Jump to content
Бронеход
Sign in to follow this  
Lazydog

Алексей Рыбников

Recommended Posts

У нас нет темы об этом человеке? Как это так, вроде была? :059:

 

Родился в Москве. Супруга - Татьяна, окончила МГУ имени М.В. Ломоносова. Дочь - Анна, кинорежиссер. Сын - Дмитрий, композитор, музыкант.

 

На долю предков Алексея Рыбникова выпало немало тяжелых испытаний. Его матери было пять лет, когда ее вывели на расстрел. Ее дед был генералом царской армии по медицинской линии, все ближайшие родственники также были царскими офицерами. Одни погибли в первую мировую войну, другие при защите Зимнего дворца. Уникальная музыкальная одаренность Алексея проявилась с "младых когтей": в 8 лет он уже написал несколько фортепьянных пьес и музыку к фильму "Багдадский вор". В 11 стал автором балета "Кот в сапогах".

 

Огромную роль в фор мировании мировоззрения будущего композитора сыграл его учитель Арам Ильич Хачатурян, с которым его познакомил отец - скрипач, работавший в оркестре Александра Цфасмана. Алексей показал свои сочинения А. Хачатуряну, и это во многом определило его судьбу. С 1956 по 1962 год Алексей учился в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории. В 1962 годупоступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу композиции А. И. Хачатуряна, которую окончил с отличием в 1967 году, а в 1969 году окончил аспирантуру по классу этого же выдающегося музыканта.

 

В 18 лет у Алексея Рыбникова уже была своя семья. Чтобы обеспечить ее, учебу в консерватории и творческую работу приходилось сочетать с частными уроками музыки, трудиться концертмейстером в театральном институте и даже аккомпаниатором в детском саду. С 1969 по 1975 год Алексей Рыбников преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции.

 

Официальным дебютом композитора стало исполнение фортепьянной сонаты "Хороводы", написанной на 1-м курсе консерватории. Это произведение привлекло внимание музыкальной общественности. В нем, по словам критиков, молодой автор с самых первых шагов заявил об умении самостоятельно мыслить. Дипломной работой молодого автора стал концерт-баллада для скрипки с оркестром (1967). "Русская увертюра", концертное каприччио "Скоморох", Концерт для баяна и оркестра, Концерт для фортепиано solo и в другие произведения, написанны по окончании консерватории в 1967-1972 годах.

 

Сразу после окончания консерватории, помимо инструментального творчества, Алексей Рыбников начал обращаться к жанру романса, написав романсы на слова Л. Ашкенази "Молитва" и "Телефон". Записи музыки к фильму "Большое космическое путешествие" (1973) проданы общим тиражом более сотни тысяч пластинок. После выхода на экраны "Приключений Буратино" (1975) тираж пластинок с музыкой к фильму превысил миллион экземпляров. Алексей Рыбников написал музыку ко многим фильмам и спектаклям.

 

В 1976 году состоялась премьера рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" в Московском театре имени Ленинского комсомола. Это была первая рок-опера, увидевшая свет в Советском Союзе, своеобразная революция в театре. Чиновники Министерства культуры, считая автора "авангардистом", предлагающим "чуждый" жанр для отечественного театра, 11 раз отказывались принять спектакль. И все же спектакль и музыку ждал подлинный триумф. Выпущенный в 1977 году двойной альбом "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" занял 1-е место в хит-параде лучших грамзаписей. В 1979 году Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награжден премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале. В 1989 году общий тираж проданных дисков с музыкой А. Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров. Фирма "Мелодия" наградила композитора "Золотым диском". "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" положила начало официальному признанию композитора. Последовало множество заманчивых предложений.

 

Однако Рыбников выбрал свободу творчества, начав работу над новой современной оперой "Юнона" и "Авось" (по поэме А. Вознесенского), построенной на сочетании английского арт-рока с русской православной молитвой. Ее премьера состоялась В 1981 году в Московском театре имени Ленинского комсомола. В 1982 году выпуск альбома "Юнона" и "Авось" был запрещен Министерством культуры СССР. Рыбников обратился в суд, и дело было выиграно. В 1983 году альбом был выпущен и занял 1-е место в хит-параде. Вскоре состоялись гастроли театра Ленком в Париже. Пьер Карден представил это произведение в своем театре на Елисейских полях, затем в Германии, Голландии и других странах. В 1990 году музыкальный спектакль "Юнона" и "Авось" в течение 2 месяцев шел в "Сити сентер" Нью-Йорка. Телефильм "Юнона и Авось" 4-го канала телевидения Великобритании был показан телекомпаниями более 50 стран мира. Двойной альбом с записью этой рок-оперы был издан многомиллионным тиражом. За 20 лет спектакль выдержал более 700 представлений и идет до сих пор с неизменным аншлагом.

 

В 1988 году Алексей Рыбников основал Производственно-творческое объединение "Современная опера" при Союзе композиторов СССР. Этот театр, разместившийся в маленьком, отремонтированном им за свой счет подвале на Арбате, стал для композитора творческой мастерской. В конце 1994 - начале 1995 года с большим успехом прошли гастроли театра "Современная опера" в США. В 1999 году Постановлением Правительства Москвы при Комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова. В 1998 году в рамках программы ЮНЕСКО "Музыка, сближающая народы" он создает балет "Вечные танцы любви".

 

Народный артист России (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1989), лауреат международных и общественных премий. В 1992 году был награжден орденом Орла I степени. В 1993 году стал обладателем приза кинозрителей за лучшую музыку года к кинофильму "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". С 1969 года - член Союза композиторов, с 1979 - Союза кинематографистов. А.Л. Рыбников - член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям Правительства Москвы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

МУЗЫКА КИНО

 

1. Тема Барона /Тот самый Мюнхгаузен/

2. Стремительная тема /Тот самый Мюнхгаузен/

3. Лестница в небо / Тот самый Мюнхгаузен/

4. Тема Красной Шапочки /Про Красную Шапочку/

5. Звезды /Про Красную Шапочку/

6. Тема лесорубов /Про Красную Шапочку/

7. Цветочые поля /Про Красную Шапочку/

8. Босса Нова /Исчезновение/

9. Сады любви* /Дневник Карлоса Эспинолы/

10. Болеро /Дневник Карлоса Эспинолы/

11. Поездка в автомобиле /Шанс/

12. Тема любви /Шанс/

13. Лирическая тема /Руки Вверх!/

14. Романс /Сказки старого Арбата/

15. Виктоша /Сказки Старового Арбата/

16. Тема творчества / Сказки старого Арбата

 

 

 

 

 

1 Рома И Катя (Вам И Не Снилось)

2 Последняя Поэма (Вам И Не Снилось)

3 Новый Дом (Вам И Не Снилось)

4 Тема Детей (Сказка О Звездном Мальчике)

5 Встреча (Сказка О Звездном Мальчике)

6 Цветы (Через Тернии К Звездам)

7 Торжество Разума (Через Тернии К Звездам)

8 Картины (Серафим Полубес И Другие Жители Земли)

9 Тема Мечты (Полет С Космонавтом)

10 Признание (Карантин)

11 Солнечный День (Мушкетеры Из 4 Б)

12 Утро В Джунглях (Паучок Ананси)

13 Рождение Буратины (Приключение Буратино)

14 Драка Кота И Лисы (Приключение Буратино)

15 Тема Театра Карабаса-Барабаса (Приключение Буратино)

16 Дождь За Окном (Утоли Мои Печалия)

 

 

 

 

1. Сокровища Флинта (Остров сокровищ)

2. Голубая планета (Большое космическое путешествие)

3. Я тебе, конечно, верю (Большое космическое путешествие)

4. Млечный путь (Большое космическое путешествие)

5. Гонки (Большое космическое путешествие)

6. Марш космонавтов (Большое космическое путешествие)

7. Кеша и дети (Усатый нянь)

8. Вечер (Усатый нянь)

9. Детский сад (Усатый нянь)

10. Русь (Русь изначальная)

11. Вокализ (Василий Буслаев)

12. Тема трубача (Шла собака по роялю)

13. Отъезд Татьяны (Шла собака по роялю)

14. Белые паруса (Остров сокровищ)

15. Баллада (Остров сокровищ)

16. Охота на акул (Остров сокровищ)

17. Тема Капитана (Новые приключения капитана Врунгеля)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (1976)

 

музыка: Алексей Рыбников

либретто: Павел Грушко по мотивам драматической кантаты П. Неруды

 

Кто такой Хоакин Муриета?

 

Народная легенда о самом известном калифорнийском разбойнике гласит, что Хоакин Мурьета родился в 1830 году в местности Сонора, что в Мексике.(Это наиболее спорный факт его биографии — если верить другим вариантам легенды, то Хоакин был чилийцем, но представился мексиканцем, так как янки относились к выходцам из Мексики более лояльно, чем к выходцам из других частей Латинской Америки).

 

На волне "золотой лихорадки" Хоакин приезжает в 1850 году в Калифорнию. Воспоминания о характере Мурьеты противоречивы. Одни говорят, что он был злой и кровожадный человек, прирожденный вор. Другие описывают его как человека щедрого и благородного, располагающего к себе всех, с кем он встречался. Девушка, выдававшая себя за кузину Мурьеты, писала о нем: "Для мексиканцев он был освободителем, последней надеждой вырвать Калифорнию из рук гринго, истинным El Patrio (патриотом)".

 

Рассказывают, что на преступный путь Хоакин встал после несчастья со своими близкими, виной которому были американские рейнджеры. На его глазах его подруга Росита была избита и изнасилована. Родной брат Хоакина (по некоторым сведениям, брат-близнец) был повешен за преступление, которого не совершал, ( ему приписали конокрадство).Сам Мурьетанеоднократно избивался. Хоакин поклялся мстить янки, сказав, что дальнейшая его жизнь "будет обильно полита кровью". Мурьета собрал банду головорезов, самым отъявленным из которых был Мануэль Гарсиа, больше известный под именем Джека Трехпалого (Three-fingered Jack). Мануэльбыл хорошо известен в Калифорнии как один из самых жестоких убийц и грабителей. Особенно он ненавидел китайских иммигрантов; на совестиГарсиа были многочисленные убийства китайских старателей вокруге Калаверас. Именно благодаря Гарсиа, львиная доля жертв банды Хоакина были китайцами, а сам Хоакин приобрел репутацию борца с иноземцами.

 

Вообще, в Калифорнии того времени действовало множество банд. Пять из них возглавляли Хоакины. Хоакин Карильо, Хоакин Валенсуэла, Хоакин Мурьета, Хоакин Окоморения и Хоакин Ботелльер. "Пять Хоакинов" были самой желанной добычей для "охотников за головами". Редактор газеты "Alta Californiа" писал по этому поводу: "После убийства генерала Бина в миссии Сан-Габриэль, Хоакинов тесно связали со всеми преступлениями в округе и многие хотели их поймать, но им всегда удавалось избежать пленения. Каждое убийство, каждое ограбление теперь приписывалось Хоакинам. Иногда это был Хоакин Карильо, иногда Хоакин Мурьета, временами это был еще какой-нибудь Хоакин. Но преступник всегда носил это имя."

 

Дискриминация иностранцев в Калифорнии во время "золотой лихорадки" достигла невероятных размеров. Дни легкой — поверхностной — добычи золота закончились, и старатели нанимались в шахты для глубинной добычи. Для защиты интересов своих граждан, власти США обложили иностранных шахтеров огромным налогом. Негодование среди иммигрантов росло вместе с числом сочувствующих "Хоакинам". Особенно народу нравился Мурьета — красивый парень, которого до преступлений довели личное горе и социальная несправедливость. Мурьета был верен своим бандитам, щедро делился с ними награбленным, великодушно давал деньги беднякам. Кроме того, его "подвиги" были сильно разукрашены газетчиками и писателями, создавшими из него "Призрака Соноры".

"В душе этого кровожадного злодея, кажется, не осталось никакого милосердия", писал редактор cтоктонской газеты "San Joaquin Republican" в номере от 2 марта 1853 года, "Он едет через поселения, вырезая слабых и незащищенных, как будто им овладела мания убийства. Такой смелый и безрассудный, он уничтожает китайцев десятками, уверенный в целесообразности своих действий и в собственной неуязвимости, разрушая планы сотен таких же, как он иммигрантов". Редактор газеты был настолько раздражен, что предложил выселить всех мексиканцев из Калифорнии. "Сильные болезни требуют сильных средств", писал он.

 

Газеты были полны рассказами о том, как мексиканская диаспора помогает Хоакину, укрывая его от преследователей и снабжая его продовольствием и информацией, в обмен на долю в добыче. Хоакин награбил несметные богатства, рассказывает легенда. Ее поддерживает современный автор Томас Пенфилд. В своей книге "A Guide to Treasure in Californiа" он указал на дюжину мест, в которых, по его мнению, зарыто награбленное Мурьетой. Он рассказал о старом доме в округе Туломне, где была местная "штаб-квартира". Мурьеты, и в котором якобы запрятано огромное богатство. Поиски в этом доме ничего не дали.

 

Если верить калифорнийским газетам времен "золотой лихорадки", то во всем штате не было ни одного отеля, в котором бы Хоакин не останавливался, ни одного бара, в котором бы он не пропустил кружечку пива, все города от Грасс Вэлли до Марипосы были хотя бы единожды ограблены Хоакином, а количество украденных им лошадей и убитых содержателей публичных домов не подавалось подсчету. Историк Джей Ди Мэйсон писал в 1881 году: "Попросите дюжину уроженцев Калавераса рассказать о Мурьете, и, как минимум, шестеро похвастаются, что их предки были лично знакомы с Хоакином или стали его жертвами".

 

Везло не только Хоакину, но и его преследователям. Двое из его бандитов были застрелены, одного захватили и повесили без единого выстрела. Один из преследователей утверждал, что подстрелил лошадь под Хоакином и ранил его в щеку. Но никто не мог достоверно доказать, что это была одна и та же банда, один и тот же Хоакин. Терпение руководства штата кончилось 11 мая 1853 года. В этот день губернатор Джон Биглер подписал акт о "Пяти Хоакинах".. Каждому, кто поймает бандита по имени Хоакин или докажет его смерть обещалось вознаграждение в 1000 долларов. В ходе охоты, в разной форме пострадали почти все жители Калифорнии, носившие злосчастное имя. Судьба не уберегла от расправы даже судью Хоакина Карильо (его спутали с полным тезкой — бандитом).

 

Одним из охотников на Хоакина был бывший капитан рейнджеров Гарри Лав. Весь июнь и большую часть июля Лав и его люди патрулировали долину Сан-Хоакин безрезультатно. Итогом их бесплодных выездов были несколько пойманных конокрадов, но ни один из них не относил себя к банде какого-нибудь Хоакина. Однажды, патрулируя местность, капитан Лав и его люди наткнулись на нескольких мексиканцев в каньоне Панoче (в 50 милях от Монтеррея). Дальнейшие события описывает Лав, (фрагмент из письма губернатору Биглеру от 4 августа 1853 года): "Хоакина мы узнали сразу. Он, увидев нас, вскочил на лошадь и поскакал. После недолгой погони нам удалось убить его лошадь и ранить его, но он продолжил убегать уже пешком. Во время погони мы убили несколько бандитов, остальных ранили, некоторых — тяжело. Тем не менее, они продолжали отстреливаться. Когда мы настигли Хоакина, то немедленно его казнили. Вместе с ним был казнен и его главный сообщник. Я послал капитана Бёрнса и Джона Сильвестра в Форт Миллер (ближайшие поселение) с фрагментами тел, чтобы заспиртовать их".

 

Законодательное собрание штата удовлетворили предоставленные Лавом доказательства, и оно доплатило ему к обещанной тысяче еще пять тысяч долларов.

Голова и рука остались в полном владении Лава, тот сделал из них аттракцион и гастролировал с ним по всей Калифорнии. Лав составил список из семнадцати людей, которые видели Хоакина Мурьету и подтвердили подлинность экспонатов, и попросил их подписать показания под присягой. Подписались все семнадцать, включая одного священника.

 

Но были и те, которые сомневались в их подлинности. Вот что писал об этом редактор "Alta Californiа": "Чтение различных отчетов о захвате и обезглавливании "печально знаменитого Хоакина Мурьеты" доставляет немалое развлечение нашим гражданам. Вздор этих отчетов настолько очевиден, что остается удивляться, как разумный человек может верить подобным заявлениям. Несколько недель назад группа калифорнийцев и мексиканцев отправилась на охоту за мустангами. Трое из группы возвратились и сообщили, что они были атакованы отрядом американцев и потеряли четырех человек. Одним из убитых был Хоакин Валенсуела. Его голова была отрезана нападавшими и взята в качестве трофея. Известно, что Хоакин Мурьета не был человеком, убитым отрядом капитана Гарри Лава в проходе Паноче. Голова, недавно показанная в Стоктоне, не имеет ничего общего с тем бандитом. В этом убеждены все, кто видел реального Мурьету и поддельную голову". Отрицала принадлежность головы своему брату и девушка, которая выдавала себя за кузину Мурьеты. Два плененных бандита, которые могли бы опознать голову, погибли — один таинственным образом утонул в реке, другой был линчеван в Мартинезе толпой разъяренных мексиканцев.

 

Сам Гарри Лав не был уверен в своей правоте и никогда не вывозил свой трофей в округ Калаверас, поскольку там слишком много людей видели настоящего Хоакина Мурьету. Необычная выставка привлекала к себе толпы людей, но постепенно интерес к ней угас. Выставку выкупил некий мистер Крейгмайлс, надеясь заработать на ней во время гастролей по США, но его надежды не оправдались, и с 1881 года Голова и Рука были постоянными экспонатами в San Francisco Pacific Museum. Во время большого землетрясения в Сан-Франциско в 1906 году погибли многие экспонаты музея, среди прочих были Голова и Рука.

 

Настоящий Хоакин с награбленным золотом, вероятно, вернулся в Мексику. В 1991 году американский писатель Гэри МакКарти в своей книге "Gringo Amigо" написал, что прах Хоакина покоится на старом иезуитском кладбище в Кукупе, высоко в горах Сьерра-Мадре.

Гарри Лав на вырученные деньги купил лесопилку в горах Санта-Круз, в 1858 году женился, но брак не принес ему счастья. Расставшись с женой, Лав спился и погиб в пьяной перестрелке в 1868 году.

 

Экранизации

 

Подобно многим героям народных преданий, легендарный разбойник эпохи золотой лихорадки в Калифорнии Хоакин Мурьета вряд ли существовал в действительности. Джозеф Доктор (Joseph E. Doctor) в своей книге "Shotguns on Sunday" (1958) отмечает: "Уровень влияния прессы на общественное сознание прекрасно иллюстрируется примером Хоакина Мурьеты. Вполне возможно, что этот desperado не существовал вообще, а был порожден фантазией образованного индейца-чероки, но постепенно вымысел вытеснил правду".

 

Тем не менее, библиография книг о Хоакине насчитывает десятки наименований — правда, перечислять их здесь не имеет особого смысла: во-первых, они все повторяют друг друга, а во-вторых, ни одна из них на русский язык не переводилась. Первым, кто обратил внимание на образ Хоакина Мурьеты, был американский журналист Джон Роллин Ридж (John Rollin Ridge). В 1854 году под своим индейским именем "Желтая птица" он опубликовал повесть "The Life and Adventures of Joaquin Murieta, the Celebrated California Bandit". Впоследствии почти все, кто писал о Хоакине, обращались именно к этому источнику. В настоящее время из 7 000 экземпляров первого издания сохранились только одна или две книги. Недавно издательство Оклахомского университета предприняло репринтное переиздание этого сочинения.

 

На образ Хоакина Мурьеты рано обратил внимание кинематограф. Еще в 1919 году "человек, который придумал Голливуд", один из самых первых и влиятельных мастеров американского кино, Дэвид Гриффит (David W. Griffith) снял по мотивам биографии Мурьеты свой единственный вестерн "Scarlet Days". Этот немой фильм утерян, сохранились лишь единичные кадры из него. Известно только то, что он был посвящен Хоакину (переименованному в сценарии в "Альвареса") и снимался исключительно в павильоне, так как Гриффит не любил натурных съемок. Отпечатки с сохранившихся кадров можно увидеть в Royal Hotel в Джеймстауне, Калифорния.

 

В 1936 году был сделан новый фильм о Мурьете с Уорнером Бакстером (Warner Baxter) в главной роли. Основой фильма стала книга Уолтера Ноубла Бёрнса (Walter Noble Burns) "The Robin Hood of El Dorado.The Saga of Joaquin Murrieta, famous outlaw of California's Age of Gold", написанная им в 1932 году. В этом сочинении автор не только пересказал саму легенду о Хоакине, но и сум мировал все, что было написано о знаменитом разбойнике ранее. Фильм с Бакстером и книга Бёрнса сделали очень много для пропаганды Хоакина, создания образа народного героя, своеобразного Зорро золотой лихорадки.

 

Следует также упомянуть картины 1938 и 1965 годов. Наконец, в 1969 году компания "ХХ Cеntury Fox" сделала последний (и первый цветной) фильм о Хоакине — "Joaquin Murieta... a legend written in blood!". Главную роль в нем сыграл Рикардо Монтальбан (Ricardo Montalban). Этот фильм в том же году был выпущен в телеверсии под названием "The Desperate Mission".

 

В 1967 году о Хоакине вспомнил чилийский поэт Пабло Неруда (Pablo Neruda). Несколько видоизменив легенду, он написал единственное произведение об этом герое, известное российскому читателю — драматическую кантату "Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года" ("Fulgor y muerte de Joaqu?n Murieta: Bandido chileno injusticiado en California el 23 julio 1853"). В 1971 году в журнале "Иностранная литература" опубликовали перевод кантаты, выполненный Павлом Грушко. С этого момента начинается история рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты".

 

ЦК ВЛКСМ давно рекомендовал скандальному режиссеру Марку Захарову поставить идейно броский, боевой спектакль. Ситуация в Чили — военный переворот Пиночета и смерть Неруды — способствовали тому, что Захаров выбрал для постановки именно произведение этого поэта. Он обратился к переводчику с просьбой "приноровить как-нибудь "нерудовские верлибры, красивые, но не наши какие-то" к родному менталитету". В процессе "приноравливания" кантата претерпела существенные изменения.

 

Павел Моисеевич писал об этом: "В романтической нерудовской кантате мужской и женский хоры лишь рассказывают о Мурьете и его несчастной Тересе, сами же они, во плоти, на сцене не появляются, а драматический театр так устроен, что не может о чем-то рассказывать, это не лекторий — зритель желает увидеть героев на сцене... Так в моей пьесе-либретто и появились вживе Хоакин Мурьета с Тересой (и все, что они поют) и Смерть с ее гнусными наставлениями — этот персонаж я извлек из одного только слова "Смерть" в названии кантаты, точно так же как и "Звезду", ставшую над мирной ипостасью Тересы..".

 

К написанию музыки, по рекомендации известного поэта Юрия Энтина, был привлечен преподаватель Московской консерватории Алексей Рыбников. "За несколько лет до того вышел "Иисус Христос — суперзвезда" и в воздухе носилась идея сделать в России свою рок-оперу. Марк Захаров, который всегда внимательно следил за тенденциями моды, решил, что и в "Ленкоме" нужно думать о таком спектакле", говорит Алексей Львович "Сюжетная линия показалась мне очень интересной — благородство основной идеи, динамичность действия, разнообразие характеров и ситуаций — все это создавало богатую основу для музыкального творчества. Я решил делать "Звезду и смерть..." как симфо-рок, сочетание большой симфонической формы и рок-ритмов. Прежде чем спектакль был поставлен в театре, я для себя записал и смонтировал ее примерно в том варианте, который был выпущен на фирме "Мелодия". Главные партии спели Геннадий Трофимов и Жанна Рождественская".

 

В мае 1976 года состоялась премьера спектакля театра имени Ленинского Комсомола. По поводу получения спектаклем разрешения на публичное исполнение Алексей Рыбников вспоминал: "Явочным порядком поставили в известность управление культуры: приходите смотреть, мы поставили политический спектакль по Пабло Неруде, посвященный революции в Чили. Придя на "комсомольский" спектакль, бюрократы увидели безобразие, совершенно не вписывающееся ни в какие рамки начала 76-го года: полуголые девицы скачут под ритмы рока... Запретили сразу же. Им предложили: давайте повесим над сценой большой портрет Пабло Неруды, прочитаем политические стихи... Со всех сторон начали обкладывать их такими "подушками" и "стелить соломку". Спектакль калечили и калечили, но так, чтобы основной накал оставался. Одиннадцать раз "это" не принималось. Наконец, было получено разрешение сыграть премьеру".

 

Главные роли исполнили Александр Абдулов (Хоакин), Любовь Матюшина (Тереса) и Николай Караченцов (Смерть/Глава Рейнджеров). При оформлении постановки использовались средства самых различных видов искусства. Так, парусный корабль был создан из большого полотнища, выполнявшего одновременно роль и декорации, и экрана, на который проецировали слайды гравюр основоположника мексиканской графики Хосе Гваделупе Посада (Jos? Guadalupe Posada) и различные фотодокументы.

 

Спектакль пользовался сумасшедшим успехом. Газета "Ленинская смена" писала: "Для композитора предстало очень широкое поле деятельности: чилийский и американский фольклор, темы любви к родине, к любимому человеку, лейтмотив Мечты и Смерти. Олицетворение Зла имеет свою музыкальную характеристику, но, к сожалению, эта тема, основанная на острых, интересных ритмах в аккомпанементе, в вокальной партии развивается незначительно, преимущественно речитативно. Светлая, прозрачная инструментовка, звучание флейты и акустической гитары, характерное для показа чилийской музыки, резко противопоставляется в спектакле шумному американскому стилю кантри. Здесь в первую очередь — банджо, фортепьяно, ударные с бубном, выходящий на авансцену солирующий квартет медных. И если в первом случае содержание, как правило, обращено внутрь, к человеческим чувствам, как нечто сокровенное (обращение Хоакина к далекой Родине, колыбельная Тересы), то во втором музыка и пение точно подкрепляются режиссером картинами американского образа жизни, сыгранного сатирично".

 

За семнадцать сезонов только на маленькой "ленкомовской" сцене спектакль был сыгран 1 050 раз, не считая многочисленных гастролей и выступлений на огромных стадионах.

 

В 1983 году режиссером Влади миром Грамматиковым был поставлен полнометражный фильм с Андреем Харитоновым, Аленой Беляк и Александром Филиппенко в главных ролях. Таким образом, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" является первым русским мюзиклом, получившим воплощение во всех трех формах, принятых в мировой практике: сначала был выпущен альбом, затем поставлен спектакль, и, наконец, снят кинофильм.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты

 

236acafcc05054d678.jpg

 

Tracks

 

1. Вступление

2. Песня Хоакина

3. Песня Шарманщика

4. Золото!

5. Хоакин и друзья

6. Ария Звезды

7. Ария смерти

8. Сцена в таможне

9. Прощай!

10. Куплеты Смерти

11. Вопросы Блаженного без ответа

12. Сцена на корабле

13. Таверна 'Заваруха'

14. Девицы и Хоакин

15. Драка в таверне 'Заваруха'

16. Реплика Смерти

17. Песня Тересы

18. Песня Тересы

19. Нападение

20. Колыбельная не родившемуся сыну

21. Реквием

22. Клятва Хоакина

23. Вторая ария Смерти

24. Воспоминание о Родине

25. Шествие к могиле Тересы

26. Эпилог

 

 

 

Переиздание 2003 года

 

3e796eb4529b.jpg

 

Альбом: Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты

Формат: FLAC, tracks, Lossless

Год выпуска: 2003

Страна: Россия

Жанр: Рок Опера

Продолжительность: 01:03:39

Размер: 348 Mb

 

http://depositfiles.com/files/ek9e18aqj

http://letitbit.net/download/17461.10c1d40....opera.rar.html

http://turbobit.net/mqb1yk80hcwq.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Юнона и Авось"

 

 

В основе сюжета оперы - судьба русского графа, камергера Николая Петровича Резанова, отправившегося в 1806 году на парусниках \'Юнона\' и \'Авось\' к берегам Калифорнии.

 

Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставляют Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей. Он, однако, понимает утопичность своих замыслов, понимает, что трудности на его пути непреодолимы. Но даже наличие самого минимального шанса на удачу, вера в авось, заставляет Резанова подавать одно прошение за другим с просьбой разрешить ему путешествие в Калифорнию.

 

Отказы сломили его волю. В безмерной тоске и отчаянии молится Резанов Богоматери. В молитве признаётся он в своём самом сокровенном и пугающем его чувстве - любви к Богоматере как к женщине. Это болезненное наваждение всецело охватывает его. На вершине своего экстатического состояния Резанов слышит неземной голос, благословляющий его. Вслед за этим, как эхо божественного сияния, осуществляется его мечта наяву - он получает разрешение на путешествие, более того, высочайше на него возлагается важная государственная миссия.

 

После тяжелейшего пути через тихий океан Резанов вступает в контакт с испанскими монахами-францисканцами, с губернатором Сан-Франциско Хосэ Дарио Аргуэльо. Будучи приглашённым на приём к губернатору, Резанов знакомится с его дочерью - шестнадцатилетней Консепсией де Аргуельо. На балу жених Кончиты Федерико поёт сонет о печальной судьбе двух влюблённых, а Резанову видится в Кончите земное воплощение мучающей его сверхестественной страсти.

 

Ночью в саду Резанов слышит разговор Кончиты и Федерико об их предстоящей помолвке, но сам уже не может справится с охватившим его чувством. Проникнув в спальню к Кончите, он сначала умоляет её о любви, а потом, несмотря на всё отчаяние Кончиты, овладевает ею... И вновь слышится печальный, тихий неземной голос. В душе Кончиты в этот момент зарождается любовь, а в душе Резанова остаются только отчаяние и горечь.

 

Счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Скандал, вызванный его поступком, заставляет жениха Кончиты вызвать Резанова на дуэль, где Федерико погибает. Скандал, вызванный поступками Резанова заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско.

 

В своём письме к Румянцеву Резанов пишет, что его мечты о просветлении душ человеческих в новых русских колониях разбились в прах, и он мечтает об одном: вернуть корабли и моряков в Россию.

 

Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он заболевает горячкой и у мирает под Красноярском. А Кончита остаётся верной совей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать лет, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря в Сан-Франциско оканчивает свои дни.

 

Светлым гимном \'Аллилуя любви\' звучит финал оперы.

 

 

Содержание

 

1. Пролог

2. Отпевание

3. Романс `Я тебя никогда не забуду`

4. Ария Резанова `Душой я бешено устал`

5. Сцена в церкви. Молитва

6. Ария пресвятой Девы

7. Песня моряков `Авось`

8. Плавание

9. Прибытие в Америку

10. Сцена на балу

11. Белый шиповник

12. Ночь. Спальня Кончиты

13. Ария Резанова `Ангел, стань человеком`

14. Дуэль с Федерико

15. Помолвка

16. Монолог Резанова `Принесите мне карты открытий`

17. Хор и сцена `Воздайте господу`

18. Сцена в келье. Ожидание Кончиты

19. Финал

20. Эпилог `Аллилуйя`

 

 

Рок-опера "Юнона и Авось" была написана Алексеем Рыбниковым и Андреем Вознесенским в 1978-1979 годах. Первая постановка, осуществленная Марком Захаровым на сцене "Ленкома", стала большим событием в театральной жизни; по сей день спектакль пользуется огромным успехом. Музыкальная линия, его важнейшая составляющая, выстроена из рок-композиций, изумительных лирических романсов и обработок русской православной музыки.

 

Либретто Андрея Вознесенского.

 

Действующие лица и исполнители:

 

Резанов - Г.Трофимов; Кончита - А.Рыбникова; Федерико - П.Тилс; Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий - Ф.Иванов; Голос Богоматери - Ж.Рождественская; Солист в прологе - Р.Филиппов; Давыдов - К.Кужалиев; Хосе Дарио Аргуэльо - А.Самойлов; Молящаяся женщина - Р.Дмитренко; Молящаяся девочка - О.Рождественская; Моряк - В.Ротарь; Группа молящихся - А.Садо, О.Рождественская, А.Паранин.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Его матери было пять лет, когда ее вывели на расстрел.

 

Задумался. Завис. Так его 4хлетняя что ли родила? Ну, вроде из текста это следует?

 

А так, да, "Хоакин Мурьета" это очень хорошо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Историческая справка

 

"Юнона и Авось" - это рок-опера, написанная Алексеем Рыбниковым и Андреем Вознесенским в 1978-1979 гг.

В 1980 году на "Фирме Мелодия" была записана фонограмма для двойного альбома оперы.

Первое публичное прослушивание записи оперы состоялось 9 декабря 1980 года в Церкви Покрова в Филя х в Москве. По соображениям политической цензуры издание оперы было запрещено.

В 1981 году "Юнона и Авось" была впервые поставлена на сцене московского театра "Ленком" режиссером Марком Захаровым.

В 1983 году "Фирмой Млодия" был издан двойной альбом с записью оперы.

С 1983 по 1993 годы знаменитый французский дизайнер Пьер Карден представил "Юнону и Авось" на самых известных площадках Европы и Америки, в том числе в Париже, Амстердаме, Гамбурге, Афинах, Нью-Йорке. В1983 году TV Великобритании сняло телевизионный фильм-спектакль "Юнона и Авось".

В эти же годы "Юнона и Авось" ставится многими театрами России, Польши, Венгрии, Германии и других стран.

В 1994 году постановка оперы осуществлена в Сеуле (Ю.Корея).

В 1996 году опера представлена театром "Ленком" в Иерусалиме (Израиль).

 

Маленькая историческая справка

 

"Я у мираю от простой хворобы

На полдороге к истине и чуду,

На полдороге, победив почти.

С престолами шутил,

А умер от простуды..."

отрывок из арии Резанова

 

rezanov.jpg

 

"Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь,

Ты меня никогда не забудешь,

Ты меня никогда не увидишь...

 

Когда я слышу слова замечательного романса, думаю, что и лично Андрея Вознесенского задела за живое незамысловатая история несбывшихся надежд. Государственных и личных. Вполне возможно, если бы Резанов доехал до царя, судьба российских поселений решилась бы по-другому, и не было бы нужды продавать Аляску Америке. Но русские люди тоже хотят кушать. Везти из средней полосы России продукты на лошадях через всю Сибирь, грузить на парусники на Камчатке и доставлять их в русские поселения было очень накладно. Русскую Америку продали в 1867 году. А всего за 11 лет до этого (в 1857 году) скончалась первая сан-францисская монахиня, которая в миру звалась Косепсия де Аргуэлло, была когда-то обручена с действительным камергером двора Его Императорского Величества Николаем Резановым, но так и не стала его женой. Вспоминал ли он о ней перед смертью? Было ли в основе его предложении руки и сердца испанке большое чувство или голый расчет?

 

В поисках и борьбе

В 1987 году, оставив дома двухлетнюю дочь, я отправилась в Красноярский государственный архив в надежде обнаружить какие-нибудь свидетельства пребывания у нас Н.П. Резанова. Никакого специального фонда в архиве не было, и я наугад заказывала все новые и новые папки. Потом меня осенило посмотреть остатки архива известного библиофила, сибирского купца Геннадия Васильевича Юдина, который собрал в начале века огромную библиотеку, а потом продал ее Конгрессу США (там были и подлинники некоторых старинных документов). Юдин после продажи библиотеки не мог победить свою страсть к собиранию книг и продолжал закупать наиболее ценные экземпляры. К Великой Октябрьской революции у него уже собралась новая приличная библиотека. После революции из драгоценных страниц крутили кулечки для семечек на базаре (Юдин этого не увидел, он умер в 1916 году). Но то ли семечек было мало, то ли нашелся среди комиссаров кто-то умный, но остатки остатков библиотеки отправили в Москву. Очень немногие книги и документы сохранились в Красноярском архиве и библиотеке им. Ленина.

 

Так вот, попросив каталог фонда Юдина, я отметила там документы начала девятнадцатого века. Практически все они оказались переснятыми на микропленку, и не было ни одного, относящегося непосредственно к Резанову. Безо всякой надежды на успех, я просматривала их через специальный аппарат. Русский язык за 180 лет претерпел сильные изменения и часть слов, написанных, естественно, от руки, я просто не могла разобрать. Но на третий день увидела в каком-то "письме брату" несколько строчек, от которых просто дух перехватило: "Из калифорнийского донесения моего не сочти, мой друг, меня ветреницей. Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора, а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня; я люблю ее, и плачу о том, что нет ей места в сердце моем: здесь я, друг мой, как грешник на духу, каюсь, но ты, как пастырь мой, сохрани тайну..." Отмотав пленку назад я прочитала дату: "От генваря 24 дня 1807. Получено с курьером 6-гого марта 1807 года." Если учесть, что Николай Петрович умер 1 марта 1807 года, то мое неискушенное в исторических изысканиях сердце подсказывало, что это - последнее письмо камергера. Дилетантам и правда иногда везет.

 

Работала со старым письмом я весьма своеобразно - перерисовывала его на бумагу и старалась понять смысл слов. Дня за два я расшифровала почти все послание и помчалась в газету "Красноярский комсомолец", где работал писатель-фантаст Олег Корабельников. Благодаря ему последнее письмо Резанова было опубликовано. Может, мой энтузиазм, может, стечение обстоятельство способствовало тому, что газета начала сбор средств на восстановление памятника командору. Эдуард Русаков (тоже писатель) написал письмо Андрею Вознесенскому. Мэтр, написавший поэму и текст рок-оперы "Юнона" и "Авось" на пожертвование не расщедрился, но прислал письмо с о добрением этого начинания. Студенты собирали деньги на спектаклях театра оперы и балета, где был поставлен балет под фонограмму рок-оперы о Резанове. Денег было немного, но надежда не угасала. Мы были тогда еще слишком наивными в вопросах финансов и не представляли, сколько стоит один проект памятника. Архитектор Арэг Саркисович Де мирханов предложил восстановить разрушенный в тридцатые годы мавзолей и соорудить над ним арку. В общем-то, никто не был против. Вся общественность с оптимизмом смотрела в будущее, но денег ни у кого не было. В стране продолжалась перестройка, политиков больше волновали переименования городов и снос памятников, чем возведение новых. Тогда на Стрелке (где был похоронен Резанов) стоял бюст дважды Героя К.У. Черненко. После долгих дискуссий его перенесли, не помню куда, кажется, в город Шарыпово, который тогда назывался Черненко.

 

На волне этой самой перестройки в году эдак 1989-м прикрыли райкомы комсомола. А средства на памятник собирали как раз на счет Центрального райкома и больше мы их, естественно, не увидели. Начинать собирать деньги заново, не было никаких сил. А.С. Де мирханов затаил обиду почему-то на меня, хотя в ту пору я была простой домохозяйкой, которая находилась в отпуске по уходу за ребенком. Больше общественными проектами по восстановлению памятника я не занималась. Хотя жар газетных публикаций не прошел даром - архитектор В. Ульянов, разыскав старинные карты и, сопоставив их с сохранившимися фотографиями Воскресенского собора и могилы Резанова, вычислил место захоронения, а потом вместе с коллегами привез туда большой камень с мемориальной табличкой. Кстати, по расчетам В. Ульянова студенты не могли раскопать в конце пятидесятых годов могилу Резанова по той простой причине, что ее гораздо раньше уничтожил бульдозер, прокладывавший траншеи для канализации. По злой иронии судьбы на месте памятника оказался канализационный люк.

 

Но прежде чем снова приступить к пересказу злоключений с восстановлением памятника, давайте перечитаем найденное последнее письмо.

 

Последнее письмо Николая Резанова

 

"От генваря 24 дня 1807.

Получено с курьером 6-го марта 1807 года

 

Наконец я в Иркутске! Лишь увидел город сей, то и залился слезами. Милый, бесценный друг мой живет в сердце моем одинаково! Я день, взявшись за перо, лью слезы. Сегодня день свадьбы моей, живо смотрю я на картину прежнего счастья моего, смотрю на все и плачу. Ты прольешь тоже слезу здесь, что делать, друг мой, пролей ее, отдай приятную эту дань ей; она тебя любила искренне, ты ее тоже. Я увижу ее прежде тебя, скажу ей. Силы мои меня оставляют. Я день ото дня хуже и слабее. Не знаю, могу ли дотащиться до вас. Разочтусь с собою со временем, и буде нет, но не могу у мирать на дороге, и возьму лучше здесь место, в Знаменском, близ отца ее. Письмо матушки и детей, сегодня же с курьером полученное, растравило все раны мои, они ждут меня к новому году, но не знают, что может быть, и век не увижусь.

 

Матушка описывает, что граф Н.П. (министр коммерции Николай Петрович Румянцев) столько к ней милостив, что посылает наведываться о сиротах моих; у меня текут опять слезы, и благодарность извлекла их. Матушка пеняет, что я причиною, что граф на меня в неудовольствии, но что обещает столько же быть ко мне благосклонным, как прежде, и что всякого мне добра желает. Сожалею, что старушка огорчается, жалею, что граф не снизошел моей слабости. Но я не виню графа, потому что нет ему пользы вредить мне, впрочем, слава богу, все кончилось. Все получили награды, и один только я ничего не желаю потому, что не о том мыслю и ничего не удобен чувствовать. Видно, полно писать, я некстати слезлив сегодня.

 

Генваря 26 дня.

Не мог я онагдысь кончить письма моего, моральные страдания мои растравили еще более мою физику, все эти дни я приметно слабеть начал. Между тем у меня беспрестанно люди, а на них и смерть красна. Генерал-губернатор всякий день у меня бывает, иногда раза по два, и вечера проводит. Дружба сего честного человека и доброго услаждает меня.

 

Не знаю, будет ли у вас принят план мой, я не щадил для него жизни. Горжусь им столько, что ничего, кроме признательности потомства, не желаю. Патриотизм заставил меня изнурить все силы мои; я плавал по морям, как утка; страдал от холода, голода, в то же время от обиды и еще вдвое от сердечных ран моих. Славный урок! Он меня, как кремень, ко всему обил, я сделался равнодушен; и хотя жил с дикими, но признаюсь, что не погасло мое самолюбие. Я увидел, что одна счастливая жизнь моя ведет уже целые народы к счастью их, что могу на них разливать себя. Испытал, что одна строка, мною подписанная, облегчает судьбы их и доставляет мне такое удовольствие, какого никогда я себе вообразить не мог. А все это вообще говорит мне, что и я в мире не безделка, и нечувствительно возродило во мне гордость духа. Но гордость ту, чтоб в самом себе находить награды, а не от Монарха получать их.

 

Приехав в Якутск, видел я благодарность сотчичей моих, весь город за рекою встретил меня, и наперерыв угощали. Здесь, в Иркутске, еще более видел ласки их, меня задавили поздравлениями. Я из благодарности, хотя без удовольствия, но таскался всюду, и из той же благодарности дал я и городу в доме училища на 300 человек обед, бал и ужин, который мне 2 т. руб. стоил.

 

Из Томска получил нарочного, что город приготовил мне дом со всею прислугою, здесь также наперерыв иметь старались меня, и г-н Ситников, уступя мне прекрасный дом свой, барски меблированный, дает мне стол, экипаж и ни до малейшей не допускает издержки. Остается мне пожелать только того, чтобы мой труд Монарху угоден был, верь, что мне собственно ничего не нужно. Не огорчайся, мой друг, что описывая в настоящем виде компанию, не пощадил я ни мало дурного производство ее, ты нисколько не виновен в том, но мне слишком дорого стоит труд мой, чтобы я в чем-либо закрыл истину.

 

Как добрый купец вникал я в торговлю вашу, я не думал быть им, но государю было угодно меня в купцы пожаловать, и я все силы употребил, чтоб в полном виде достичь звания сего. Много желал бы писать к тебе, но истинно сил нет. Еще 23 приготовил бумаги, но по сей день эстафета не отправлена. А затем и к родным не пишу. Пусть письмо это общим будет.

 

Прости, любезный друг Михайло Матвеевич, до свидания, верь, что искренне любит тебя преданный тебе брат твой Н.Р.

 

P.S. Из калифорнийского донесения моего не сочти, мой друг, меня ветренницей. Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора, а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня; я люблю ее, и плачу о том, что нет ей места в сердце моем, здесь я, друг мой, как грешник на духу, каюсь, но ты, как пастырь мой, СОХРАНИ тайну.

 

Письмо это было адресовано свояку Резанова (не знаю, как называется муж сестры жены), одному из директоров Российско-Американской компании Михаилу Матвеевичу Булдакову.

 

Итак, незадолго до кончины Николай Петрович проливает слезы о жене своей, Анне Григорьевне, урожденной Шелиховой, которая скончалась в 1802 году после родов. У них остались двое детей - сын Петр и дочь Ольга. Мне не удалось побывать на кладбище Невской лавры, где была похоронена Анна Резанова. Но Анна Сурник, преподаватель русского языка нашего Государственного университета не только разыскала захоронение, но и попыталась проследить судьбу детей. О Петре Резанове мы узнали только, что он поступил в пажеский корпус. Дочь Ольга вышла замуж за генерала Кокошкина и в возрасте 26 лет (в 1828 году) умерла от родов. Так же, как и родившая ее мать.

 

То, что Николай Петрович вспоминает перед своей кончиной покойную жену, конечно же, не отрицает его чувств к испанской девочке Кончитте, которой не было пятнадцати лет. Впрочем, Анне Григорьевне на момент венчания тоже не было пятнадцати. Девушки выходили замуж в те времена очень рано.

 

Он не был графом.

 

Находясь под впечатлением от последнего письма, я поспешила в Иркутск, в надежде, что и там мне улыбнется удача. Но, оказалось, что Иркутский архив горел и все метрические книги с записями о рождении, венчании и смерти погибли. В библиотеке тоже не оказалось ничего интересного. Безо всякой надежды я набрала телефонный номер иркутского краеведа Юрия Степановича Душкина (его мне дал кто-то в Красноярске). Договорились, что Юрий Степанович подойдет ко мне в гостиницу и я встречу его в фойе. Буквально через двадцать минут в дверь номера постучали и, распахнув дверь, я увидела вполне бравого мужчину лет пятидесяти с небольшим. На мой вопрос, как ему удалось пройти сквозь коридорных, Юрий Степанович показал мне удостоверение КГБ. Оказалось, что иркутский краевед - отставной полковник. В ту нашу с ним встречу, Юрий не мог сказать мне ничего вразумительного о пребывании в Иркутске камергера. Но через семь лет после встречи (!) я получила от него пакет с отчетом о расследовании (что значит профессионал!). Прежде чем вы познакомитесь с этими материалами, хочу заметить, что они уникальны тем, что впервые рассказывают о деде и отце Николая Петровича - бедных дворянах, служивых людях. Оказывается, Резанов был связан с Сибирью не только фактами своей смерти в Красноярске и женитьбе в Иркутске.

 

Резановы в Иркутске

 

Многие годы с Иркутском были связаны судьба деда и отца Николая Петровича Резанова.

Его дед, Гавриил Резанов, был в городе Иркутске с мая 1745 по февраль 1746 года, о чем иркутский летописец записал: "1745 год. В мае же месяце, по указу генерала Черицова, прибыл в Иркутск, для окончании ревизии из Томска подполковник Гаврило Резанов и при нем поручик Иван Ергольский, и по прибытии вступили в ревизию". "1746 год. В феврале выехал из Иркутска в Тобольск полковник Гаврило Резанов... Он отец бывшего в Иркутске совестным судьей Петра Гавриловича Резанова ". Иркутский летописец о Петре Гавриловиче Резанове сообщал, что из-за возникшего дела об утрате денег подчиненным, он был взят под следствие без права выезда из города Иркутска.

 

Из выявленных документов, хранящихся в Государственном архиве Иркутской области, мы узнали следующие факты из его жизни. В городе Иркутске стеклоделательным заводом владел московский купец Иван Григорьевич Савельев, у которого "служил при разных должностях" устюжский крестьянин Ширяев, который был "неудовольствован платою 292 руб. 33 коп. с четвертью".

 

23 января 1785 года Ширяев подал прошение о возврате денег в Иркутский городской магистрат, а он переадресовал прошение для разбора в совестной суд, куда указанною сумму внес сын заводчика поручик Иван Иванович Савельев. Вскоре выяснилось, что в суде денег в наличии не оказалось. Чиновник иркутской уголовной палаты дворянский заседатель надворный советник Веденяпин объяснил причину потери денег присвоением их коллежским советником П.Г. Резановым и потребовал рассмотреть это дело в суде. Судья П.Г. Резанов пытался возвратить деньги И.И. Савельеву, но его в городе Иркутске не оказалось, а доверить бывшему дворовому заводчика приказчику Семену Хохлову он не мог по причине его нетрезвого образа жизни. В октябре 1737 года он переслал деньги с нарочным И.И. Савелеьву в Красноярский уезд. Несмотря на это, чиновники иркутской уголовной палаты советники Веденяпин, Мальцев и другие вызывали П.Г. Резанова в совестной суд для дачи объяснения. Опуская подробности тяжбы, скажем только, что дело счастливо разрешилось, Петр Гаврилович Резанов был признан невиновным. Началось дело в 1767 году, когда его сыну Николая было всего три года, а отец имел в то время чин коллежского советника. Постановление об оправдании было вынесено Сенатом в 1793 году. В это время Николай Резанов уже служил офицером по особым поручениям у Екатерины Второй.

 

Из метрических книг Градо-Иркутской Прокопьевской церкви и других дел выявлено, что коллежский советник Петр Гаврилович Резанов (1735-после 1794) прожил в городе Иркутске более десяти лет в собственном доме под номером 205, бывшем в первой части города в приходе Прокопьевской церкви.

 

В 1786 году в его семье жили дворовые люди девица Анна 18 лет и Никита Стефанов Волков 28 лет, а в 1789 году у полковника П.Г. Резанова были на содержании девка Анна Ивановна дочь Петухова, девица Ульяна Полуектова, Степан Степанов сын Буташов, исполнявшие домашние и дворовые работы.

 

После получения оправдательного документа из Правительствующего Сената коллежский советник П.Г. Резанов продал свой собственный дом, состоящий из трех покоев с тремя печами, отставному майору Илье Ивановичу Постникову. В 1794 году, когда Николай Резанов прибыл с Духовной миссией в Иркутск, он встретился со своим отцом (хотя документов по этому поводу нет).

 

Прибыв в Иркутск, Н.П. Резанов вручил именные депеши иркутскому генерал-губернатору И.А. Пилю. В благодарность за доставленные долгожданные правительственные депеши, Рыльский именитый гражданин Григорий Иванович Шелихов пригласил Н.П. Резанова в свой дом, познакомил с женой и детьми. Гость обратил внимание на старшую дочь купца Анну.

 

О рождении Анны в метрической книге за 1780 год значится: "22 февраля города Рыльска купца Григория Шелихова родилась дочь Анна, у которой восприемниками были отцом города Тотмы купец Петр Холодилов, матерью города Яренска купца Ивана Голенищева жена ево Катерина Алексеева".

 

Венчание Николая Петровича Резанова с Анной Григорьевной Шелиховой произошло 24 января 1795 года. Вскоре семья Резановых выехала на жительство в Петербург, где они получили печальную весть - 20 июля 1795 года умер Г.И. Шелихов. В ноябре 1795 года подполковника Н.П. Резанова определили на службу в Смоленский драгунский полк к графу П.А. Зубову, бывшему покровителю Г.И. Шелихова. Учитывая юный возраст супруги, малограмотность тещи, малолетство ее детей, Н.П. Резанов оказал незаменимую услугу по сохранению семьи, торгово-промысловых компаний, капиталов бывшего своего знаменитого тестя.

 

Вот такое интересное расследование биографии Резанова провел иркутский пенсионер Юрий Степанович Душкин. Казалось бы, мы все теперь знаем о жизни Николая Петровича. Ан нет. Оказывается, он мог бы остаться живым, если бы... Если бы не поссорился в Америке со своим личным врачом Лангсдорфом. Через пятьдесят лет после путешествия дотошный немец написал свою версию первого путешествия россиян и жизни русских поселений.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сейчас попробую по памяти:

 

"Я Смерть, изнанка Жизни,

С той разницей, что убивая меня,

нельзя родить Жизнь"

 

"Матушка-природа,добрая душа,

Безвоздмездно нищим дарит малыша.

Пользуйтесь природой, делайте детей

Сыпьте их в копилку будущих смертей "

 

Да, "Хоакин Мурьета"- это прекрасно. (Это без подъёбок)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...