Контрольный выстрел Posted March 4, 2013 Share Posted March 4, 2013 (edited) Дуэ́ль (фр. duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. В нескольких российских школах к 175-летию со дня дуэли Пушкина провели опрос среди старшеклассников-гуманитариев. Решили узнать, что думает современная молодежь по поводу дуэли – как способа защиты чести своей и женщины. Результат поразил всех педагогов. Понятие «честь» у молодежи, как оказалось, отсутствует полностью. Многие молодые люди выступили против дуэлей, предложив немало вариантов, которые могли бы заменить дуэль. Например, противника можно уволить, оклеветать, заплатить, чтобы отстал, можно «состроить козни». Дуэль, по мнению многих, это просто глупость. А рисковать жизнью из-за женщины неоправданно, ведь завтра тебе может понравиться совсем другая. Главное – выжить. Девочки тоже негативно отозвались о дуэли. По их мнению, на дуэли мог погибнуть претендент на руку, и тогда пришлось бы выйти замуж за победителя поединка (!), так как неизвестно, появится ли новый поклонник еще. Кроме того, завоевывать сердце девушки ведь можно и подарками и обещаниями лучшей жизни. О чести и достоинстве никто даже не упомянул. Испокон веков мужчины отстаивали свою честь перед противником. Например, у викингов был свой способ разрешения конфликта – хольмганг. Викинг мог вызвать даже ярла на бой. И рубились они до смерти. Хольмганг с участием Эгиля Скаллагримссона на картине Юханнеса Флинту (1787—1870) Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем. Так, за 16 лет царствования Генриха IV во Франции было убито на дуэлях от 7 до 8 тысяч человек. Знаменитый кардинал Ришелье запретил дуэли под страхом смерти, объявив, что дворянин может жертвовать своей жизнью только в интересах короля. Людовик XIV в 1679 году специальным эдиктом учредил суд маршалов для разрешения всех вопросов чести. Но ничто не помогало, в том числе и заявление, что король принимает на себя обиду каждого отказавшегося от поединка. Дворянство упорно избегало вмешательства государства и судов в дела чести. Признавая право короля распоряжаться их жизнью и службой, оно отвергало право решать вопросы, связанные с честью и достоинством. Отказ от поединка на протяжении всей истории продолжал считаться несмываемым позором, навсегда исключая отказавшегося из общества порядочных людей. Сознавая это, сами монархи оказывались как бы скованными, и их борьба с дуэлями всегда носила непоследовательный характер. Известен случай, когда сам французский король Франциск I вызвал на дуэль германского императора Карла V. Свою честь в Европе мужчины отстаивали на турнирных поединках и на судебных боях. А к XIV веку сначала во Франции, затем в Германии и Англии появились первые кодексы дуэльного поединка. В России во времена Петра Великого кулачные бои бояр тоже постепенно сменились дуэлями на шпагах. Изначально право на дуэли было только у высокопоставленных людей, но позже, после Французской революции, правила изменились, и каждый оскорбленный мог вызвать на поединок обидчика (правда только своего сословия). Известно множество случаев дуэлей между женщинами. Например, в 1872 году одна француженка мадам Шашеру, узнала, что ее муж не потребовал сатисфакции. Тогда смелая дама сама вызвала на дуэль обидчика мужа и серьезно ранила его в поединке на шпагах. Дуэли проходили в соответствии с дуэльным кодексом – правилами, регламентирующими не только порядок проведения дуэли, но и причины и поводы вызова на дуэль, поведение участников. Впервые его опубликовали во Франции в 1836 году под руководством графа де Шатовильяра. В России известен дуэльный кодекс Дурасова, который обобщил опыт российских и французских кодексов. Самые известные дуэльные кодексы: Flos Duellatorum in Armis of Fiore dei Liberi (около 1410) — первый известный дуэльный кодекс, появившийся в Италии. «Восемьдесят четыре правила» и Le Combat de Mutio Iustinopolitain (1583) ранние французские дуэльные кодексы, сформированные на основе итальянских. Code Duello (или «двадцать шесть заповедей»), составленный на Clonmel Summer Assizes (1777 год) джентльменами-представителями пяти ирландских графств. Всякий дворянин был обязан держать копию этого кодекса в ящике с дуэльными пистолетами, дабы не было возможности сослаться на незнание правил дуэли. Будучи первым распространённым кодексом на английском языке, он широко применялся в Америке. Кодекс графа Шатовильяра (1836 год) — созданный графом Шатовильяром кодекс, приводящий в систему правила дуэли, реально существовавшие на первую половину XIX века во Франции. Американский дуэльный кодекс Джона Лайда Уилслона (1858 год) — созданный на основе ирландского кодекса юристом и заядлым дуэлянтом, экс-губернатором Южной Каролины Джоном Лайдом Уилсоном (Wilson, John Lyde. The Code of Honor: or, Rules for the Government of Principals and Seconds in Duelling. Charleston, S.C.: J. Phinney, 1858). Кодекс графа Верже (1879 год) — наиболее авторитетный французский дуэльный кодекс, суммирующий правила проведения дуэлей, бытовавшие во Франции. Кодекс Дурасова (1912 год)— русский дуэльный кодекс, созданный на основе европейских кодексов и с учётом практики дуэлей в России. Против дуэлей был Петр I и Екатерина II, Наполеон и Николай I, не желая терять приближенных. Дуэлянты ссылались, лишались чинов, штрафовались и сажались в тюрьму. Но, невзирая на запреты и указы императоров, дуэли продолжались, так как (как это ни удивительно) ни император, ни высшие органы власти, ни суд не могли защитить честь дворянина. Это мог сделать только он сам с помощью шпаги или пистолета. Но и дворянство не сразу утвердилось во мнении, что честь – то, что принадлежит только самому человеку и защитить ее можно только самому. Понадобилось смена поколений, чтобы достоинство для дворянина стало превыше жизни. Защитить честь дворянина можно был только дуэлью или публичным извинением. Со временем количество дуэлей возросло, причем они становились все более кровавыми. При Александре I дуэли чаще проходили на пистолетах. Это, в отличие от шпаги, уравнивало шансы военных и гражданских, так как стрелялись с довольно близкого расстояния – 10-15 шагов. Изначально никому не приходило даже в голову вызвать на дуэль члена императорской фамилии, но дворяне, которые с детства знали, что такое честь, могли отстоять ее перед самыми высшими сановниками. Рассказывают, что князь Николай Петрович (будущий Николай I) во время смотра схватил за грудки одного офицера. Офицер же, глядя в глаза Великому князю, твердо сказал, что в руках у него шпага (оружие чести офицера). Этот урок будущий император усвоил, он понял, что дворянин готов отстоять свою честь перед любым, и даже ценой своей жизни. Но понятие чести распространялось не только на отдельные личности, что особенно проявлялось среди военных. Каждый офицер чтил честь своего полка (роты или вида войск) так же, как свою. Офицер, молча выслушавший пренебрежительное или оскорбительное высказывание даже о своем сослуживце, увольнялся или переводился в другой род войск, где его могли вовсе не принять. Шведский король Густав Адольф, прославленный полководец первой половины XVII века, энергично преследовал дуэли своими указами. Но когда оскорбленный его пощечиной полковник армии, не имея возможности вызвать самого короля, оставил службу и выехал из страны, король нагнал его на границе и сам вручил ему пистолет со словами: «Здесь, где кончается мое королевство, Густав Адольф уже более не король, и здесь, как честный человек, я готов дать удовлетворение другому честному человеку». В его словах, как в капле воды, отразилась вся двойственность отношения большинства европейских государей к дуэли: как повелители своих подданных и законодатели, они стремились положить конец кровопролитиям, но как светские люди с теми же понятиями о чести понимали, что сами вели бы себя так же. Бывали и трагикомические случаи. Один из них описывает в своих «Записках революционера» князь П. А. Кропоткин. Некий офицер был оскорблен Александром Ш еще в бытность его наследником престола. Находясь в неравном положении и не имея возможности вызвать на дуэль самого цесаревича, офицер послал ему записку с требованием письменного извинения, в противном случае угрожая самоубийством. Будь наследник более чутким, он бы извинился или сам дал удовлетворение человеку, не имевшему возможности вызвать его. Но он не сделал этого. По истечении 24 часов офицер в точности исполнил свое обещание и застрелился. Разгневанный Александр II резко отчитал сына и приказал ему сопровождать гроб офицера на похоронах. Дворянская молодежь, верная присяге и престолу, не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому». В России к вопросам чести относились с известной долей экстрима. Были изобретены особо кровавые методы дуэли, например, «приставить пистолет ко лбу». Дуэлянты стояли друг напротив друга на расстоянии всего лишь 5-8, а то и 3 шага. Стрелялись одновременно. Причем, только один пистолет был заряжен, который выбирали по жребию. Самый опасный вид дуэли назывался «дуло в дуло». Противники на таком же небольшом расстоянии стрелялись из заряженных пистолетов. Зачастую гибли оба дуэлянта. И перед «властями предержащими» встает проблема: как бороться с дуэлями? В 1787 году Екатерина Великая издала «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались чужестранным насаждением; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Апогея своего дуэли достигли в первой половине XIX века. Запрещение дуэлей было вновь подтверждено в изданных при Николае I «Своде законов уголовных» 1832 года и «Уставе военно-уголовном» 1839 года, обязывавшем воинских начальников «стараться примирять ссорящихся и оказывать обиженному удовлетворение взысканием с обидчика». Дуэль Онегина и Ленского. Художник И.Е. Репин 1899г. Но ничто не помогало! Более того, дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий неписаных кодексов: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочередно спиной у края пропасти, чтобы в случае попадания противник не остался в живых (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в «Княжне Мэри»). При таких условиях нередко погибали оба противника (как это было в 1825 году на дуэли Новосильцева и Чернова). Более того, командиры полков, формально следуя букве закона, фактически сами поощряли в офицерской среде такое чувство чести и под разными предлогами освобождались от тех офицеров, которые отказывались драться на поединке. При этом лично Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». Но именно на 20—40-е годы XIX века приходятся громкие дуэли Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским, Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с де Барантом и Мартыновым. Дуэль Пушкина съ Дантесомъ-Геккеренъ 27-го января 1837 г. До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. Для иллюстрации приведем его полностью: «Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным. 1) Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам. 2) Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять. 3) Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии. 4) Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила. 5) Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте. 6) Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий. 27-го января 1837 года. 2 1/2 часа пополудни. Подписано: Виконт д'Аршиак, прикомандированный к французскому посольству Константин Данзас, инженерный подполковник». Встречались люди, проявлявшие на дуэли редкое бесстрашие и твердость духа. Так, Пушкин на дуэли с офицером Зубовым в 1822 году (в Кишиневе) в ожидании выстрела противника спокойно ел вишни и плевал косточками в его сторону, чем привел своего визави в бешенство. Этот случаи Пушкин использовал впоследствии при создании повести «Выстрел». Подлинную бесшабашность проявлял декабрист М. С. Лунин, как бы сознательно искавший смерти и игравший с ней в жмурки. Однажды, по свидетельству современников, великий князь Константин Павлович незаслуженно оскорбил офицеров Кавалергардского полка, но затем извинился, добавив, что если кто из офицеров считает себя обиженным, то он готов дать сатисфакцию. Вдруг отчаянный Лунин вызвался: «Ваше высочество, честь так велика, что одного я только опасаюсь: никто из товарищей не согласится ее уступить мне». Скандал, разумеется, замяли, но Константину смелый ответ понравился, и впоследствии он взял Лунина к себе в адъютанты. Известна также дуэль Лунина с его однополчанином графом А. Ф. Орловым, позднее шефом жандармов — преемником Бенкендорфа. Фактически Лунин, бретер и забияка, сам спровоцировал Орлова на дуэль. Зная, что Орлов — плохой стрелок, а Лунин — виртуоз, свидетели поединка не сомневались в его исходе. Но Лунин... лишь хладнокровно поиздевался над Орловым (как пушкинский Сильвио над графом). По описанию очевидца, стрелялись они на 12 шагах. Орлов выстрелил и промахнулся. Лунин выстрелил в воздух и саркастически предложил противнику попытать счастья еще раз, при этом поучая его, как надо целиться. Взбешенный граф закричал: «Что же это ты! Смеешься, что ли, надо мною?» — и выстрелил в другой раз, прострелив Лунину фуражку. Лунин снова выстрелил в воздух, продолжая шутить и ручаясь Орлову за успех третьего выстрела. Тут их остановили секунданты... В Америке были свои правила проведения дуэли. Один вид дуэли предполагал самоубийство того из противников, который вытягивал соответствующий жребий. К такому методу прибегали, когда открытый поединок был под запретом по тем, или иным причинам. Второй, не менее интересный вид американской дуэли заключался в том, что два дуэлянта отправлялись на охоту. На охоту друг на друга на определенной территории. С этого момента начиналась их охота друг на друга. Можно было подстеречь противника в засаде, не возбранялся и выстрел в спину. Из-за своей безнравственности американская дуэль не привилась в России. Дуэль считается прерогативой мужчин, они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести, либо за дам своего сердца. Но такое мнение ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того - дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного более кровавыми и изощренными. Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории. Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку, И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки. Так, в хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для ее молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала. Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину; XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд - лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль, дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой... Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений. А началось все, что самое интересное, в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту. К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала Софья Фредерика. И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток. В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желаине побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошел на повышенных тонах и у англичанки, в пылу спора, вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласили встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо. После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения. Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салон госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: "Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость направленную на уничтожение соперницы". Маркиза, как и многие ее соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а в последствии и полностью обнаженные. Добавляло ли это изящество - вопрос спорный, но, по словам все той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность. В целом, информация о том, что происходило в первой половине XIX века в области женской дуэли в России, очень скудна и часто фальсифицированная, но кое-что можно найти. *** Июнь 1829 года, Орловская губерния. Между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов, их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли. Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. После некоторых приготовлений, секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а ее соперница днем позже. Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник. *** - Дамы, к барьеру! сказала дородная женщина, посмотрев на соперниц, которые с неподдельным интересом рассматривали пистолеты, которые им только что дали. Через пять минут одна из них лежала без признаков жизни. Так завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Нелепая смерть от руки не менее юной особы, которая была проездом через Петербург, имя которой даже никто не запомнил. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская, и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка - и в тот же вечер девушки целятся в друг друга из пистолетов. Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника. Если же смерть не устраивала ни одну из сторон, то тогда прибегали к изощренным приемам. Дуэль на ногтях Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д'Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини. Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно было не принимать и кого не принято было вызывать) считались: - лица, опозоренные в общественном мнении (шулера; ранее отказавшиеся от дуэли; подавшие жалобу на обидчика в уголовный суд); - сумасшедшие; - несовершеннолетние, т. е. не достигшие 21 года (кроме женатых, студентов и служащих — вообще же четкой границы не было); - лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (т. е., как правило, представители простого народа); - должники по отношению к своим кредиторам; близкие родственники (до дядей и племянников включительно); - женщины. Так что и в начале нашего столетия дуэли были в России довольно частым явлением. Известный политический деятель— лидер «Союза 17 октября» А. И. Гучков дрался на дуэли 'не раз, стяжав даже славу бретера (хотя сам был отнюдь не дворянского происхождения). Илья Эренбург в своих воспоминаниях «Люди, годы, жизнь» описывает дуэль между двумя известными поэтами — Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным — в предреволюционные годы, поводом к которой послужил один из розыгрышей, на которые Волошин был большой мастер; в ходе поединка Волошин выстрелил в воздух, а Гумилев, считавший себя оскорбленным, промахнулся. Кстати, выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто вызвал — в противном случае дуэль не признавалась действительной, а лишь фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности. Затем наступили иные времена. Лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести были революцией выброшены за борт, оказались на чужбине. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, поначалу вообще были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого. На смену дуэлям пришли доносы, понятие государственной пользы затмило все остальное, на смену благородству пришли фанатизм одних и расчетливость других. На этот раз никто не пострадал. Хочется верить, что понятие «честь» не исчезло вместе с дуэлями. (С) Edited March 4, 2013 by Контрольный выстрел Link to comment Share on other sites More sharing options...
Бронеходы Lazydog Posted March 5, 2013 Бронеходы Share Posted March 5, 2013 Интересная тема, только надо её в раздел истории перенести. Но не совсем раскрыта, ибо тот же рыцарский турнир был дуэлью. Первые правила рыцарских турниров относятся к времени крестовых походов. Очень подробное описание рыцарской дуэли есть в немецкой поэме Песнь о Нибелунгах, которая кажется датируется 13 веком. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Бронеходы Lazydog Posted March 5, 2013 Бронеходы Share Posted March 5, 2013 Нашел кодекс поединка, но за его 100% верность не отвечаю. Однако интересно почитать. 1. Рыцарь вступает в поединок для защиты чести, жизни и имущества - своих или чужих. 2. Словесное разрешение конфликта ничьей чести не роняет. 3. Честь велит рыцарю не отказываться от вызова на поединок. 4. Рыцарь не уронит чести, отказавшись от поединка с близким родственником, побратимом, сюзереном или будучи связан клятвой. 5. Вызванный на поединок вправе выбрать время и место поединка. 6. Честь велит рыцарю не откладывать поединок без веской причины. 7. Безусловно вескими причинами, чтобы отложить поединок, являются отсутствие у одного из рыцарей доспехов, оружия и щита, а также наличие раны или немощи, не позволяющей одному из рыцарей участвовать в поединке. Другие причины могут быть признаны вескими с согласия вызвавшего. 8. Вооружение, используемое противниками в поединке, должно быть приблизительно равным. Хорошим тоном считается отказ от использования щита в поединке с противником, оного не имеющим. То же касается и доспеха. 9. Имея вескую причину отложить поединок, рыцарь вправе не делать этого, но попросить другого рыцаря защитить его честь. 10. Поединок начинается, когда оба противника поприветствуют друг друга. 11. Честь велит рыцарю не калечить своего противника в поединке, то есть не наносить ему неизлечимых повреждений. (Неизлечимое повреждение – это то, которое не заживет в течение игры. То есть все от синяка до перелома. Будьте ОЧЕНЬ аккуратны, если не хотите уронить своей чести. Мы настоятельно не рекомендуем бить по рукам и голове. Это травмоопасно и незрелищно). 12. Рыцарь вправе прервать поединок, не роняя своей чести, будучи покалечен. 13. Рыцарь вправе отказаться от поединка с другим рыцарем, не роняя своей чести, если про того известно, что он калечил своего противника в поединке. 14. Поединок следует вести до тех пор, пока один из противников не признает себя побежденным. 15. Обезоружив противника, рыцарь может требовать его сдачи, но не может нанести ему удара оружием, не уронив своей чести. Хорошим тоном при этом будет дать противнику поднять оружие и продолжить бой. Также проявлением рыцарской чести будет не бить отвлекшегося противника. 16. Рыцарь уронит свою честь, ударив рыцаря, признавшего себя побежденным. 17. Чтобы гарантировать отсутствие урона своей чести, рыцарю следует, нанеся рану, прервать бой и спросить, не признает ли противник себя побежденным, и продолжать бой лишь после получения отказа. 18. Честь велит рыцарю признать свое поражение в поединке в случае, если он был тяжело ранен. 19. Признавший свое поражение рыцарь передает себя в распоряжение победителя, и честь велит победителю позаботиться о ранах побежденного, и лишь потом о своих. Как принято поступать с побежденными? Странствующие рыцари, как правило, отправляют их ко двору своего сюзерена или дамы сердца, дабы последние распорядились ими по своему усмотрению. 20. Рыцарь вправе подать жалобу королю и требовать наказания для нарушителя кодекса поединков. Особо злостный нарушитель кодекса может быть вовсе объявлен вне закона, то есть приравнен к разбойнику. С ним уместны любые методы борьбы. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Контрольный выстрел Posted March 5, 2013 Author Share Posted March 5, 2013 Интересная тема, только надо её в раздел истории перенести. Но не совсем раскрыта, ибо тот же рыцарский турнир был дуэлью. Первые правила рыцарских турниров относятся к времени крестовых походов. Очень подробное описание рыцарской дуэли есть в немецкой поэме Песнь о Нибелунгах, которая кажется датируется 13 веком. Ээээ, Лейзи, турнир - это турнир. Это такое же соревнование, как и в шашки или турнир по велоспорту. Что там, и что там суть соревнование. Просто вышли биться на тупых мечах или копьях. Конечно договаривались биться и острым оружием, но это были особые условия соревнования. Рыцарский поединок (или позже дуэль) - это уже совсем другое, преследует цель смертоубийства или нанесение ран. Здесь мотивы совсем другие. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Бронеходы Lazydog Posted March 5, 2013 Бронеходы Share Posted March 5, 2013 Это не совсем так, а иногда даже совсем не так. Многие турниры проводились с боевым оружием. Более того, многие рыцарские поединки изначально имели условием "до крови". Так же много дуэлей проводились в Японии между самураями - в принципе тот же рыцарский поединок. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Контрольный выстрел Posted March 5, 2013 Author Share Posted March 5, 2013 Это не совсем так, а иногда даже совсем не так. Многие турниры проводились с боевым оружием. Более того, многие рыцарские поединки изначально имели условием "до крови". Так же много дуэлей проводились в Японии между самураями - в принципе тот же рыцарский поединок. Мотивы-то разные. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Бронеходы Lazydog Posted March 5, 2013 Бронеходы Share Posted March 5, 2013 Мотивы-то разные. О, нет. Я понимаю, что ты имеешь в виду - многие считают, что рыцарские поединки имели цель просто показать, кто лучше владеет исскуством боя. И это правильно. Однако не менее распространённым явлением был другой мотив - дух соперничества, а очень часто ненависть. Рыцари бились на смерть за честь, за своих дам, за всё, что попало. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Бронеходы Lazydog Posted March 6, 2013 Бронеходы Share Posted March 6, 2013 Отличная картина замечательного французского художника Эжен Делакруа - поединок рыцарей. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Бронеходы Lazydog Posted March 6, 2013 Бронеходы Share Posted March 6, 2013 Хотел написать сам, но понял, что почти всё забыл. Нашел популярный копипейст: Поединок обладал преимуществом перед групповым сражением, поскольку рыцарю предоставлялась уникальная возможность показать свою храбрость и умение владеть холодным оружием. Во времена Вильяма Малмсберн и Вильяма Маршала в XII в. поединок часто устраивался перед боем, где участвовали команды, однако до конца XIII века у него не получалось выйти на первый план. Признание поединков росло благодаря прижившемуся в рыцарской литературе мнению, что подобные состязания являются честны поединком между добром и злом. Немецкие рыцарские романы дают определенное представление о том, каким образом проходили такие дуэли. Соперник, как правило, старался целиться в заклепки щита, доспехи или шлем, что защищали шею. Сер Ульрих фон Лихтенштейн описывает несколько поединков, в которых у всадников были пробиты шейные доспехи. Даже латные воротники раскалывались просто пополам, а в некоторых пробивались отверстия. Когда был один из поединков, у Ульриха получилось проткнуть латный воротник соперника, перед этим пробив кольчугу и щит. Он выбил соперника из седла, а тот упал на землю полумертвый, на небольшом расстоянии от лошади, на которой он боролся. Ульрих еще говорит, что у каждого из сквайров было по 3 копья, как правило, многоцветных. Это делалось для того, чтобы зрители могли точно знать, кто именно из участников сражения сделал тот или иной боевой прием. У одного из рыцарей к копью была прикреплена небольшая связка колокольчиков в придаток к тем, что украшали костюм. Как правило, поединки продолжались до тех пор, пока не было поломано 3-е копье. Но, нет данных о том, что конные рыцари боролись на мечах. Скорее всего, подобных поединков просто не было. Если рыцари снимали шлем, это значило, что они хотят закончить поединок. Если рыцари имели желание продолжать бой после того, как было сломано по 3 копья, они спешивались, а потом продолжали бой только на мечах. Если одного из участников ударом копья сбивали с коня, однако не ранили серьезно, другому надо было спешиваться, если он хотел продолжить поединок. Были рыцари, которые хотели взять реванш над сэром Ульрихом, поэтому стали атаковать его трое участников, что, как говорит автор, было вопиющим нарушением всех правил, подобающим только рыцарям крайне низкою происхождения. В летописях можно прочитать о разбитых вдребезги щитах, или выбитых из рук копий из-за разрыва ремней для захвата. Также в одной из боев сэр Ульрих был поранен копьем, что пробило его кольчугу и щит. Не все рыцари состязаний обладали хорошим боевым мастерством. Были рыцари, которые промахнувшись 10 раз подряд, в итоге ранили лошадь сэра Ульриха в голову. В другие разы противники наклоняли свое копье слишком низко, ударив лошадь в шею, что принудило его попятиться, а потом сбросить всадника. Лошадь, как правило, пускали галопом, чтоб достичь максимальной силы удара во время столкновения. Ульрнх говорит, что один рыцарь не смог поломать копье, оттого, что скакал очень медленно. И лишь, когда рыцарям удавалось сталкиваться на полном ходу, достигался нужный эффект. Но, поймите, что рыцари, которые получали такие ранения могли очень сильно пострадать, поскольку сила, которая нужна для того, чтобы сломать копью, достаточно большая и тому рыцарю, на которого приходилась основная сила удара приходилось очень тяжело в физическом состоянии. Во второй половине XIII века уже были конкретные правила для проведения турниров, доказательством этому служит описание события сентября 1285г. в Шавенси. Гостям приглашения были разосланы за 3 недели до поединка. Автор рассказа Жак де Бритэ, говорит, что за празднеством, что имело место в субботу, были 2 дня поединков. Хотя общее количество участников точно неизвестно, так как в отчете о поединке в Хеме сказано, что за 2 дня здесь состоялось целых 180 поединков. В Шавенси герольдмейстеры и глашатаи, по гербу узнавая прибывшего, громко называли его имя, а порой и боевые девизы рыцарей, которые собирались участвовать в одиночном поединке. Приход темноты заставило переносить групповой бой на среду. В летописях нет упоминаний о общем сражении в Хеме Link to comment Share on other sites More sharing options...
Бронеходы Lazydog Posted March 6, 2013 Бронеходы Share Posted March 6, 2013 О том, как же все таки проходили рыцарские поединки мы можем прочитать в одном из романов Генри Райдера, который до мельчайших подробностей описал все происходящее, когда вдруг сошлись два вечных противника. Только схватка происходила не на поле боя, а в более безопасном месте, правда не для них, ведь бой шел за жизнь, ведь это были что ни на есть злейшие враги. В момент, когда их кони сошлись в одну линию, копье Питера уже разлетелось в щепки, а копье его противника несло шлем Питера, все дело в том, что при ударе копья Морелла о щит Питера, копье проскользнуло и зацепилось за забрало, и вдруг ремни шлема лопнули, и Питер был почти сбит со своего скакуна, но он все же нашел в себе сил, чтобы удержаться. В тот самый момент, Питер подтягивался на ремнях, чтобы вернуться в седло, а Морелла пытался развернуть скакуна назад, чтобы добить противника, но дело в том, что у Питера уже не было его копья и он лишь отбросил в сторону кусок древка, в то время как Морелла пытался скинуть со своего копья шлем англичанина. И вот уже их кони должны вновь сойтись в одну линию, Морелла стремительно скакал на противника, решительно направив копье прямо на незащищенную голову противника, но Питер собравшись с силами опустил поводья и отбил удар противника своим щитом. Через мгновение шея Морелла оказалась под жестким ахватом англичанина, а его конь умчался вперед без наездника. Но в этот момент Морелла не растерялся, а схватил шею Питера и принялся душить его, но длилось это не долго, так как конь Питера отошедши от испуга, вдруг резко свернул в сторону и оба рыцаря оказались на земле, пытаясь отойти от удара, полученного при падении. И буквально через мгновение противники вновь были на ногах, а в руках у них были их мечи, Питер ожидал нападения Морелла, прикрывая высоко поднятым щитом свою незащищенную голову. Первый удар был нанесен Питеру, но Питер подставил свой щит и мгновенно перешел в атаку, но в этот раз Морелла смог увернуться от удара англичанина, но перья со шлема испанца были срезаны мощным ударом меча противника, тогда Морелла вновь нанес удар, и вроде бы Питер увернулся, но меч скользнул по шее Питера. От того, что удар пришелся в шею, англичанин вмиг помутнел и пошатнулся. Но от боли Питер только еще больше разозлился и ринулся в атаку, его удар был настолько мощным, что уже через мгновение часть шлема Морелла лежала на песке и зрители замерли в изумлении. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Create an account or sign in to comment
You need to be a member in order to leave a comment
Create an account
Sign up for a new account in our community. It's easy!
Register a new accountSign in
Already have an account? Sign in here.
Sign In Now