Vladimir-FF Опубликовано 10 ноября, 2008 Опубликовано 10 ноября, 2008 Стальные яйца советского флота Случай, речь о котором пойдет ниже, представляет собой достаточно редкий, хотя и последний по сути пример минувшей эпохи советско-американского противостояния на морях и океанах, длившегося не один год и не одно десятилетие. Собственно говоря, это был достаточно уникальный в своем роде пример использования современных боевых кораблей без примене-ния оружия, т.е. путем навала на корабль противной стороны. Согласно определению морского толкового словаря, навал - это соприкосновение кораблей, являющееся следствием ошибок в расчетах движения. В отличие от столкновения, повреждения при навале обычно минимальные. Навал широко использовался еще в древние времена. Тогда вслед за навалом на корабль противника на его палубу высаживалась абордажная партия и исход сражения решался в ближнем бою. Речь пойдет о вытеснении советскими боевыми кораблями американских кораблей из района, считавшегося территориальными водами СССР. Это происходило на Черном море в районе между Ялтой и Форосом. Предыстория этого случая такова. Дело в том, что у советских и американских специалистов имелись совершенно различные подходы к тому, откуда именно следует вести отсчет 12-мильной зоны территориальных вод. Американцы же придерживались ( и придерживаются до сих пор) той точки зрения, что отсчет следует вести от каждой точки береговой линии. Советские же специалисты исходили из того, что отсчет следует вести от т.н. базисной линии. Сложности возникали с заливами и т.п. Так, когда вглубь побережья вдается залив, внутри которого имелся своеобразный "язык" нейтральных вод, иностранные корабли имели возможность беспрепятственно вести радиотехническую разведку. Советский подход к отсчету границы территориальных вод исключал подобную возможность. В таких случаях советские специалисты вели отсчет территориальных вод от линии, соединяющей входные мысы таких заливов. Таким образом, по советской версии, "язык" нейтральных вод в заливах не образовывался. Американцев это не устраивало и они это наглядно демонстрировали это не один раз, как на Черном море, так и на Дальнем Востоке, практически ежегодно посылая свои боевые корабли в подобные зоны для ведения радиотехнической разведки. Американские корабли при этом никак не реагировали на сигналы советских морских пограничников и проходили в районы, считавшиеся советской стороной собственными территориальными водами. Делали они это всегда демонстративно, заходя в советские территориальные воды без всякой навигационной надобности, мотивируя свои действия наличием права "свободного прохода". Естественно, что столь разительное отличие в понимании ситуации каждый раз ставило корабли обеих стран в состояние повышенной боевой готовности. Всякий раз проходившие вдоль побережья заокеанские "гости" сопровождались кораблями советского ВМФ, авиацией и радиолокационными станциями пограничников и береговой обороны. Дело в том, что фактически подобный проход допускался по маршрутам, обычно используемым для международного судоходства. Это делалось в соответствии с существоавшим Сводом правил и законов СССР, а также международными договорами СССР. К подобным районам относился и район у побережья Крыма с координатами 440 СШ и 330 ВД. Особенно янки зачастили в этот район в 80-е годы, причем, совершенно игнорируя при этом тот факт, что в черноморских водах то-гдашнего СССР просто не существовало ни одного маршрута, по которому бы существовало указанное право свободного прохода. 12 февраля 1988 г на Черноморском флоте произошли события, которые получили "гулкий" резонанс в политических, военных и военно-морских кругах различных стран. В этот день произошел серьезный инцидент с участием боевых кораблей 6 Флота США крейсера УРО "Йорктаун" и эсминца УРО "Кэрон", пожаловавших в Черное море и нарушивших государственную границу СССР. Руководителями и главными "действующими лицами" операции по вытеснению американцев из наших территориальных вод были: адмирал СЕЛИВАНОВ Валентин Егорович (в прошлом командир 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ, в то время вице-адмирал, начальник штаба ЧФ, впоследствии начальник Главного штаба ВМФ), вице-адмирал МИХЕЕВ Николай Петрович (в то время капитан 2 ранга, начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ), контр-адмирал БОГДАШИН Владимир Иванович (в то время капитан 2 ранга, командир СКР "Беззаветный"), капитан 2 ранга ПЕТРОВ Анатолий Иванович (в то время капитан 3 ранга, командир "СКР-6"). Валентин Селиванов. Операции кораблей ЧФ, о которой ниже пойдет речь, предшествовали события в стране и их последствия, связанные с нарушением госграницы и пролетом с Балтийского моря через все западное пространство Союза (28.05.1987 г.) немецкого воздушного авантюриста Руста, посадившего свой спортивный самолетик типа "Сэсна" прямо на Красной площади в Москве. После уничтожения на Дальнем Востоке разведывательного корейского "Боинга", замаскированного под гражданский самолет, действовал приказ министра обороны: гражданские самолеты не сбивать! А зря, не надо было жалеть - ведь последствия этой выходки Руста крайне негативно отразились на всем военном ведомстве. О готовящемся в феврале 1988 года новом вояже американских кораблей крейсера УРО "Йорктаун" (тип "Тикондерога") и эсминца УРО "Кэрон" (тип "Спрюенс") в Черное море командование ЧФ узнало заблаговременно (разведка флота отслеживала все действия 6 Флота ВМС США). Учитывая, как я уже выше пояснял, обстановку в ВС после "выходки" Руста, мы, естественно, не могли допустить, чтобы новая провокация американцев с нарушением наших морских границ, если они снова вздумают повторить свой прошлый демарш, прошла бы для них безнаказанно. Поэтому перед прибытием американских кораблей в Черное море штабом флота была спланирована операция по слежению и противодействию им: выделены сторожевые корабли "Беззаветный" (пр. 1135) и "СКР-6" (пр. 35), назначен командир этой корабельной группы - начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев Николай Петрович. С командирами кораблей и корабельной группы был произведен тщательный инструктаж по плану операции с проигрышем всех действий на картах и маневренных планшетах. Корабли в операции были распределены так: СКР "Беззаветный", как более крупный по водоизмещению корабль, должен был сопровождать и противодействовать крейсеру "Йорктаун", а "СКР-6" (небольшой по водоизмещению и размерениям) - эсминцу "Кэрон". Всем командирам были даны конкретные указания: как только обнаружится, что американцы намереваются проследовать в наши терводы, занять позицию относительно борта американских кораблей со стороны нашего берега, предупредить их о том, что курс их кораблей ведет в терводы, далее, если американцы не внимают этому предупреждению, с входом их в терводы совершить каждым нашим кораблем "навал" на американские корабли. Командиры свои задачи поняли, и я был уверен, что они свои задачи выполнят. План операции одобрил главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Н. Чернавин. Эсминец УРО "Кэрон", USS Caron (DD-970) Предусматривалось, что с входом американских кораблей в Черное море наши корабли встречают их в районе Босфора и начинают слежение за ними. Я дал указание командиру группы после встречи с американцами приветствовать их прибытие в наше Черное море (именно не забыть в приветствии слово наше) и передать, что мы будем плавать с ними вместе. Ожидалось, что американские корабли проследуют сначала вдоль западного побережья Черного моря, "забегут" в терводы Болгарии, Румынии (они раньше так делали), а потом будут смещаться в восточную часть к нашим берегам. Ну а вторгнуться в наши терводы они, видимо, попытаются, как и в прошлый раз, в районе южной оконечности Крымского полуострова (мыс Сарыч), где границы тервод по конфигурации представляют треугольник с выдвинутой к югу вершиной. Обходить этот треугольник американцы, скорее всего, опять не станут, а пойдут сквозь терводы. Больше мест для такого "демонстрационного" нарушения тервод на Черноморском театре не существует. И вот здесь-то и должна была произойти основная фаза всей операции, а именно недопущение или вытеснение из наших тервод американских кораблей с "навалом" на них, если предупреждения о нарушении тервод на них не подействуют. Что такое "навал"? Это не таран в полном смысле этого понятия, а подход на скорости под небольшим углом как бы по касательной к борту вытесняемого объекта и "вежливое" его "отталкивание", с отворотом от выдерживаемого им курса. Ну, а "вежливость" - уж как получится. Крейсер УРО "Йорктаун", USS Yorktown (CG 48) Наши корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Поприветствовали, предупредили, что будут плавать с ними вместе, составят им "компанию" в Черном море. Американцы ответили, что им помощи не требуется. Когда я получил эти первые доклады, передал Михееву: "Сообщите американцам: плавать все равно придется вместе. Они у нас в гостях, а по законам русского гостеприимства оставлять гостей без внимания у нас не принято, - а ну как с ними что-нибудь случится". Михеев все это передал. Американцы прошли терводы Болгарии, затем терводы Румынии. Но там румынских кораблей не было (командование румынского флота уже тогда игнорировало все наши указания и предложения). Далее американские корабли отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и начали там какие-то непонятные маневры. Скорее всего, они осуществляли смену или закладку на наши связные кабельные трассы спецаппаратуры съема информации. Крутились американские корабли в этом районе двое с лишним суток. Потом перешли и маневрировали непосредственно в прилегающей к Севастополю морской зоне вне тервод.
Vladimir-FF Опубликовано 10 ноября, 2008 Автор Опубликовано 10 ноября, 2008 12 февраля я находился на КП флота (командующий флотом адмирал М.Н. Хронопуло куда-то улетел по делам). Примерно в 10 часов получил доклад Михеева: "Американские корабли легли на курс 90°, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль" (около 26 км.). Ладно, думаю, - до тервод еще час хода, пусть идут. Приказываю Михееву: "Продолжать слежение". Через полчаса следующий доклад: "Корабли идут теми же курсом и скоростью. До тервод 7 миль". Снова думаю, что они дальше будут делать: войдут в терводы или отвернут в последний момент, "попугав" нас? Помню, я сам в Средиземном море "укрывал" корабли эскадры от ветра и штормовой волны в полукабельтове от границы тервод (ширина 6 миль) греческого острова Крит (его горы ослабляли силу ветра). И не считал, что мы что-то нарушаем. И американцы могли бы также подойти к терводам и потом отвернуть, ничего не нарушив. Следующий поступает доклад: "До границы тервод 2 мили". Передаю Михееву: "Предупредите американцев: ваш курс ведет в терводы Советского Союза, нарушение которых недопустимо". Михеев докладывает: "Передал. Отвечают, что они ничего не нарушают. Следуют прежними курсом и скоростью". Снова даю приказание Михееву: "Еще раз предупредите американцев: нарушение тервод Советского Союза недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана. Передайте все это в эфир открытым текстом дважды по-русски и по-английски". Михеев снова докладывает: "Передал. Повторяют, что они ничего не нарушают. Курс и скорость прежние". Тогда приказываю Михееву: "Занять позиции для вытеснения". Мы на инструктаже предусмотрели, чтобы навал был более жестким и причинил более существенные повреждения кораблям, вытравить правые якоря и держать их в подвешенном состоянии на якорь-цепях под клюзами правого борта. Так что высокий полубак СКР "Беззаветного", да еще болтающийся справа якорь могли бы основательно порвать борт и все что попадет под навал на борту вытесняемого с его курса корабля. Михеев продолжает докладывать: "До тервод 5,..3,..1 кабельтов. Корабли позиции для навала заняли". Далее доклад: "Американские корабли вошли в терводы". Для уточнения обстановки запрашиваю Боевой информационный пост (БИП) флота: "Доложить точные данные местоположения всех кораблей". Получаю доклад БИП: "11 миль, 9 кабельтовых от береговой черты". Значит, действительно американцы все же влезли в наши терводы. Приказываю Михееву: "Действовать по плану операции". Он отвечает: "Понял". Оба наших корабля начали маневрирование для "навала" на американские корабли. Далее я получал доклады только по маневрированию СКР "Беззаветного". Маневрирование "СКР-6" контролировал и получал доклады от его командира Михеев. Помню, это было почти ровно в 11.00 час., Михеев докладывает: "Сблизился с крейсером до 40 метров"... и далее доклад через каждые 10 метров. Моряки представляют, как сложно и опасно выполнять такие маневры: громадный крейсер водоизмещением 9200 тонн и к нему на ходу как бы "швартуется" сторожевик водоизмещением 3000 тонн, а на другом "фланге" против эсминца водоизмещением 7800 тонн действует совсем маленький сторожевичок водоизмещением всего в 1300 тонн. Представляете: в момент сближения вплотную с этим маленьким сторожевичком, положи эсминец резко руль "лево на борт" - и что будет с нашим кораблем? Не перевернулся бы, - и такое может быть! Тем более, что формально прав в таком столкновении все равно будет американец. Так что сложную и опасную задачу должны были выполнить командиры наших кораблей. Михеев докладывает: "10 метров". И сразу же: "Прошу "добро" действовать!". Хотя все приказания он уже получил, но, видимо, решил все же подстраховаться, - вдруг обстановка изменилась, к тому же все переговоры в эфире записываются и нами, и американцами. Передаю ему еще раз: "Действовать по плану операции!". И далее наступила тишина. Обстановка на КП флота напряженная: я непосредственно на связи с Михеевым, ОД флота с трубкой аппарата ЗАС в руках параллельно все действия, распоряжения, доклады передает на ЦКП ВМФ, оттуда все это передается на ЦКП Вооруженных Сил. Весь расчет КП в работе. Слежу по секундомеру - засек с последним моим приказанием: стрелка пробежала минуту, две, три...Молчание. Не запрашиваю, понимаю, что сейчас творится на кораблях: одно дело инструктаж и проигрыш на маневренных планшетах, а другое дело, как все получится в действительности. Явственно представляю, как высокий полубак "Беззаветного" вместе с вывешенным якорем рвет борт и массивную носовую надстройку американского крейсера "Йорктаун" (надстройка у него сконструирована заодно с бортом корабля). Но что с нашим кораблем произойдет от таких взаимных "поцелуев"? А что происходит во второй паре этой морской "корриды" между "СКР-6" и эсминцем "Кэрон"? Сомнения, неизвестность...Подумалось, что при подобного рода "швартовках" на ходу возможно взаимное присасывание ("прилипание") кораблей друг к другу. А ну, как американцы ринутся на "абордаж"? Мы такую возможность предусмотрели, - на кораблях сформированы и постоянно отрабатываются специальные десантные взводы. Но американцев ведь намного больше... Все это у меня проносится в сознании, пока нет никаких докладов. И вдруг слышу совершенно спокойный голос Михеева, как будто при розыгрыше таких эпизодов на картах: "Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет "Гарпун". Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили вдребезги командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. Наш якорь оторвался и утонул". Спрашиваю: "Что делают американцы?". Отвечает: "Сыграли аварийную тревогу. Аварийщики в защитных костюмах поливает пусковую установку "Гарпунов" из шлангов и затаскивает шланги внутрь корабля". "Ракеты горят?" - спрашиваю. "Вроде нет, огня и дыма не видно". После этого Михеев докладывает за "СКР-6": "Прошел вдоль левого борта эсминца, срублены леера, разбита шлюпка. Прорывы обшивки борта. Корабельный якорь уцелел. Но американские корабли продолжают переход теми же курсом и скоростью". Даю команду Михееву: "Выполнить повторный навал". Наши корабли начали маневрирование для его выполнения. Как все в действительности происходило в районе "навала", рассказывают Николай Михеев и Владимир Богдашин. К моменту подхода к терводам американские корабли следовали как бы в строю пеленга с расстоянием между ним примерно 15-20 кабельтовых (2700-3600 м.), - при этом крейсер впереди и мористее, эсминец ближе к береговой черте на курсовом угле крейсера 140-150 град. левого борта. СКР "Беззаветный" и "СКР-6" в позициях слежения соответственно за крейсером и эсминцем на их курсовых углах левых бортов 100-110 град. в дистанции 90-100 м. Позади этой группы маневрировали два наших пограничных корабля. С получением приказания "Занять позиции для вытеснения" на кораблях объявлена боевая тревога, загерметизированы носовые отсеки, из них личный состав выведен, торпеды в аппаратах в боеготовом состоянии, на артустановки поданы патроны до линии заряжания в казенники, развернуты аварийные партии, десантные взводы в готовности по местам расписания, остальной личный состав на боевых постах. Правые якоря вывешены на якорь-цепях из клюзов. На ходовом мостике СКР "Беззаветный" Михеев держит связь с КП флота и управляет кораблями группы, Богдашин управляет маневрами корабля, здесь же офицер-переводчик осуществляет постоянную радиосвязь с американскими кораблями. Сблизились с крейсером на дистанцию 40 метров, потом на 10 метров ("СКР-6" то же с эсминцем). На палубе крейсера, площадках надстройки высыпали матросы и офицеры с фотоаппаратами, видеокамерами, - хохочут, машут руками, делают, как это принято у американских моряков, непристойные жесты и пр. На левое открытое крыло ходового мостика вышел командир крейсера. СКР-6 наваливается на корму эсминца Кэрон (фото с борта Кэрон) С подтверждением приказания "Действовать по плану операции" пошли на "навал" крейсера ("СКР-6" - эсминца). Богдашин сманеврировал таким образом, что первый удар пришелся по касательной под углом 30 град. к левому борту крейсера. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Как потом рассказывали пограничники, на мгновение корабли оказались как бы в огненном облаке, после чего за ними некоторое время тянулся густой шлейф дыма. При ударе наш якорь одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. От удара СКР отбросило от крейсера, форштевень нашего корабля пошел влево, а корма стала опасно приближаться к борту крейсера. СКР-6 наваливается на корму эсминца Кэрон (фото с борта Беззаветный) На крейсере сыграли аварийную тревогу, личный состав ринулся с палуб и площадок вниз, командир крейсера бросился внутрь ходового мостика. В это время он, видимо, на какое-то время потерял управление крейсером, и тот от удара отвернул несколько вправо, что еще более увеличило опасность его навала на корму СКР "Беззаветного". После этого Богдашин, скомандовав "право на борт", увеличил ход до 16 узлов, что позволило несколько отвести корму от борта крейсера, но одновременно и крейсер довернул влево на прежний курс, - после этого как раз и произошел следующий наиболее мощный и результативный навал, вернее таран крейсера. Удар пришелся в район вертолетной площадки, - высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", - казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут. Наконец полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию на его траверзе в расстоянии 50-60 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР "Гарпун" и противолодочных ракет "Асрок". Валентин Селиванов. Через некоторое время получаю доклад от Михеева: "Эсминец "Кэрон" отвернул с курса и следует прямо на меня, пеленг не меняется". Морякам понятно, что значит "пеленг не меняется", - то есть идет на столкновение. Передаю Михееву: "Переходи на правый борт крейсера и прикрывайся им. Пусть "Кэрон" его таранит". Николай Михеев. Но "Кэрон" подошел к нам на расстояние 50-60 метров с левого борта и лег на параллельный курс. Справа на таком же расстоянии и тоже параллельным курсом следовал крейсер. Далее американцы начали на сходящихся курсах как бы зажимать СКР "Беззаветный" в клещи. Приказал зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами (американцы это видели) и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца (правда, обе установки РБУ действуют в боевом режиме только синхронно, но американцы этого не знали). Вроде подействовало, - американские корабли отвернули. В это время на крейсере стали готовить к вылету пару вертолетов. Доложил на КП флота, что американцы готовят вертолетами нам какую-то пакость. Валентин Селиванов. На доклад Михеева передаю ему: "Сообщите американцам - вертолеты в случае их подъема в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза" (корабли находились в наших терводах). Одновременно передал приказание на КП авиации флота: "Поднять в воздух дежурную пару штурмовиков! Задача: барражирование над вторгнувшимися в терводы американскими кораблями с целью воспрепятствования подъему их палубных вертолетов в воздух". Но ОД авиации докладывает: "В близлежащем к мысу Сарыч районе отрабатывает задачи группа десантных вертолетов. Предлагаю вместо штурмовиков выслать пару вертолетов, - это намного быстрее, к тому же они задачу "противодействия взлету" выполнят более эффективно и наглядно". Утверждаю это предложение и сообщаю Михееву о направлении в район наших вертолетов. Вскоре получаю доклад ОД авиации: "Пара вертолетов Ми-26 в воздухе, следуют в район". Николай Михеев. Передал американцам, что будет с вертолетами, если их поднимут в воздух. Это не подействовало, - вижу лопасти винтов уже закрутились. Но в это время над нами и американцами прошла на высоте 50-70 метров, сделав несколько кругов над американскими кораблями и демонстративно зависая несколько в стороне от них, пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, - вид внушительный. Это видимо подействовало, - американцы свои вертолеты заглушили и закатили в ангар. Валентин Селиванов. Дальше поступило приказание с ЦКП ВМФ: "Министр обороны потребовал разобраться и доложить об этом происшествии" (флотские наши остряки потом изощрялись: доложить с перечнем лиц, подлежащих снятию с должностей и разжалованию). Мы представили по инстанции подробный доклад, как все происходило. Буквально через пару часов поступает еще одно приказание с ЦКП ВМФ: "Министр обороны требует представить отличившихся к поощрению" (наш остряки и здесь нашлись: перечень лиц на разжалование заменить реестром фигурантов на награждение). Ну, вроде отлегло у всех от сердца, напряжение спало, все мы с расчетом КП флота вроде успокоились. На следующий день американцы, не дойдя до наших кавказских морских районов, двинулись на выход из Черного моря. Опять же, под неусыпным контролем новой корабельной группы наших кораблей. Еще через сутки "побитые" корабли доблестного 6 Флота ВМС США покинули негостеприимное для них в этот вояж Черное море. Владимир Богдашин на следующий день по приказанию Главкома ВМФ вылетел со всеми документами в Москву для доклада командованию ВМФ и руководству Генштаба всех подробностей происшествия. Владимир Богдашин. В Москве меня встретили офицеры ОУ ГШ ВМФ и доставили прямо в Генштаб. В лифте поднимались наверх вместе с генерал-полковником В.Н. Лобовым. Он, узнав кто я такой, сказал: "Молодец, сынок! Моряки не подвели нас после этого Руста. Все правильно сделали!". Потом я все доложил офицерам Генштаба, пояснил схемы маневрирования и фотодокументы. Затем пришлось все снова рассказывать и объяснять группе собранных журналистов. Далее меня "забрал" корреспондент военного отдела газеты "Правда" капитан 1 ранга Александр Горохов и отвез в редакцию, где пришлось все повторить. В выпуске газеты за 14.02.1988 г. вышла его статья "Что им надо у наших берегов? Недопустимые действия ВМС США" с кратким описанием наших "подвигов". Схема маневрирования _________________________________ Вопчем там есть и видео, но как сюда передрать я не знаю Орижиналь! ПС Троекратное Ура Ура Ура мореманам!!!
Бронеходы Lazydog Опубликовано 11 ноября, 2008 Бронеходы Опубликовано 11 ноября, 2008 While exercising the "right of innocent passage" through Soviet-claimed territorial waters, a Soviet warship intentionally collided with YORKTOWN, in what some observers have called "the last incident of the Cold War." Смешно, однако. 1988 год, и не нашли лучших занятий, кроме как задирать американские суда. И самое главное: зачем? Кстати, побнравилось видео этого столкновения на Ютьюбе. YORKTOWN даже не шелохнулся, что понятно, учитывая разницу в водоизмещении, и американцы спокойно продолжали снимать совершенно безответственную операцию советского корабля. Идиотизм, ИМХО.
Vladimir-FF Опубликовано 12 ноября, 2008 Автор Опубликовано 12 ноября, 2008 Смешно, однако. 1988 год, и не нашли лучших занятий, кроме как задирать американские суда. И самое главное: зачем? Кстати, побнравилось видео этого столкновения на Ютьюбе. YORKTOWN даже не шелохнулся, что понятно, учитывая разницу в водоизмещении, и американцы спокойно продолжали снимать совершенно безответственную операцию советского корабля. Идиотизм, ИМХО. А американские суда не задирали советские? Они же знали, что наши по другому определяют тер. воды чем американцы. Так что идиотизм не идиотизм а понервничать и посуетится сильно заставили мареманов Америки. Некуй шляцо куда не звали
Бронеходы Lazydog Опубликовано 12 ноября, 2008 Бронеходы Опубликовано 12 ноября, 2008 Почитай описания инцидента на английском, поймеш, на сколько ты далек от истины. Никто там не нервничал, спокойно снимали на пленку и занимались своим делом. Кто и как отсчитывает зоны это дело для политиков и переговоров, я сильно сомневаюсь, что разница в 2 или 3 мили достаточно принципиальна для того, что бы ради нее рисковать конфликтом. Просто глупо.
Nemoid Опубликовано 12 ноября, 2008 Опубликовано 12 ноября, 2008 Но к советскому морскому командованию претензий быть никаких не может, американские корабли нарушили терводы СССР, определяя их по-своему правилу, то есть отсчитывая 22,2 км от каждой точки берега. Кстати, вот во что превратился "Беззаветный" после его вхождения в состав ВМС Украины:
Бронеходы Lazydog Опубликовано 12 ноября, 2008 Бронеходы Опубликовано 12 ноября, 2008 Я не знаю о "претензиях" к комадованию, я говорю всего лиш о своем личном мнении. Рисковать столкновениемм и задирать ВМФ друг друга из-за мили или двух глупо, особенно по спорному вопросу.
Nemoid Опубликовано 12 ноября, 2008 Опубликовано 12 ноября, 2008 И все же я не могу понять действия американских военных в данной ситуации - после сначала приветствия, потом уже предупреждения пойти на сознательное нарушение границы (которое невозможно будет отмазать разночтением этой границы)... Просто прикола ради?
Бронеходы Lazydog Опубликовано 12 ноября, 2008 Бронеходы Опубликовано 12 ноября, 2008 И все же я не могу понять действия американских военных в данной ситуации - после сначала приветствия, потом уже предупреждения пойти на сознательное нарушение границы (которое невозможно будет отмазать разночтением этой границы)... Просто прикола ради? О чем ты? По пониманию капитанов они не нарушали границы. Они шли севе своим курсом, которым ходили до этого как минимум 4 раза на сколько я помню из газет того времени.
GuyA Опубликовано 12 ноября, 2008 Опубликовано 12 ноября, 2008 если честно, то я, в общем-то, не очень догоняю, чего конкретного этой доблестной операцией добились.
Контрольный выстрел Опубликовано 12 ноября, 2008 Опубликовано 12 ноября, 2008 Смешно, однако. 1988 год, и не нашли лучших занятий, кроме как задирать американские суда. И самое главное: зачем? Кстати, побнравилось видео этого столкновения на Ютьюбе. YORKTOWN даже не шелохнулся, что понятно, учитывая разницу в водоизмещении, и американцы спокойно продолжали снимать совершенно безответственную операцию советского корабля. Идиотизм, ИМХО. Странное спокойствие америкосов с учётом того,что: "Наконец полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию на его траверзе в расстоянии 50-60 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР "Гарпун" и противолодочных ракет "Асрок"." Сам же говоришь, что 2-3 мили роли не играют. Так какого члена было лезть на эти две-три мили вглубь нашей территории? Необходимости в этом (шторм, неполадки и т.д. не было). У наших был приказ не допустить в глубь тер. вод и они его выполнили. У американских ВМФ был приказ вторгнуться в тер. воды другого гос-ва и они его не выполнили. Про спокойствие на кораблях США - улыбнуло.
Бронеходы Lazydog Опубликовано 12 ноября, 2008 Бронеходы Опубликовано 12 ноября, 2008 Скучно, я уже ответил на вопрос о территорияльных водах - с точки зрения США и НАТО, они не нарушали никаких границ. А на счет спокойствия, иди на Ютьюб и погляди Видео. Они спокойненько так себе улыбаются. Да пох если честно, Гай задал хороший вопрос.
GuyA Опубликовано 12 ноября, 2008 Опубликовано 12 ноября, 2008 Сам же говоришь, что 2-3 мили роли не играют. Так какого члена было лезть на эти две-три мили вглубь нашей территории? Необходимости в этом (шторм, неполадки и т.д. не было). У наших был приказ не допустить в глубь тер. вод и они его выполнили. У американских ВМФ был приказ вторгнуться в тер. воды другого гос-ва и они его не выполнили. Про спокойствие на кораблях США - улыбнуло. что-то я вас не понимаю, товарищи. ни один пункт здесь не верен. какой был приказ у американских ВМФ - у вас нет ни малейшего понятия, ибо в тексте этого не сказано. У "наших" тоже приказа такого не было, да если бы и был - это называется "выполнили" ? если все описываемые манёвры происходили уже в водах, советской стороной признаваемых за "свои". Так что прекрасно допустили. Да и не было приказа - была "операция по слежению и противодействию". Её прекрасно привели в исполнение - американские корабли отследили и осуществили некое противодействие. После чего американские корабли спокойно последовали дальше, не меняя курса, и на следующий день двинулись на выход из Черного моря, из которого вышли только спустя ещё сутки. Кто-то мне обьяснит, каких конкретно целей добились этой операцией ?
Контрольный выстрел Опубликовано 12 ноября, 2008 Опубликовано 12 ноября, 2008 Опять двадцать-пять. С точки зрения ....бла-бла-бла... С этой точкой зрения лучше ходить в Атлантике, а не в тер. водах другого гос-ва, у которого на этот счёт иная точка зрения. И кто спровоцировал тогда инцидент? У нас есть поговорка: "Не лезь со своим уставом в чужой монастырь, если тебе дорого здоровье."
Контрольный выстрел Опубликовано 12 ноября, 2008 Опубликовано 12 ноября, 2008 что-то я вас не понимаю, товарищи. ни один пункт здесь не верен. какой был приказ у американских ВМФ - у вас нет ни малейшего понятия, ибо в тексте этого не сказано. У "наших" тоже приказа такого не было, да если бы и был - это называется "выполнили" ? если все описываемые манёвры происходили уже в водах, советской стороной признаваемых за "свои". Так что прекрасно допустили. Да и не было приказа - была "операция по слежению и противодействию". Её прекрасно привели в исполнение - американские корабли отследили и осуществили некое противодействие. После чего американские корабли спокойно последовали дальше, не меняя курса, и на следующий день двинулись на выход из Черного моря, из которого вышли только спустя ещё сутки. Кто-то мне обьяснит, каких конкретно целей добились этой операцией ? А ты по-подробней прочитай. Нужно быть совсем утупком, чтобы всё это делать в нейтральных водах. Запустили в свои воды и вытеснили из них. Чё тут непонятного? Ты думаешь, что американцы без приказа решили пройти по нашим водам? Этакие флибустьеры-похуисты. Я всё-таки подозреваю, что у них был приказ об этом (Предупреждая вопрос: "А ты его видел? Дай ссылку." Нет, не видел и ссылки нет. Но что-то мне в душе говорит об этом.) Американцы прекрасно знали, как наши отсчитывают границу тер. вод. Не первый год живут. И как трепетно оносятся к нарушению своей границы. Хз., может посмотреть хотели на реакцию, насколько далеко готовы пойти русские. Может у кого в штабе ВМФ сыграло?
Бронеходы Lazydog Опубликовано 12 ноября, 2008 Бронеходы Опубликовано 12 ноября, 2008 Выстрел, не надо накалять атмосферу. Тебе задали конкретный вопрос, если ты не знаещ на него ответа то так и скажи - я сам не знаю. Это совсем не унижает тебя ни в чьих глазах. Например я не знаю, почему корабли США не отошли на милю в сторону, мне это так же не понятно, как и действия российских ВМФ.
GuyA Опубликовано 12 ноября, 2008 Опубликовано 12 ноября, 2008 видимо, выделенные мной слова остались без внимания. жаль. попробую ещё раз: не меняя курса описание уёбищности американских ВМФ, как ни крути, не обьясняет, чего конкретного добились советские моряки этой операцией. какие цели (помимо "операция по слежению и противодействию") были поставлены, и какие цели были достигнуты ? неужели нанесение материальных повреждений напалубному инвентарю и бортовой обшивке USS Yorktown и есть то самое наследие, которым Воффка так гордится ? другого я, к сожалению, не вижу, ибо американские корабли молча проследовали тем курсом, которым шли, не отклонившись от него ни на секунду, спокойно продолжив плаванье в Чёрном море, выйдя из его вод спустя двое суток. Так кто кого вытеснил ? и главное - чего добились-то ? присоединяюсь к Лейзи с тем, что незнание ответа на вопрос ничьих достоинств не умаляет. я даже больше скажу - стеснение или нежелание открыто сказать "нихуя не добились" тоже, в общем, не умаляет.
Контрольный выстрел Опубликовано 12 ноября, 2008 Опубликовано 12 ноября, 2008 Выстрел, не надо накалять атмосферу. Тебе задали конкретный вопрос, если ты не знаещ на него ответа то так и скажи - я сам не знаю. Это совсем не унижает тебя ни в чьих глазах. Например я не знаю, почему корабли США не отошли на милю в сторону, мне это так же не понятно, как и действия российских ВМФ. Ты думаешь, что американцы без приказа решили пройти по нашим водам? Этакие флибустьеры-похуисты. Я всё-таки подозреваю, что у них был приказ об этом (Предупреждая вопрос: "А ты его видел? Дай ссылку." Нет, не видел и ссылки нет. Но что-то мне в душе говорит об этом.) А это для кого я написал?
Контрольный выстрел Опубликовано 12 ноября, 2008 Опубликовано 12 ноября, 2008 видимо, выделенные мной слова остались без внимания.жаль. попробую ещё раз: описание уёбищности американских ВМФ, как ни крути, не обьясняет, чего конкретного добились советские моряки этой операцией. какие цели (помимо "операция по слежению и противодействию") были поставлены, и какие цели были достигнуты ? неужели нанесение материальных повреждений напалубному инвентарю и бортовой обшивке USS Yorktown и есть то самое наследие, которым Воффка так гордится ? другого я, к сожалению, не вижу, ибо американские корабли молча проследовали тем курсом, которым шли, не отклонившись от него ни на секунду, спокойно продолжив плаванье в Чёрном море, выйдя из его вод спустя двое суток. Так кто кого вытеснил ? и главное - чего добились-то ? присоединяюсь к Лейзи с тем, что незнание ответа на вопрос ничьих достоинств не умаляет. я даже больше скажу - стеснение или нежелание открыто сказать "нихуя не добились" тоже, в общем, не умаляет. Ты на карту пробовал посмотреть? Она в самом низу текста. Там же всё понятно.... ))): ????????
GuyA Опубликовано 12 ноября, 2008 Опубликовано 12 ноября, 2008 Ты на карту пробовал посмотреть? Она в самом низу текста. Там же всё понятно.... милейший патриот, именно смотря на карту я и задаюсь вопросом, на который я уже отчаялся получить внятный ответ - а чего добились-то ? я надеюсь, вы представляете себе, в какой точке на карте произошли вышеописываемые события. курс американских кораблей проходит эту точку, совершеннейше не меняясь. тем не менее, все мы люди, и я могу ошибаться. если же вам всё понятно - почему это так сложно обьяснить ? в общем, ясно. жаль, что разговора не получилось. может, Воффка придёт и обьяснит, с чего он тут так высаживается. А американские суда не задирали советские? Они же знали, что наши по другому определяют тер. воды чем американцы. кстати, дорогой ВладимирФФ - не так уж тут и однозначно, кто кого задирал (я щас палочку перегну немного, ОК? тильки шо логику чуток продемонстрировать). кто кого ещё у выхода из Босфора встречал ? американцы советских, или советские - американцев ? кто к кому прилип, как банный лист, далеко-далеко в нейтральных водах ? или воды при выходе из Босфора не такие же нейтральные, как, скажем, в Мексиканском заливе ?
Raider Опубликовано 12 ноября, 2008 Опубликовано 12 ноября, 2008 когда совки таранят американские суда и разьежают по восточной европе на танках- ето называется стальные яйца. зато когда американцы устанавливают оборонтельные системы - ето недружесвенный акт, вызываюший истерическое негодование
Контрольный выстрел Опубликовано 13 ноября, 2008 Опубликовано 13 ноября, 2008 когда совки таранят американские суда и разьежают по восточной европе на танках- ето называется стальные яйца. зато когда американцы устанавливают оборонтельные системы - ето недружесвенный акт, вызываюший истерическое негодование Ты полагаешь, что ПРО всё-таки направлено против России? ЗЫ. Поди ж ты..... Обидели маленьких.
Raider Опубликовано 13 ноября, 2008 Опубликовано 13 ноября, 2008 Ты полагаешь, что ПРО всё-таки направлено против России? ЗЫ. Поди ж ты..... Обидели маленьких. то то и оно что нет. а визгу как будто русне на хвост наступили. и стальные яйца как то забываются, преврашаясь в пизду
Vladimir-FF Опубликовано 13 ноября, 2008 Автор Опубликовано 13 ноября, 2008 жаль, что разговора не получилось. может, Воффка придёт и обьяснит, с чего он тут так высаживается. кстати, дорогой ВладимирФФ - не так уж тут и однозначно, кто кого задирал (я щас палочку перегну немного, ОК? тильки шо логику чуток продемонстрировать). кто кого ещё у выхода из Босфора встречал ? американцы советских, или советские - американцев ? кто к кому прилип, как банный лист, далеко-далеко в нейтральных водах ? или воды при выходе из Босфора не такие же нейтральные, как, скажем, в Мексиканском заливе ? Милейший Гай, я не высаживаюсь я просто дал(на мой скромный взгляд) любопытное историческое событие. Конечна мои слова "Ура мареманам" могут вами быть восприняты как некий щенячий патриотический визг, но это не так. Ура, что не перевернулись, Ура, что не позволили зайти - хотя метод тот еще. То что встретили у Босфора ну дык понятно же кто куда идет и зачем - такое уже было - так что это не задирание американцев, а любезное сопровождение не более того. Неужели не было таких сопровождений со стороны амер. ВМФ? Увы я подробно ответить не могу, так не владею полной информацией по это вопросу но исключать такой возможности нельзя. Все друг за другом ходили. Я считаю, что в этой ситуации задирами выступили американцы - знали про спор как считать тер. воды? Знали. Знали, что советские ВМФ будут пытаться вытеснить их?Знали. Так что разговор о задирах не состоятелен. Это они к нам пришли , а не мы. Ну а по поводу чего добились - ну вопчем нехуя. Мне не понятен в полной мере мотив данных действий, но я подозреваю, что это просто хотели показать кто тут хозяин. Я полно ответил много уважаемый Гай?
Vladimir-FF Опубликовано 13 ноября, 2008 Автор Опубликовано 13 ноября, 2008 Почитай описания инцидента на английском, поймеш, на сколько ты далек от истины. Никто там не нервничал, спокойно снимали на пленку и занимались своим делом. Кто и как отсчитывает зоны это дело для политиков и переговоров, я сильно сомневаюсь, что разница в 2 или 3 мили достаточно принципиальна для того, что бы ради нее рисковать конфликтом. Просто глупо. Да перестань. На заборе то же написано. Ты же слышишь как народ за кадром общается? Что не похоже, что они спокойны.
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти