, что как только играть начал, да?

 

UN: Лето 1976. Мне было 14.

 

ZR: Встреть ты сейчас того, маленького Юру, что бы ты ему сказал?

 

UN: Наберись терпения и мужества, потому что все будет намного тяжелее, чем ты думаешь...

 

ZR: Очень странный выбор: 9-ти струнная гитара... Почему их девять?

 

UN: Моя первая гитара была 7-струнной, и я ее переделал в 6-струнную. Затем, в 1983 я поехал в Питер в первый раз и там купил себе 12-струнку: я пытался найти 6-струнную "Кремону" (Чехословакия или ГДР), но их не было. Экспериментируя с 12-струнной, я быстро выяснил, что мне нравится идея сдвоенных тонких струн (пространственный звук), и ломают сдвоенные басовые (размазанный, неплотный звук из-за дублированной верхней октавы). Решение: 12 - 3 = 9.

 

ZR: Кого ты еще знаешь, кто бы играл на 9-ти?

 

UN: Никого. Но поскольку мир велик, и гитаристов сотни тысяч, я могу себе представить, что еще кто-то где-то втихаря щиплет 9 струн...

 

ZR: Твоя манера игры очень необычна, по крайней мере, в России так не играли. Скажи, у кого ты учился? На кого хотел быть похожим в 16 лет?

 

UN: В течении 6 лет, проведенных мною в Нью-Йорке, выяснилось, что так и в мире никто не играет. Экспертами в оценке выступили различные люди в возрасте от 20 до 80, включая Леса Пола (ныне покойного) и Элроя Джеймса (учителя Стенли Джордана), которые видали-повидали все.

 

Первые аккорды (минорные, мажорные и пару септовых) и постановку барре мне показал Сергей Вязунов. Он организовал в нашей школе клуб любителей гитары, который просуществовал около 4-х месяцев, так что мои начальные познания - оттуда. Я был тогда в 5-м классе, он в 8-м.

 

Изначальная ориентация была на рок, причем тяготеющий к тяжелому, и на гитару в контексте рок-группы. Вычленение ее из этого контекста произошло потом...

 

А в 16 лет я прикалывался к риффам "Deep Purple", мне очень нравилась манера Дэйва Хилла (гитарист из "Slade"), очень нравилась манера бас-гитариста Гарри Тайна ("Uriah Heep" с 1972 по 1975 год). А похожим мне хотелось быть на Джона Леннона и Джимми Пейджа, причем одновременно.

 

ZR: Юра, как мне известно, группа "Проходной Двор" состояла с 1987 года из тебя одного, только древняя "Депрессия" была настоящим групповым альбомом. Почему кроме первого и последнего альбома "Violet" ты все время работал один?

 

UN: Так сложилось...

 

ZR: Ты любишь одиночество, вообще говоря?

 

UN: Слово "любишь" в приложении к одиночеству странно звучит... Одиночество можно принимать или не принимать. Я принимаю.

 

ZR: Несмотря на то, что ты практически всегда выступаешь один, "Violet" записан с группой. Значит ли это возврат к проекту "Проходного Двора" как настоящей группы?

 

UN: Нет, не значит. Это значит лишь то, что в студийных условиях я стремлюсь к тому, чтобы воплотить свои песни максимально близко к тому, как я их слышу в своей голове.

А на сцене мне по кайфу рубиться в одиночку.

 

Мои вещи имеют сильную персональную подоплеку. И меня одного в общем-то достаточно для адекватного сценического воплощения.

 

ZR: Не хотелось ли тебе сделать чисто акустический альбом с хорошими мастерами? Или ты считаешь это помехой твоим стихам (слово "текст" как-то не клеится)?

 

UN: Ну, во первых, слово "текст" абсолютно уместно. Стихов-то как раз я не пишу. Это именно тексты, специально написанные для конкретной музыки.

 

Тексты важны, но самодовлеющего значения они не имеют, как, собственно, и гитарные дела. Это составляющие элементы некой субстанции, которая должна быть адекватно воплощена.

Чисто акустический - нет. Я не люблю акустику. Акустика вперемешку с рубиловом - об этом можно подумать...

 

ZR: Не думаешь ли ты, что электроника вредит живому звуку твоей гитары?

 

UN: Я не подписывался на "экологически чистые" звуки. Еще раз повторю, я не слушаю чисто гитарную музыку. Меня не это интересует. Гитара для меня есть предпосылка для выхода за предел, для совершения путешествия посредством звука, т.е. гитара - как генератор начальных идей для такого путешествия. Короче, для чего-то небывалого. Дальше эти идеи могут трансформироваться или оставаться в формате акустики. Если я слышу в своей голове электрическое рубилово, и у меня есть устойчивое согласие по поводу него, значит, сия песня будет "наэлектризованной".

 

ZR: Многие творческие люди пытались проанализировать процесс творчества. Маяковский и Эдгар По уверяли что, мол, умом пишут. БГ - тот гнет свое: это-де как дерево растет. Дали сомневался: то ли башкой думать надо, то ли мака побольше съесть. Что ты об этом скажешь? У тебя как оно?

 

UN: На меня идеи не сваливаются в готовом виде. Я часто просто дрейфую по грифу. Но у меня ушки на макушке. Если спонтанно рождается классная идея, я ее в состоянии узнать, причем - немедленно. Т.е. есть некий встроенный навигационный прибор, который, по моему ощущению, довольно нехило отстроен.

 

ZR: Твои песни, они о двух дорогах. Одна назад. Вторая наверх. Так что же такое дорога назад? И где этот верх?

 

UN: А мне-то зачем комментировать? Лучше, чем в песнях, мне все равно не сказать...

 

ZR: Как ты относишься к религии?

 

UN: Я к ней отношусь.

 

ZR: Юра, тебе говорили о том, что твои вещи тяжелы для восприятия?

 

UN: Говорили...

 

ZR: Не пытался ли ты когда-нибудь сделать их... понятнее, что ли?

 

UN: А зачем? Предпосылка для их понимания задается тем, что это честные песни. Если человек умом не понимает, но сердцем чувствует, что ему не лгут, то начало положено, а дальше уж - как получится...

 

ZR: У тебя практически нет веселых песен... Заводных тоже практически нет. Пытался ли ты когда-нибудь сделать что-нибудь в этом духе? Если нет, то почему?

 

UN: Дело, наверное, в том, что меня традиционно "веселые" песни не веселят, и "заводные" не заводят. Сколько я себя помню, я тяготел к темному, угрюмому и замедленному формату. Потом, радостные переживания моей жизни не связаны с моментами творческого вдохновения. Это идет по разным каналам. А раз так, то зачем насиловать себя? В мире до хрена веселых и заводных песен... Меня интересовал момент магии, и когда она есть - в ней и радость, и заводка, и еще до хрена всего...

 

ZR: В одной из своих старых песен ты называешь себя солдатом рок-н-ролла. Скажи, ты сохранил этот образ? Считаешь ли ты себя сейчас адекватным стилю рок (или блюз даже)?

 

UN: Пожалуй, что и нет. Момент "солдата рок-н-ролла" предполагает принадлежность некой армии, причастность к ней. Во мне это чувство причастности улетучилось. Я - сам по себе, причем давно. Я не знаю, адекватен ли я СТИЛЮ блюза (их - немало), я знаю, что я адекватен БЛЮЗУ. Просто блюз этот весьма специальный и отстегнутый (непричастный).

 

ZR: Общаешься ли ты сейчас с российской рок-н-ролльной средой?

 

UN: Впрямую - нет.

 

ZR: Кого из нее считаешь наиболее близким тебе по духу? Есть ли такие люди?

 

UN: Когда я был юным (19-21), наиболее близким мне по духу был Майк Науменко периода 1980-82 года. Я услышал песни в записи и был потрясен.

 

Впоследствии на меня произвели сильное впечатление артистизм Кинчева, мощь и глубина Башлачева - здесь уже речь идет о непосредственном опыте общения (1985). С тех пор Костя ушел на стадионы, а Майк и Башлачев - из жизни. Были еще люди с достойными находками, но Майк был в ту пору наиболее родной. А с 25-летнего возраста и позднее - похоже, и нет никого.

 

ZR: А не в рок-н-ролле ?

 

UN: Вне рок-н-ролла:

из художников - Макс Эшер, Фрэнсис Бэкон, Михаил Шемякин (периода 74-78 гг.), многие средневековые европейцы, в частности, Вермеер, Ван Эйк, Дюрер, Брегель, Босх... В целом период с 1480 по ранние 1600-е изобилует совершенно ломовыми картинами.

 

В кино: прежде всего Алан Паркер (особенно "Birdy" и "Midnight Express").

 

В литературе: Александр Зиновьев ("Зияющие Высоты", "Желтый Дом", "Иди на Голгофу") ну и, конечно, булгаковский Мастер...

 

ZR: Ты был лично знаком с Башлачевым? Могу я спросить, как вы познакомились и стали ли друзьями?

 

UN: Мы с ним познакомились в кафе "Сайгон" в Питере в феврале 1985 года. Нас представил друг другу Игорь Леонов, бывший в ту пору секретарем ленинградского рок-клуба. У меня должен был вскоре состояться очередной квартирный концерт у совершенно чудесного человека по имени Паша Краев. И я позвал Сашу на свои квартирник. Он пришел. Музыка, игра и общая подача ему были в кайф, однако тексты мои ему не покатили. Тем не менее, он оставил свой адрес и телефон и позвал в гости. У него (точнее, у Жени Каменицкой, на которой он был в ту пору женат) я его в первый раз и услышал. "Время колокольчиков", "Некому березу заломати", ряд других вещей, которые он сочинил буквально за 2-3 месяца до этого. Ну конечно, я был потрясен.

 

Мы достаточно тесно общались на протяжении примерно 4-х месяцев. Собственно, с Костей Кинчевым я познакомился на Башлачевском дне рожденья. Отношения с Башлачевым в тот период были теплыми и уважительными, хотя назвать их дружескими было бы чересчур громким словом.

 

ZR: Считаешь ли ты, что у русского музыканта (поэта, художника) есть шансы пробиться к успеху в Америке? Стать там популярным?

 

UN: Тут нужно определиться в критериях успеха. В таких, например, моментах: элитарный или широкий, минутный или длительный, прижизненный или посмертный ну и т.д.

 

Например, когда я был подростком, в России был очень популярен американский певец-перебежчик Дин Рид. Его пластинки раскупались миллионами, он из года в год светился в "голубых огоньках": широкая улыбка, теплый баритон, короче - секс-символ. Снимался в кино с Гойко Митичем (был такой югославский актер-культурист, игравший индейцев). Потом он погиб в ГДР в автокатастрофе при загадочных обстоятельствах (ходили слухи, что это подстроили люди из Штази)

Прошли годы. В миллионах русских домов пылятся его пластинки. Ну и хули?

 

Василий Кандинский, Антон и Михаил Чеховы, Петр Чайковский посмертно успешны в Америке, популярны, а главное - актуальны.

 

ZR: Да. Но я о живых спрашивал. Просто лично мне, никогда в Штатах не бывшему, Америка представляется некой машиной, для которой топливо - все, а output - гамбургер из McDonalds.

 

UN: Я сталкивался с людьми, никогда не бывавшими в России, которым Совок представлялся некой машиной, для которой топливо - все , а output - спичечный коробок из Гулага...

 

ZR: Однако и то, и другое - попытка определения фона, среды. Вопрос был: сможет ли в этой среде пробиться - выжить - нечто ей несвойственное, непривычное, не по ее законам сделанное?

 

UN: Ответ: в принципе да, если сможет найти или создать для себя нишу.

 

ZR: Творец жив своей популярностью, а она определяется простым большинством голосов. Как же быть?

 

UN: Ну да... В 20-е годы творец Демьян Бедный был намного популярнее творца Сергея Есенина. И я не знаю, как тут быть. Александр Зиновьев в своей книге "Иди на Голгофу" писал: "Религия побеждает, идя дорогой поражений - такова ее историческая роль".

Наверное, надо различать сиюминутное большинство голосов и сумму голосов на протяжении времени. Не знаю...

 

ZR: У тебя есть американская (именно американская, не-эмигрантская) аудитория?

 

UN: Поскольку я играю большей частью в Нью-Йорке, аудитория смешанная. Чисто американская аудитория, в принципе, может сложится лишь в случае успешной и длительной карьеры. Это трудно, но не исключено.

 

ZR: По стране разошлись тысячи кассет с записями бутлегов, концертные записи неизвестно где, кем и когда сделанные. А почему бы тебе не собрать твои старые (и не такие уж старые) гитарные вещи, да и не выпустить альбомом? Ведь куча песен так ни в один альбом и не вошли.

 

UN: Саша, я уже говорил: я не люблю акустику, понимаешь? У меня не было возможности спокойно и сосредоточенно работать над альбомами, которые я задумал. Сейчас эта ситуация потихоньку выравнивается. "Violet" - первая (и, я надеюсь, не последняя) ласточка.

 

ZR: Правда ли, что "Московский блюз" - совершенно "copyleft", и ты не знал о его записи?

 

UN: На самом деле, "Московский буги".

Нет, он "copyleft" лишь отчасти. Я знал о сделанной записи, и я приложил усилия к тому чтоб альбом по содержанию и последовательности песен был таким, какой он есть. По возвращении в США я переслал в "Фили Рекордс" (цифровая запись была в их распоряжении) свои подробные предложения по альбому вместе с контрактом. Моим предложениям "Фили" последовали, но контракт не подписали, а просто пропали на 5 месяцев из поля зрения. Как впоследствии выяснилось, они втихую шлепнули тираж в Австрии (количество CD мне неизвестно) и лишь потом поставили меня перед сим радостным фактом.

 

Я был огорчен, но не удивлен...

 

ZR: Знаешь ли ты уже, каким будет твой следующий диск?

 

UN: Да, примерно представляю...

 

ZR: Песни судит аудитория. Были ли для тебя неожиданности, когда мнение публики не совпадало с твоим собственным мнением?

Неожиданный успех песни?

 

UN: Ты знаешь, настолько, насколько я могу судить в ретроспективе, мне на публику повезло более, чем кому-либо из моих коллег по рок-андерграунду.

 

Я побывал на подпольных и полуподпольных концертах большинства значительных рок-художников моего времени и преисполнился гордостью за свою аудиторию. По степени глубины вруба и эмоциональной самоотдаче это было лучшее из возможного. Предел мечтаний для художника. Моя аудитория мне предоставляла пространство, в котором я мог существовать как предельный художник и отыгрывать безумные по насыщенности концерты. Не капустники, не тусовки и не посиделки, а именно концерты. У меня была возможность строить концерт, как некую ткань, по своей драматургии и песни были просто составляющими элементами ткани...

 

Реакция моей публики на ткань в целом была адекватной.

 

ZR: Может, и не очень корректный вопрос, и все же: какие из своих песен ты сам больше любишь? Есть ли те, что ты сам считаешь неудачей?

 

UN: Есть неудачи, и таких - навалом в периоде 1982-83 годов. Я был еще маленький, и песни - детскими. Начиная с 1985 года крупных неудач - считанные единицы. Касательно любимых: практически все психоделические и все медленные блюзы.

 

ZR: Юра, ты стал, по-видимому, первым русским музыкантом, заведшим свой Home Page в Интернет. Кто-то посоветовал или ты сам на это внимание обратил?

 

UN: Я не уверен насчет своего приоритета в этом деле. Просто среди молодых программистов, переехавших в США, были те, кто знал и любил мои песни. С их легкой руки я был представлен этому формату, и я очень им благодарен. Сам бы я в это не раскрутился: в школе я был двоечником по математике. Компьютер у меня устойчиво ассоциировался с математикой, и у меня был комплекс неполноценности в отношении всех этих дел.

 

ZR: Твоя страница сделана в коммерческом духе, как-то диссонируя с твоим творчеством. Кстати, она сделана очень здорово.

 

UN: В американском лексиконе года полтора назад появилось словечко "infomercial": синтез информации и коммерции. И это словцо вполне применимо к моему HomePage. Предположим, тебя покоробил тот факт, что там существует коммерческая реклама моего нового альбома "Violet". Но позволь спросить: а каким бы еще путем ты узнал о существовании этой работы? Из журнала "Billboard"? Из передач российского ТВ? Допустим, тебе интересно мое творчество. Им - похуй. Они могут предложить свои услуги по раскрутке и заломить за это деньги, которых я сроду в руках не держал. Иных мотивов, кроме как "нарубить капусту" у подавляющего большинства этих людей нет. И они все безумно деловые и занятые. Ни я, ни моя музыка им не интересны - у них есть дела поважнее. Так зачем мне обременять их своими проблемами? Не лучше ли выйти напрямую в мир, рассказать о себе, рассказать о своем продукте и предоставить желающим его приобрести такую возможность? По-моему, все честно.

 

ZR: Нет спора. Ты делал эту HP сам, или ее сделали по твоему заказу?

 

UN: Самый первый вариант и общую концепцию мне сделал Алекс Коллаген. Было это около года назад. Изначальная концепция, в общем, сохранена. Но по мере освоения компьютерной графики я вносил в него изменения и дополнения, пока он не принял свой сегодняшний вид.

 

ZR: Когда ты вообще Интернетом занялся?

 

UN: Года полтора назад.

 

ZR: И что тебя в нем привлекает?

 

UN: Демократичность.

 

ZR: Почему бы тебе не опубликовать на твоем Home Page все твои тексты?

 

UN: Я все же предпочел бы сначала выпустить альбомы.

 

ZR: Юра, скажи, когда родилась идея "Violet"? Насколько я знаю, в него вошли абсолютно незнакомые публике вещи, только "Поролоновый Город" из старых запасов. Все эти песни американского периода?

 

UN: Идея "Violet" была со мной всю мою сознательную жизнь. Я еще ребенком знал, что это мой самый любимый цвет, и, став музыкантом, я знал, что когда-нибудь запишу альбом, названный этим цветом. На момент 1983-84 года я вовсю флиртовал с этой идеей. Каждый раз отбирались разные песни, но изначальная установка была сразу на то, что альбом будет темным, тяжелым, болезненным и отстраненным. Короче, все кайфы. В свой окончательный вариант идея оформилась к лету 1989 года. К тому времени были сочинены все песни, составляющие данную работу. И в один прекрасный день они склеились в моей голове в то, что и есть окончательный "Violet". Все эти песни русского периода.

 

ZR: Ты можешь сказать о "Violet" что он концептуален (так же, как, скажем, "Перекати Поле")? Изменился ли посыл? В чем его отличие?

 

UN: В общем, да. Эмоционально концептуален. Мне трудно судить о том, изменился ли посыл... Для меня внутренне - вроде бы нет. Для людей вовне - возможно, да...

 

ZR: В отличие от музыкального лаконизма предыдущих твоих вещей, "Violet" насыщен звуком. Чем вызвана такая перемена?

 

UN: Возможностью наконец-то поработать в человеческих условиях.

 

ZR: Не боишься ли ты потерять своего слушателя, выращенного на другом музыкальном материале?

 

UN: Я исхожу из предпосылки, что мой слушатель уже потерян. Я молчал 7 лет. Для рок-н-ролла это целая вечность. Я начинаю как бы заново.

 

ZR: Изменилось ли с тех пор твое восприятие и понимание музыки? В какую сторону спектра сместится следующий альбом?

 

UN: В чем-то восприятие изменилось, и сильно. Но в целом это довольно органичная эволюция. По ощущению, меня особенно не заносило.

В моих сегодняшних поисках есть преемственность относительно пласта 10-летней давности. А касательно спектрального анализа: возможно, в инфракрасный... Во всяком случае, до зеленого, я надеюсь, не дойдет.

 

ZR: Будет ли "Violet" в программе твоих московских концертов, и когда нам следует ждать сами концерты?

 

UN: Все, что можно воспроизвести в акустической версии, будет исполняться. Во всяком случае, "Поролоновый Город" и "Ночной Полет" - наверняка.

По крайней мере один концерт должен быть в субботу, 26 октября в 19:00 в Москве, в Центральном Доме Художника на Крымском Валу. Возможны одно-два клубных выступления. Все это на стадии переговоров.

 

ZR: Ты много пел о беге (о бегстве?). Скажи, закончен ли он для тебя? Успокоился ли ты? Нашел ли то, для чего ты бежал?

 

UN: Забавный вопрос для закоренелого эскэйписта... касательно города и страны, в которой я живу - пожалуй, что закончен. Для меня сегодняшнего ничего лучше Нью-Йорка нет и быть не может. То, ради чего я бежал, я всегда имел в себе. У меня нет внутреннего конфликта. Мои проблемы были внешние и, кроме как бегством, они не решались. Здесь до хрена внешних проблем, но по большому счету они не конфликтуют с моей внутренней сутью.

 

ZR: Не надоел ли тебе этот "Zhurnal.ru" со своими вопросами?

 

UN: Немного...

 

ZR: Что ж, "...и Шахерезада прекратила дозволенные речи". С сожалением, должен заметить. :lol:

До связи.

 

UN: До связи.

 

 

С Юрием Наумовым e-mailировал Саша Шерман sherman@zhurnal.ru.

Исходная публикация находится на сайте ZHURNAL.RU.

Share this post


Link to post
Share on other sites

по материалам сайта topnikoff.ru (Николай Топников - импрессарио российских концертов Юрия Наумова):

 

Осенью 1990 года Юрий Наумов эмигрирует в США, мотивируя это тем, что здесь у него нет возможности развиваться как художнику в музыкальном плане.

 

Из интервью Юрия Наумова:

"... Я уехал из страны, потому что понял тогда одну вещь: канал восприятия звука в России - импортный. Родной язык в этой стране является превалирующей ценностью. Он важнее, чем звук. И если бы не уехал, я бы остался художником, но только в текстовом канале восприятия, а меня это не устраивало. Мне хотелось, чтобы звук и язык стояли наравне..."

 

В 1994 году Юрий Наумов впервые после отъезда приехал в Москву и сыграл знаменитый концерт в "Горбушке", часть песен, из которого фирма "FeeLee" выпустила на компакт-диске "Московский Буги" без согласования с автором (в 2000 году Юрий Наумов выпустил официальную версию этого альбома). С этого момента приезды в Москву стали регулярными - каждую весну и осень Юрий Наумов приезжает в столицу и дает несколько концертов в Центральном Доме Художника. В один из этих приездов Юрий и начал работать над новым альбомом, который впоследствии получил название "Violet". Однако, вариант, записанный в России, его не устроил, и окончательная версия альбома была записана в Калифорнии.

 

Из интервью Юрия Наумова:

"... Вот вам ситуация - мой слушатель в основном здесь. Я попытался сделать работу в России, и ничего не вышло. Я приезжаю выступать сюда, но чтобы осуществить задуманное, я должен работать там..."

 

Музыка.

Это блюз, но не тот стандартный классический квадрат с тремя аккордами и тремя строчками текста в куплете, а тот, про который сказано в фильме Р. Дж. Хилла "Перекресток" (за точную цитату не ручаюсь): "Блюз - это когда хорошему человеку грустно". Надеюсь, что через 10-15 лет музыкальные критики будут говорить, что эталон блюза - это творчество Юрия Наумова. "Я знаю, что по чувству и, по сути, это блюз. Приватная религия, воплощенная в звуке"(из интервью).

 

Гитара.

"Гитара сделана российским мастером Сережей Ноздриным... У него есть потенциал гениального мастера. Он виолончельный мастер, это была его вторая гитара... Он построил эту гитару, вторую из созданных им, специально по моему заказу. Заказ был такой - сделать достаточно широкий гриф, сделать гитару 9-струнной, и концепция здесь такова, что басовые струны здесь одинарные, а сольные струны сдвоенные, и за счет этого достигаешь при солировании эффекта пространственности, но при этом бас... фундаментальный..."

 

При этом гитара настроена на квинту ниже обычного строя, из-за чего достигается эффект звучания бас-гитары.

 

На самом деле, Юрий Наумов использует в своих песнях более двадцати оригинальных строев и на концертах часто просит немного потерпеть, пока он для конкретной песни не перестроит гитару.

 

 

Техника игры.

"Я самоучка в чистом виде... Мой путь в музыканты - это путь обломов..."

 

С самого начала Юрий Наумов мечтал создать рок-группу. Но после ряда неудач ему пришлось экспериментировать со звуком так, чтобы на одной гитаре суметь воспроизвести звучание целого ансамбля. Поэтому постепенно он стал добавлять к обычным гитарным приемам элементы басовой партии и ударных. Так родился характерный саунд, который нельзя с чем-нибудь спутать, и про который многие люди, впервые услышав Наумова говорят - я не верю, что это играет один человек.

 

КОНЦЕРТЫ

Описывать его концерты - занятие неблагодарное, так же как и слушать их в записи. Ну как передать тот мощный драйв в песне "Этой Ночью" или "Азиатская Месса", то кажущееся спокойствие самых его лиричных песен, сквозь которое натянутой до предела нитью проходит выстраданность автором каждой строчки.

 

И во мне нет стыда за прожженный окурками вечер,

Как в вас нет стыда за прошитую пулями веру,

Как в Нем нет стыда за эту прожитую вечность...

Все кончено

Поскольку конечно

Все, кроме бегства

По следам уходящего лета,

Бега

По ладам уходящего блюза...

("Возвращение Блудного Сына")

 

На всех концертах он выступает один, не допуская никого в это таинство, со своей неизменной 9-стрункой. Со сцены исходит такой мощный поток энергии, которую он отдает зрителям, что ты забываешь обо всем на свете. Но, отдавая себя аудитории, он настаивает на внимательном отношении со стороны слушателей.

 

Из интервью Юрия Наумова:

"- Ты с публикой особо не церемонишься. Бывало, что людей с концерта выгонял...

- Конечно. Изгонял менял из своего храма, я не цацкался с ними. На моих концертах свинячить нельзя... Это же молитва. Компромисса с моей стороны быть не может. И со стороны аудитории не должно быть такого: ну давай, чувак, лабай, мы сейчас догонимся... Приходилось и выгонять, и прямым текстом посылать... В итоге те, кто остается, понимают, что свинячить нельзя."

 

Тем, кто не видел его концертов, невозможно объяснить, что такое психоделический блюз Юрия Наумова, поэтому всем, кто любит хорошую музыку, стоит хотя бы один раз сходить на его концерт (благо он приезжает каждый год - весной и осенью). Гарантирую - потом не оторветесь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Несколько кустарных видео, отснятых во время декабрьского концерта Юрия Наумова в Тель Авиве (качество звука и изображения - соответственные).

 

Шкодский Блюз

 

 

Никак Не Похоже На Блюз

 

 

Поролоновый Город

Share this post


Link to post
Share on other sites

7-я глава:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гитарные Истории – 2001

Инструментальный альбом

 

 

4af7ba64d756.jpg

 

 

 

1. Шкодный Блюз

2. Свингующая кошка (Кошка на раскаленной крыше)

3. Вода

4. Пинг-понг блюз

5. Октябрь

6. Ночной Кабачок

7. Ночь на хайвее

8. Петербургскому Ангелу

9. Уходя от погони

10. Декабрьским вечером у камина

11. Нью-Йорк, 5-я Авеню

12. Апрельская ночь

 

Дата выхода в свет: 19.02.2001

Длительность: 49:15

 

Юрий Наумов :

9-струнная акустическая гитара, вокал, клавиши, бас, перкуссия.

Аранжировка, продюссирование, графический дизайн.

Запись и сведение в домашней студии "Nine Strings", в Нью-Йорке.

 

guitar_stories.jpgyuri_back.jpgguitarstories.jpg

 

Аудио подборка - презентация альбома: ( MP3)

 

Скрытый текст

MP3 / 320kbps

Size: 98MB

Download links: http://rapidshare.com/files/196758147/Yuri...tar_Stories.rar

 

 

 

 

Гитарные Истории

Юрий Наумов представляет свой новый альбом

 

Поклонники Наумова ждали этого альбома, сообразно русской пословице, почти 3 года, и некоторые уж не чаяли дождаться. Но терпеливые вознаграждены, а скептики посрамлены: альбом – шестой в официальной альбомографии, первый почти целиком инструментальный, записанный в одиночку в домашней студии, и состоящий из вещей, большая часть которых отшлифована годами концертных выступлений и горячо любима слушателями, – таки вышел весной 2001 года. И есть все основания считать, что эта работа станет сенсацией не только для преданных почитателей Наумова.

 

Истории, рассказанные 9-ти струнной наумовской гитарой, интересны и сами по себе, но и «истории об Историях» в увлекательном изложении музыканта оказалось не менее любопытны и поучительны. Итак, – слово Юрию Наумову.

 

 

 

«Шкодный Блюз»

Сочинен в Питере в мае 1985 года. В течение многих лет на этом номере подвисает роль увертюры моих сценических выступлений. Эта же роль – и на альбоме, хотя по настроению я его сделал несколько настороженнее и стремнее сценической версии.

 

«Свингующая Кошка»

Сочинена в Питере в апреле 1986года, и, под именем «Кошки На Раскаленной Крыше», первоначально предстала на альбоме «Блюз В 1000 Дней». В ходе работы над «Историями» я модифицировал ее и записал одной из первых. Подача получилась хлесткой и упругой, и задала некую планку всему альбому.

 

«Вода»

Олдовый номер. Мне было около 20 лет, и техника эта восходит к ранним экспериментам со звукоизвлечением. На записи я намучался с ней безумно. Проблема в том, что техники куплетов и припева различны, и оптимальные скорости исполнения оных не совпадают – куплет легче играть медленнее, а припев – быстрее. Вдобавок, куплетная техника – очень выматывающая для связок. Я сыграл около 20 дублей, пока не получил искомый, ритмически цельный результат. Кисть после этого ныла неделю.

 

«Пинг-Понг Блюз»

Как-то в 1989 году я торчал в гостях у Киры Миллера, замечательного питерского художника и эксцентрика. У Киры было немало музыкальных журналов, и в одном из них мне на глаза попалась реклама совершенно новой в ту пору гитарной примочки «Zoom 9002». 20 эффектов, 6 одновременно в цепи, 16-битный звук, размером и весом – чуть больше куска мыла. В общем, – то, что надо…

Весна 1991 года. Нью-Йорк. Захожу как-то в гитарный магазин, – а там распродажа. И среди прочего на распродаже – тот самый «Zoom 9002» по вполне милосердной цене. Ну, разумеется, я сразу стал счастливым обладателем. Началась полоса экспериментов с примочкой. Среди прочих эффектов там был тип стереозадержки с попеременным разлетом в левый и правый канал, который так и назывался – «Ping-pong delay».

Номер сочинился легко, с кайфом, и любим до сих пор.

 

«Октябрь»

Сочинен в августе 1983 в Новосибирске. К пролетарской революции в России отношения не имеет. Вступление к нему было придумано уже в 2000-м – прямо по ходу записи. Названием сказано все – Музыка Осени.

 

«Ночной Кабачок»

Мой самый первый блюз. Это был ноябрь 1981 года, и мне было 19 лет. На альбоме я сыграл его так, как хотел, с первого дубля.

 

«Ночь На Хайвэе»

Я не скажу, что это самая сильная композиция на альбоме, но если ее убрать – работа рассыплется. Это – сердечная чакра альбома.

Впервые на ночном американском хайвэе я оказался в начале 1991 года. Это было завораживающее ощущение: радости, стрёма, гипнотического оцепенения, какой-то невероятной и небезопасной свободы… и еще чего-то. Как будто я нечаянно коснулся потаенного нерва страны, одной из тех зон, в которых квинтэссенция места сильно проявлена. Я бывал на ночных дорогах в России и Европе, и ничего подобного не переживал…

«Хайвэй» рождался довольно долго – в районе полугода. Основной гитарный ход был придуман в Калифорнии в 1991 году, и потом я пропекал его до нужной кондиции в Нью-Йорке – дома и на клубных выступлениях… Хотя знакомые американцы впоследствии уверяли меня, что на их слух «Хайвэй» – очень русская музыка, я знаю, что нигде, кроме Америки, я бы такого не сочинил.

Из полутора лет, потраченных на создание альбома, четыре месяца ушло только на «Хайвэй». Ни один номер на альбоме не выпил из меня столько крови. Он оккупировал 31 дорожку на компьютерном многоканальнике, в качестве сведенного 24-битного стереофайла занимал 100 мегабайт, я спал по 4-5 часов в сутки в ходе работы над этим номером. Плюс «полигонные испытания» в Нью-Йорке и Калифорнии – ночью выкатывали с друзьями на спортивном авто, CD с очередной сведенной версией – в плеер, выруливали на хайвэй, громкость на полную мощь – и понеслась… «Хайвэй» я пересводил раз 8. Я уставал от процесса, но не от самой музыки. Я оторвался по полной. И мне не стыдно за результат.

 

«Петербургскому Ангелу»

Выпустить гитарный альбом и не включить в него медленный блюз мне представлялось немыслимым. Основательно перетряхнув свой репертуар, я выбрал эту вещь, изначально написанную году эдак в 1988. На альбоме это единственная песня со словами. Текст был сокращен и частично переписан, что сделало номер компактнее и ближе к сути. Но все же в главной роли там – почти 2-х минутное гитарное соло. Техника звукоизвлечения за последние годы поменялась, и соло в этом номере интегрирует в себе ряд новейших элементов, ранее мне просто недоступных технически. Соло в «Ангеле» – это, пожалуй, верхний предел моих исполнительских возможностей на момент создания альбома.

 

«Уходя От Погони»

Навскидку время создания – первая половина 1984 года. Переписывал несколько раз. Поначалу пробовал идти чисто гитарной версией, но чего-то не доставало. Потом был найден противодольный ход на фортепиано, и номер ожил.

 

«Декабрьским Вечером У Камина»

Сочинена в середине апреля 1984 года в купе поезда Новосибирск-Москва. Это было тяжелое время. С подачи ГБ меня собирались исключать из института за песни, причем устроить из этого публичный спектакль – на общеинститутском собрании сокурсники и преподаватели должны были меня заклеймить, а потом единогласно проголосовать за изгнание. Роли были расписаны. День гражданской казни был назначен на 6 часов вечера 18 апреля. И я решил исчезнуть из города. Никому ничего не говоря, собрал чемоданчик со сменным бельем, в другую руку – чехол с гитарой, приехал на вокзал, купил билет на Москву, и поезд тронулся… Состояние внутри – не передать. Загнанный зверь... Забравшись на верхнюю полку, я расчехлил гитару и просто стал тихонько играть, чтобы как-то нервами отойти, – я давно заметил, что игра помогает обрести эмоциональное равновесие. Некоторое время спустя я обращаю внимание на то, что из под пальцев рождается ход, похожий на какой-то старинный мадригал, сыгранный на клавесине… В течении последующих часов я играл эти аккорды и не мог остановить нахлынувших слез. Мне увиделась картинка ночного заснеженного леса, по которому продирается обреченный замерзающий человек, ему мерещится, что где-то вдалеке за деревьями мерцают огоньки, и он из последних оставшихся сил устремлен к этим огонькам. К далекому дому, затерянному в лесу, где он найдет приют, где обязательно будет камин с тихим спокойным пламенем, к которому он протянет обмороженные руки… Смертельно усталый, чудом спасшийся странник, над которым уже не властна убивающая вьюга… Название родилось тогда же, в купе.

 

«Нью-Йорк, 5-я Авеню»

Сочинен в Москве осенью 1985 года. Чуть-чуть модифицирован в Нью-Йорке в 90-х. И отшлифован до блеска на бесчисленных концертах. Я люблю этот номер. Он – на понтах, но не без шарма. Как, собственно, и город, о котором он повествует.

 

«Апрельская Ночь»

Сочинена весной 1986 года в Москве на репетициях спектакля «Мизантроп». Режиссировал Боря Юхананов. Я каким-то образом был в это вписан, подробностей не вспомню. Происходило сие на Таганке. Я просто дурачился со сменой гитарных строев (любимое занятие той поры), и неожиданно налетел на очень причудливый аккорд, потом еще на один…. Долгое время я считал «Апрельскую Ночь» одной из наиболее законченных своих композиций, и с самого начала было понятно, что, как альбомный номер, она должна звучать в финале. В ходе работы над альбомом был соблазн сделать ее монументальной, симфонической. В какой-то момент я спохватился, что она теряет свое легкое летящее ночное пространство, свел все оркестровые аранжировки к минимуму и вернулся к изначальной гитарной основе.

Такой и оставил.

 

Подготовила Екатерина Борисова

FUZZ №10/2001

Share this post


Link to post
Share on other sites

VIOLET – 1996

 

 

V-big.jpg

 

 

1. Песня последнего неба (-> MP3 )

2. Та, с которой шел

3. Ночной полет (1)

4. Ночной полет (2)

5. Поролоновый Город

6. Сюрреалист

7. Еще один несчастный день

 

Дата выхода в свет: 1996

Длительность: 45:38

 

violet2.gif

 

В записи участвовали:

Рэй Гиел - акустические и электронные барабаны, перкуссия

Игорь Абуладзе - бас, электрогитары, клавиши, перкуссия

Юрий Наумов - 9-струнная акустическая гитара, вокал

________________________________________

 

Песни : Юрий Наумов

Аранжировщики и Продьюсеры: Игорь Абуладзе и Юрий Наумов

Сведение и инженеринг: Джери "Джарру" Ососки

Записано в студии "Фолбрук", Калифорния, США

Цифровая обработка: Ларри Летерз

Мастеринг: Гари Спаниола

________________________________________

 

Первая, не устроившая музыканта, попытка записи альбома

произошла во время его визита в Москву в 1995 году.

В итоге альбом был записан в San Jose, California на два ADATа

Издается на CD.

26/10/96 - презентация альбома в Москве

 

Скрытый текст

MP3 / 320kbps

Size: 93MB

Download links: http://rapidshare.com/files/196793203/Yuri...ov_-_Violet.rar

Share this post


Link to post
Share on other sites

Бэйби блюз

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...