Jump to content
Бронеход
Sign in to follow this  
Saveliy

Женщины-рыцари

Recommended Posts

Сколько бы я не рылся на просторах инета но так подробной инфы не нарыл :033: Тиберий и Лейзи может поможете? Мне просто стало интересно а были ли вообще в эпоху рыцарства женщины-воины и как к этому относились мужская часть населения?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот что я откопал пока что

Кто об этом упоминает, в каких книгах, хрониках, документах. Если можно - приведите цитаты из этих источников.

 

На самом деле эта тема не так однозначна, поскольку были рыцари и рыцари. У кого-то рыцарство было по праву крови (например, никто не посвящал в рыцари ни Анжуев, ни Аквитанов), а у кого-то появлялась возможность преодолеть пропасть и стать рыцарем при посвящении (как это было при осаде Иерусалима войсками Саладина).

И пока мы не разберемся в этих вопросах – кто, как, кого и каким образом мог посвящать в рыцари, а кто уже был рыцарем по праву крови – ответить на вопрос о женщинах рыцарях будет достаточно непросто. Кроме того, необходимо учитывать еще один аспект – владение и управление феодом. Обычно рыцарь и феодал совмещались в одном лице, однако, строго формально рыцарь мог не быть феодалом, а вот феодал обязательно должен был быть рыцарем. Ситуация, порождающая и по сей день путаницу в этом вопросе.

Во всяком случае, пока я могу привести два примера женщин-рыцарей:

Алиенора Аквитанская и Жанна д’Арк. А вот каким образом каждая из них стала рыцарем – в этом надо разбираться.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вот что я знаю. Существовал единственный прецедент создания чисто женского Рыцарского Ордена- орден топорика (орден боевого топора) - orden de la Hacha в Каталонии, основанный Раймундом Беренжером, графом Барселоны в 1149 году в честь женщин, снявших осаду арабов с города Тортоса. Вероятно, орден прожил столько же, сколько его первые рыцари. Подробно об этом написано в частности, в книге по ордену Подвязки, изданной в 1672 году. Первым религиозным рыцарским орденом, в который принимались женщины в ранге «милитисса» стал орден Славной Святой Марии (The Order of the Glorious Saint Mary), основанный в Италии в 1233 году болонским дворянином Лодериго д\'Андало и утверждённый папой Александром IV в 1261 году. Орден был расформирован папой Сикстом V в 1558 году.

 

В орден Сантьяго со времени его основания (1175 год) принимали женатых рыцарей, и вскоре были созданы отдельные женские подразделения с женщинами во главе. Этих подразделений к концу 13-го века было шесть. Одно подобное подразделение было в ордене Калатрава. Женщин стали принимать в этой орден 1219 года (сам орден основан в 1158 году). Кроме рыцарей, в ордене никого не состояло.

В разных языках ордена Госпитальеров (Англия, Франция, Испания) существовало понятие Сестёр Госпиталя. Сказать можно лишь, что в Средиземноморье Орден вёл частые и активные боевые действия, захватывая и удерживая острова и крепости.

 

С XV-го века формальное посвящение женщин в рыцари (тоже назывались militissa) происходило в некоторых невоенных менее известных орденах (для этого обряда приглашали рыцарей).Впоследствии, уже в более позднее время женщины начинают приниматься и в другие Ордена. С 1358 по 1488 год 68 женщин было принято в орден Подвязки. Некоторые были принцессами, некоторые женами рыцарей, некоторые ни теми, ни другими. После 1488 года прецедентов не известно, кроме неаполитанской поэтессы Лауры Бацио Террицина (принята Эдуардом VI).

В восемнадцатом веке император Павел учредил Российский Мальтийский крест, Для \"рыцарей\"-женщин император установил особые знаки отличия. Женщины, являвшиеся членами ордена, носили длинную черную одежду с белым восьмиконечным крестом на груди и на левом плече, суконную мантию и черный остроконечный клобук с черным же покрывалом. Женщины принимались в Орден Дракона и Орден св. Антония в Гино (Hainault).

 

В Ордене Дракона леди, совершившие воинские подвиги, могли представлять свои гербы так же, как и все рыцари (то есть не ромбом, а полным щитом).Изабелла II, королева Испании и глава дома Бурбонов (1833-1868) была Магистром знаменитого Ордена Золотого Руна.

«…практически невозможно точно расшифровать слово "рыцарство". То есть, можно, конечно, трактовать данное понятие в разумно узких пределах, ограниченных значением слова "рыцарь" или, по-французски, chevalier (шевалье): это слово обозначает мужчину, аристократа и чаще всего отпрыска знатного рода, способного в случае призыва на службу полностью экипировать себя, то есть обзавестись боевым конем и такими оружием и доспехами, какие следует иметь в тяжелой кавалерии, а также - прошедшего определенный обряд "посвящения", который и делает его собственно рыцарем.

…абстрактное понятие, выраженное английским словом "chivalry" (рыцарство), производным от французского chevalier ("рыцарь", а буквально "всадник"), так просто классифицировать невозможно. Этим понятием и его разнообразными оттенками средневековые писатели пользовались для обозначения самых различных вещей и явлений и в самых различных контекстах. Порой, особенно в ранних текстах, это слово означает всего лишь отряд тяжело вооруженных всадников, группу шевалье (chevaliers). Иногда под рыцарством подразумевается некий орден - по аналогии с орденами религиозными - или же определенное сословие, общественный класс, то есть класс воинов, чьи боевые функции, по мнению средневековых писателей, заключались в защите Отечества (patria) и Церкви. Порой в это понятие включают заодно и всю систему ценностей, свойственных данному ордену или сословию. Рыцарство неразрывно связано как с миром войн и конных воинов, так и с понятием \"аристократия\", ибо рыцари обычно были людьми благородного происхождения. А с середины XII века понятие это часто приобретает еще и этический или религиозный оттенок. Однако по-прежнему не поддается точному определению. Слово же \"рыцарcтво\" имеет значение, скорее, общее, нежели точное.

http://www.globalfolio.net/monsalvat/frglo.../ricarkin01.htm

 

Как бы мы не трактовали это понятие – в любом случае мы приходим к тому, что рыцарь – это вооруженный и способный к боевым действиявоин (неважно – мужчина или женщина), как правило, благородного происхождения.

Share this post


Link to post
Share on other sites

да, были.

 

Female Orders of Knighthood

 

The Order of the Hatchet

 

There is a case of a clearly military order of knighthood for women. It is the order of the Hatchet (orden de la Hacha) in Catalonia. It was founded in 1149 by Raymond Berenger, count of Barcelona, to honor the women who fought for the defense of the town of Tortosa against a Moor attack. The dames admitted to the order received many privileges, including exemption from all taxes, and took precedence over men in public assemblies. I presume the order died out with the original members.

 

Here is a description taken from Ashmole, The Institution, Laws, and Ceremony of the Most Noble Order of the Garter (1672), Ch. 3, sect. 3:

 

"The example is of the Noble Women of Tortosa in Aragon, and recorded by Josef Micheli Marquez, who plainly calls them Cavalleros or Knights, or may I not rather say Cavalleras, seeing I observe the words Equitissae and Militissae (formed from the Latin Equites and Milites) heretofore applied to Women, and sometimes used to express Madams or Ladies,though now these Titles are not known.

 

"Don Raymond, last Earl of Barcellona (who by intermarriage with Petronilla, only Daughter and Heir of King Ramiro the Monk, united that principality to the Kingdom of Aragon) having in the year 1149, gained the City of Tortosa from the Moors, they on the 31 of December following, laid a new Siege to that place, for the recovery of it out of the Earls hands. The Inhabitants being a length reduced to gread streights, desired relief of the Earl, but he, being not in a condition to give them any, they entertained some thoughts of making a surrender. Which the Women hearing of, to prevent the disaster threatning their City, themselves, and Children, put on mens Clothes, and by a resolute sally, forced the Moors to raise the Siege.

 

"The Earl, finding himself obliged, bythe gallentry of the action, thought fit to make his acknowlegements thereof, by granting them several Privileges and Immunities, and to perpetuate the memory of so signal an attempt, instituted an Order, somewhat like a Military Order, into which were admitted only those Brave Women, deriving the honor to their Descendants, and assigned them for a Dadge, a thing like a Fryars Capouche, sharp at the top, after the form of a Torch, and of a crimson colour, to be worn upon their Head-clothes. He also ordained, that at all publick meetings, the women should have precedence of the Men. That they should be exempted from all Taxes, adn that all the Apparel and Jewels, though of never so great value, left by their dead Husbands, should be their own.

 

"These Women (saith our Author) having thus aquired this Honor by their personal Valour, carried themselves after the Military Knights of those days." Jeanne Hachette, who fought to repel a Burgundian assault on the town of Beauvais in 1472. The King exempted her from taxes, and ordered that, in an annual procession to commemorate the event, women would have precedence over men. This story seems to be a carbon copy of the Order of the Hatchet story...

 

In Italy, the Order of the glorious Saint Mary, founded by Loderigo d'Andalo, a nobleman of Bologna in 1233, and approved by pope Alexander IV in 1261, was the first religious order of knighthood to grant the rank of militissa to women. This order was suppressed by Sixtus V in 1558.

 

In the Low Countries, at the initiative of Catherine Baw in 1441, and 10 years later of Elizabeth, Mary and Isabella of the house of Hornes, orders were founded which were open exclusively to women of noble birth, who received the French title of chevaliere or the Latin title of equitissa. In his Glossarium (s.v. militissa), Du Cange notes that still in his day (17th c.), the female canons of the canonical monastery of St. Gertrude in Nivelles (Brabant), after a probation of 3 years, are made knights (militissae) at the altar, by a (male) knight called in for that purpose, who gives them the accolade with a sowrd and pronounces the usual words.

 

In England, ladies were appointed to the Garter almost from the start. In all, 68 ladies were appointed between 1358 and 1488, including all consorts. Though many were women of royal blood, or wives of knights of the Garter, some women were neither. They wore the garter on the left arm, and some are shown on their tombstones with this arrangement. After 1488, no other appointments are known, although it is said that the Garter was granted to a Neapolitan poetess, Laura Bacio Terricina, by Edward VI. In 1638, a proposal was made to revive the use of robes for the wives of knights in ceremonies, but it came to nought. (See Edmund Fellowes, Knights of the Garter, 1939; and Beltz: Memorials of the Order of the Garter).

 

Unless otherwise noted, all the above is from the book by H. E. Cardinale, Orders of Knighthood, Awards and the Holy See, 1983. The info on the order of the Hatchet is reproduced elsewhere as well, e.g., a Spanish encyclopedia. I have seen the order of glorious Saint Mary discussed elsewhere, but without mention of women. I have yet to identify the orders of the Hornes family.

 

Women in the Military Orders

Several established military orders had women who were associated with them, beyond the simple provision of aid. The Teutonic order accepted consorores who assumed the habit of the order and lived under its rule; they undertook menial and hospitaller functions. Later, in the late 12th century, one sees convents dependent on military orders are formed. In the case of the Order of Saint-John (later Malta), they were soeurs hospitalieres, and they were the counterparts of the freres pretres or priest brothers, a quite distinct class from the knights. In England, Buckland was the site of a house of Hospitaller sisters from Henry II's reign to 1540. In Aragon, there were Hospitaller convents in Sigena, San Salvador de Isot, Grisen, Alguaire, headed each by a commendatrix. In France they are found in Beaulieu (near Cahors), Martel and Fieux. The only other military order to have convents by 1300 was the order of Santiago, which had admitted married members since its foundation in 1175. and soon women were admitted and organized into convents of the order (late 12th, early 13th c.). The convents were headed by a commendatrix (in Spanish: commendadora) or prioress. There were a total of six in the late 13th century: Santa Eufenia de Cozuelos in northern Castile, San Spiritu de Salamanca, Santos-o-Vello in Portugal, Destriana near Astorga, San Pedro de la Piedra near Lerida, San Vincente de Junqueres. The order of Calatrava also had a convent in San Felices de los Barrios.

 

and thirteenth centuries,' Studia Monastica 1987 (vol. 29).

 

Women Knights

Medieval French had two words, chevaleresse and chevaliere, which were used in two ways: one was for the wife of a knight, and this usage goes back to the 14th c. The other was as female knight, or so it seems. Here is a quote from Menestrier, a 17th c. writer on chivalry: "It was not always necessary to be the wife of a knight in order to take this title. Sometimes, when some male fiefs were conceded by special privilege to women, they took the rank of chevaleresse, as one sees plainly in Hemricourt where women who were not wives of knights are called chevaleresses."

 

I could find no trace of any title bestowed on Jeanne d'Arc. Her family was made noble, with nobility transmissible through women, which was quite unusual. She did ride a horse and dress up in armor, but she did not wield a sword and never killed anyone, but rather grasped her banner pretty tightly.

 

See also the Nine Worthy Women (les neuf preuses).

 

Female Grand-Cross in the ORder of Saint John

In 1645, when a Turkish fleet threatened the island of Malta, a French nobleman, Louis d'Arpajon (1601-79), called his vassals, raised an army of 2000 men, found ships and provisions and sailed for Malta. On 27 July 1645, a grateful Grand Master granted to him and his eldest son the right to wear and to bear in his arms a cross of Malta, and to one of his younger sons the right to be admitted as a minor in the order and to be promoted grand cross at the age of 18; furthermore this privilege was to be transmitted to his successors as head of his house, and in case of extinction of the male line it would pass to females. (See his arms).

 

This privilege was The male line became extinct with his grandson Louis d'Arpajon, knight of the Golden Fleece, who died in 1736. He left a daughter Anne-Claude-Louise d'Arpajon (1729-94) who married Philippe de Noailles, comte de Noailles, baron de Mouchy (1715-94). She was received Grand-Cross on 13 Dec 1745 in Paris by the ambassador of the Order, and her husband was received 17 Nov 1750 (he was also knight of the St Esprit 1767, knight of the Golden Fleece 1746, and marйchal de France 1775, grandee of Spain 1st class 1741, styled duc de Mouchy 1747. (source: La Chesnaye-Desbois; the president Henault, maternal uncle of the countess of Noailles, witnessed her reception and mentions it in his Memoires, p. 146.).

 

Their younger son Louis-Marie, vicomte de Noailles (1756-1804) was called to the privilege. He married his cousin the daughter of the duc d'Ayen and had among others a younger son Alfred-Louis-Dominique (1784-1812), baron of the French Empire, whose only daughter by his cousin Charlotte de Noailles de Mouchy was Anne-Charlotte-Cйcile (d. 1858). She married Charles-Philippe-Henri de Noailles, duc de Mouchy, and their son Antonin-Just-Lйon-Marie (1841-1909) was grand-cross of St. John. The Gotha Franзais also names his grandson and successor Henry, duc de Mouchy (1890-1947) as grand-cross, but does not say if the privilege continued.

 

Henault adds that (in his time, c. 1750), there were only three other female grand-crosses: the "princesse de Rochette in Italy", the princess of Thurn and Taxis (Maria Ludovika von Lobkowicz, 1683-1750), and her daughter Maria Augusta von Thurn und Taxis, duchess of Wurttemberg ((1706-56).

 

Modern Women Knights

Modern French orders include women, of course, in particular the Legion d'Honneur (Legion of Honor) since the mid-19th c., but they are always called chevaliers. The first documented case is that of Marie-Angelique Duchemin (1772-1859), who fought in the Revolutionary Wars, received a military disability pension in 1798, the rank of 2nd lieutenant in 1822, and the Legion of Honor in 1852.

 

Traditionally, French women on whom the Legion d'Honneur or other order is conferred use the title "chevalier." However, a recipient of the Ordre National du Merite recently requested from the order's Chancery the permission to call herself "chevaliere" and the request was granted (AFP dispatch, Jan 28, 2000).

 

The first woman to be granted a knighthood in modern Britain seems to have been H.H. Nawab Sikandar Begum Sahiba, Nawab Begum of Bhopal, who became a Knight Grand Commander of the Order of the Star of India (GCSI) in 1861, at the foundation of the order. Her daughter received the same honour in 1872, and granddaughter in 1910. The order was open to "princes and chiefs" without distinction of gender. (Thanks to Christopher Buyers for this item).

 

The first European woman to have been granted an order of knighthood was Queen Mary, when she was made a Knight Grand Commander of the same order, by special statute, in celebration of the Delhi Durbar of 1911. She was also granted a knighthood in 1917, when the Order of the British Empire was created (the first order explicitly open to women). The Royal Victorian Order was opened to women in 1936, the Order of Bath and Saint Michael and Saint George in 1965 and 1971 respectively. Queen consorts have been made Ladies of the Garter since 1901 (Queens Alexandra in 1901, Mary in 1910, Elizabeth in 1937). The first non-Royal woman to be made Lady Companion of the Garter was Lavinia, duchess of Norfolk in 1990 (†1995), the second was Baroness Thatcher in 1995 (post-nominal: LG). On Nov. 30, 1996, Marion Ann Forbes, Lady Fraser was made Lady of the Thistle, the first non-Royal woman (post-nominal: LT).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лейзи а это тоже находил а перевод есть текста?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Лейзи а это тоже находил а перевод есть текста?

 

Ну я все это по английски читал. Загони в переводчик, а если будут вопросы конкретно, я отвечу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот еще нашел

И женщины, защищавшие Тортосу (Tortosa) как нельзя более отвечают «признакам» рыцарей.

Граф Раймонд посчитал себя обязанным увековечить заслуги, победы и память этих женщин и сделать честь их потомкам. Он учредил Орден Топорика (Order of the Hatchet), в некотором смысле подобный военному ордену, в который были приняты[b:]ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО[/b] те женщины, которые сражались за Тортосу. Граф также освободил этих женщин от всех налогов, предписал им шествовать впереди мужчин во время церемоний и носить специальную одежду темно-красного цвета с заостренным капюшоном, наподобие одежды монахов-капуцинов.

 

Цитата:

Подробно об этом написано в частности, в книге по ордену Подвязки, изданной в 1672 году

 

Вероятно, имеется в виду книга «The Institution, Laws, and Ceremony of the Most Noble Order of the Garter (1672)? Я бы не сказала, что там очень подробное описание - всего пару десятков строк.

 

В тоже время такой знаменитый и старейший Британский орден - Орден Подвязки (учрежден Эдуардом III Английским в 1348 году) - имеет, согласно легенде, довольно анекдотичное происхождение - на балу, когда у дамы с ноги упала подвязка для чулка, а король ее поднял и повязал на свою ногу, произнеся при этом "Honi soit qui mal y pense" - "Позор тому, кто дурно об этом подумает" - что и стало девизом Ордена…

Сухой британский юмор….

Более подробно эту легенду можно прочитать по этим ссылкам:

 

http://world.lib.ru/g/gablina_t/gabtravel-57.shtml

http://www.forextimes.ru/news/hnews15923.htm

http://www.excurs.ru/brit/Brit_gerb.htm

 

В ЭС Брокгауза и Ефрона

имеются об этом ордене следующие сведения:

 

Подвязки орден

(высокопочетный орден св. Георгия, названный орденом П.) — учрежден королем английским Эдуардом III 19 января 1350 г. во славу Бога, Пресвятой Девы и св. мученика Георгия, покровителя Англии, с целью "соединить некоторое число достойных лиц для совершения добрых дел и оживления военного духа". Известную легенду, в которой играет роль подвязки графини Салисбери, следует считать басней. Число кавалеров, не считая иностранцев, определено в 25. Знаки ордена: 1) лента из темно-синего бархата с вытканной золотом каймой и золотой надписью: "Hon(n)i soit qui mal y pense"; ее носят ниже левого колена и прикрепляют золотой пряжкой (королева носит ее на левой руке); 2) золотой, украшенный бриллиантами медальон с изображением св. Георгия, на темно-синей ленте, а на левой стороне груди — серебряная звезда с красным георгиевским крестом.

 

 

Сегодня «рыцаршами» Ордена Подвязки является прежде всего здравствующая королева Великобритании. Кроме нее в этом ордене из дам состоит еще баронесса Маргарет Тэтчер (бывший премьер-министр Великобритании).

«Сверхштатно», то есть почетными членами, являются (из дам) члены королевской семьи – принцесса Анна (Anne, Princess Royal), принцесса Александра (Princess Alexandra, The Honourable Lady Ogilvy), иные леди – Маргарита, королева Дании (Margrethe II of Denmark), Беатрис, королева Нидердандов (Beatrix of the Netherlands).

Всего в Ордене Подвязки может числится 25 членов, а точнее, королева и еще 24 члена. Место освобождается только после смерти одного из 25 членов.

 

 

 

Список леди Ордена подвязки с 1358 по 1488 год

• Queen Philippa, wife of King Edward III (1358)

• Isabella, Countess of Bedford, daughter of Edward III (1376)

• Joan, Princess of Wales, mother of King Richard II (1378)

• Constance, Duchess of Lancaster, 2nd wife of John of Gaunt (1378)

• Mary, Duchess of Brittany, daughter of King Edward III (1378)

• Maud, Lady Courtenay, niece of King Richard II (1378)

• Philippa of Lancaster, later Queen of Portugal, daughter of John of Gaunt (1378)

• Elizabeth, Duchess of Exeter, daughter of John of Gaunt (1378)

• Philippa, Countess of Oxford, daughter of Enguerrand VII de Coucy and granddaughter of King Edward III (1378)

• Isabel, Countess of Cambridge, later Duchess of York, wife of Edmund of Langley (1378)

• Anne of Bohemia, consort of King Richard II (1384)

• Eleanor, Countess of Buckingham, later Duchess of Gloucester, wife of Thomas of Woodstock (1384)

• Anne, Countess of Pembroke (1384)

• Elizabeth, Countess of Salisbury (1384)

• Catherine of Lancaster, later Queen of Castile, daughter of John of Gaunt (1384)

• Joan, Lady Mohun (1384)

• Maud, Countess of Oxford (1386)

• Elizabeth, Countess of Nottingham, later Duchess of Norfolk (1386)

• Constance, Lady le Despencer (1386)

• Elizabeth, Lady de Vere (1386)

• Blanch, Lady Poynings (1386)

• The Lady Gomeneys (1387)

• Katherine Swynford, longtime mistress and third wife of John of Gaunt (1387)

• Alice, Countess of Kent, sister-in-law of King Richard II (1388)

• Mary de Bohun, Countess of Derby, wife of Henry Bolingbroke, Earl of Derby, and mother of King Henry V

• Elizabeth, Lady Trivet (1390)

• Lady Joan Beauchamp (1390)

• Joan, Lady Fitzwalter (1390)

• Isabel of France, Queen-Consort of King Richard II (1397)

• Catherine, Duchess of Gelders (1399)

• Joan, Duchess of York, 2nd wife of Edmund of Langley (1399)

• Margaret, Marchioness of Dorset (1399)

• Joan, Countess of Westmorland (1399)

• Blanch Bradeston (1399)

• Agnes, Lady Arundel (1399)

• Margaret, Lady Roe of Hamlake (1399)

• Margaret, Lady de Courcy (1399)

• Joan of Navarre, Queen-consort of King Henry IV (1408)

• Philippa of Lancaster, daughter of King Henry IV, later Queen of Denmark, Sweden, and Norway (1408)

• Margaret, Countess of Holland (1408)

• Blanche, Duchess of Bavaria, Daughter of King Henry IV (1408)

• Philippa, Duchess of York (1408)

• Maud, Countess of Salisbury (1408)

• Margaret, Lady Waterton (1408)

• Margaret, Lady Beaufort (1408)

• Agnes de Gomeneys (1408)

• Beatrix, Countess of Arundel (1413)

• Katharine of Valois, Queen Consort of King Henry V (1420)

• Isabel, Countess of Warwick (1432)

• Alice, Countess of Suffolk (1432)

• Eleanor, Duchess of Gloucester (1436)

• Jacqueline, Duchess of Bedford (1436)

• Margaret of Anjou, Queen-Consort of King Henry VI (1448)

• Anne, Lady Moleyns (1448)

• Emmeline, Lady Say and Sele (1448)

• Margaret, Lady Beauchamp (1448)

• Alice Norreys (1448)

• Margaret, Lady Harcourt (c.1468)

• Elizabeth Wydville, Queen Consort of King Edward IV (1477)

• Elizabeth of York, daughter of King Edward IV, later Queen-Consort of King Henry VII (1477)

• Elizabeth, Duchess of Suffolk, sister of King Edward IV (1477)

• Cicely of York, later Lady Welles, daughter of King Edward IV (1480)

• Mary of York, daughter of King Edward IV (1480)

• Margaret Beaufort, Countess of Derby, mother of King Henry VII (1488)

 

Order of the Garter http://www.answers.com/topic/order-of-the-garter

Share this post


Link to post
Share on other sites

Касательно сестер в Ордене Госпитальеров могу сказать, что, насколько мне известно, их функции заключались в уходе за больными и ранеными, а не в боевых действиях. Поэтому, не думаю, чтобы данных сестер считали «рыцарями», хотя они и состояли в ордене. Это был особый орден, называемый The Ladies Knights of Malta (Мальтийские леди-рыцари), был основан в 1107 году Агнес –аббатисой монастыря Святой Марии Магдалины (согласно The British Herald by Thomas Robson, printed in 1830).

Возможно, наиболее интересный момент, относящийся к данной теме, состоит в следующем:

во французском языке в средние века было два слова chevaleresse и chevalière, используемые двумя способами. Одно слово обозначало жену рыцаря, а второе использовалось для обозначения рыцаря-женщины, как предполагается. У Menestrier, автора, писавшего о рыцарстве в 17 веке, есть следующий пассаж:

 

«Не всегда было необходимо быть женой рыцаря, дабы получить этот титул (звание). Иногда, когда мужские фьефы предоставлялись женщинам как особая привилегия, они брали звание chevaleresse…»

 

Отсюда следует, что в средние века действительно существовал социально признанный класс женщин-воительниц – явление совершенно забытое, неизученное и обойденное молчанием в наше время. Информации очень мало и ее надо собирать буквально «по кусочкам», и я надеюсь, что мы сможем продолжить эту беседу и найдем примеры в книгах, хрониках и документах, которые смогут помочь «очертить» это явление и разобраться в нем более подробно. Кроме того, возможно, нет смысла ориентироваться исключительно на время средневековья, а попытаться собрать все упоминания о женщинах-воительницах и женщинах-рыцарях вне зависимости от хронологических рамок.

 

Со своей стороны пока могу привести «Указатель источников по вопросу «Женщины в войне» (на английском языке)

Women in War Bibliography http://www.globalfolio.net/monsalvat/frman...lwomaninwar.htm

 

An Account of Women at Tournaments (Chronicles of Henry Knighton c. 1347-1348)

http://www.chronique.com/Library/Tourneys/...at_tourney.html

ПС радикал не пашет, не смог фото выставить :044::033:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лень писать, накопаю тебе историю в инете :033:

 

А пока вот тебе по памяти: был такой Рыцарский Орден Саньтяго, как его в простонародье величали, а точнее он назывался Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Собственно оба названия верны ибо народ не знает, но в 19260 году орден разделился на 2 с португальской беткой именно под названием Ордена Саньтьяго. Существует и по сей день. Орден имел довольно светский устав, по которому им даже в брак можно было вступать. Так вот на сколько я помню, в этом ордене были и дамы.

 

Теперь интернет :044:

 

Что касается чисто дамской конницы, то было и такое :044: Единственный прецедент создания чисто женского Ордена - орден топорика (орден боевого топора) - orden de la Hacha в Каталонии, основанный Раймундом Беренжером, графом Барселоны в 1149 году в честь женщин, снявших осаду арабов с города Тортоса.

 

Первым религиозным рыцарским орденом, в который принимались женщины в ранге «милитисса» стал орден Славной Святой Марии (The Order of the Glorious Saint Mary), основанный в Италии в 1233 году болонским дворянином Лодериго д'Андало и утверждённый папой Александром IV в 1261 году. Орден был расформирован папой Сикстом V в 1558 году.

 

Впоследствии, уже в более позднее время женщины начинают приниматься и в другие Ордена. С 1358 по 1488 год 68 женщин было принято в орден Подвязки. В восемнадцатом веке император Павел учредил Российский Мальтийский крест.Женщины принимались в Орден Дракона и Орден св. Антония в Гино (Hainault).

 

i-4157.jpg

 

В скандинавских странах существовал интересный обычай, согласно которому женщина, не обремененная семьей, могла взять в руки оружие и стать skjaldmo — «девой со щитом». «Сага о Херворе» рассказывает историю одной такой девушки, одевавшейся, как мужчина, и сражавшейся под мужским именем Хьервард.

 

Датский историк Саксон Грамматик писал, что в битве при Бравеллире (около 750 года) между войсками шведского короля Сигурда Ринга и датского короля Харальда Гильдетанда на стороне последнего сражалось около 300 «дев со щитом». Вооруженные женщины, сохранявшие свой пол в тайне от окружающих — частые персонажи европейского рыцарского эпоса. Самая знаменитая женщина-рыцарь — Брадаманта, сестра знаменитого рыцаря Рено де Монтабана. Ее приключения стали частью двух важнейших поэм эпохи итальянского Ренессанса — «Влюбленный Орландо» графа Маттео Мария Боярдо (1495) и ее продолжения «Неистовый Орландо» Лудовико Ариосто (1516). Считается, что именно из этих историй «растут ноги» всего современного фэнтези.http://www.mirf.ru/Articles/art1101.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так же, по памяти, где то в 11 веке была такая Матильда, графиня Тасканская. Попробую раскопать что то про нее, но в кратце дева сия надела на себя доспехи и пошла головы крушить, на протяжении 30 лет служа различным правителям.

 

Во, нашел сайт о многих, и оней в том чилсе:

Женщины-воины в истории

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тут изрядная доля романтизма, эти ордена не были боевыми, и 300 дев со щитом, очень сомневаюсь, что было аж 300 и серьезно участвовлаи в бою. Хоть немного предположите, что такое бой тяжелой рыцарской каваллерии. Женщина по силе как подросток. И вот она значит будет тащить на себе 20-30 килограмм брони, управлять боевым конем, участвовать в копьевом ударе, а потом еще махать мечом против профессиональных рыцарей мужчин... :059:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не, тиберий, тут ты не прав, романтики нет. Никто не говорит о том, что женщины участвовали в бою в строе тяжелой рыцарской конницы. Этого не было ибо ты прав и мадам в тяжелых доспехах была бы слабым звеном строя. Но то, что женщины участвовали в боях, это реальность, в том числе и в тыцарских боях. Были они и членами рыцарских орденов. А по известным нам женщинам воинам я дал хорошую ссылку на подборку.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не, тиберий, тут ты не прав, романтики нет. Никто не говорит о том, что женщины участвовали в бою в строе тяжелой рыцарской конницы. Этого не было ибо ты прав и мадам в тяжелых доспехах была бы слабым звеном строя. Но то, что женщины участвовали в боях, это реальность, в том числе и в тыцарских боях. Были они и членами рыцарских орденов. А по известным нам женщинам воинам я дал хорошую ссылку на подборку.

Возможно. Я никогда не касался этого вопроса. Но реконструкция была бы интересна. Подросток против рыцаря не выстоит. Как могла женщина в рыцарской броне бится в рыцарском бою - рыцари покрошили бы в капусту их, а в копейной скватке, удар копья скорее убил бы женщину. Логично предположил про сомнительность этого, женщине быть рыцарем физиологически проблематично - слишком слаба и не вынослива. Скорее церемониальность женщин-рыцарей. Или женщины были типа культуристок не уступавшим мужчинам. Вообщем очень удивительна это: женщина - боевой рыцарь. :045:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну я то же не верю в этакую бабу в латах, машущую двухручным мечем пару часиков :045:. Но в боях бились не только рыцари, была еше и пехота. И если не брать пехоту рыцарских орденов, то остальное состояло из наемников, регулярных солдат и ополчения, которого было не мало. Сравнительно крупная женшина в облегченном рыцарском вооружении вполне могла быть в бою с такими. на сколько яп омню, Жанна Дарк участвовала в одном или нескольких боях лично.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ну я то же не верю в этакую бабу в латах, машущую двухручным мечем пару часиков :045:. Но в боях бились не только рыцари, была еше и пехота. И если не брать пехоту рыцарских орденов, то остальное состояло из наемников, регулярных солдат и ополчения, которого было не мало. Сравнительно крупная женшина в облегченном рыцарском вооружении вполне могла быть в бою с такими. на сколько яп омню, Жанна Дарк участвовала в одном или нескольких боях лично.

Жану Д'Арк мужики окружения как помню защищали. Впрочем против неопытного крестьянского ополчения женская конница может иметь силу. Против опытного проблематично. Все же это как-то не серьезно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Жану Д'Арк мужики окружения как помню защищали. Впрочем против неопытного крестьянского ополчения женская конница может иметь силу. Против опытного проблематично. Все же это как-то не серьезно.

Так ты думаеш что женщины-рыцари это не более чем выдумка?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Касательно сестер в Ордене Госпитальеров могу сказать, что, насколько мне известно, их функции заключались в уходе за больными и ранеными, а не в боевых действиях. Поэтому, не думаю, чтобы данных сестер считали «рыцарями», хотя они и состояли в ордене. Это был особый орден, называемый The Ladies Knights of Malta (Мальтийские леди-рыцари), был основан в 1107 году Агнес –аббатисой монастыря Святой Марии Магдалины (согласно The British Herald by Thomas Robson, printed in 1830).

Если у Вас имеются какие-то другие сведения – поделитесь с нами.

Возможно, наиболее интересный момент, относящийся к данной теме, состоит в следующем:

во французском языке в средние века было два слова chevaleresse и chevalière, используемые двумя способами. Одно слово обозначало жену рыцаря, а второе использовалось для обозначения рыцаря-женщины, как предполагается. У Menestrier, автора, писавшего о рыцарстве в 17 веке, есть следующий пассаж:

 

«Не всегда было необходимо быть женой рыцаря, дабы получить этот титул (звание). Иногда, когда мужские фьефы предоставлялись женщинам как особая привилегия, они брали звание chevaleresse…»

 

Отсюда следует, что в средние века действительно существовал социально признанный класс женщин-воительниц – явление совершенно забытое, неизученное и обойденное молчанием в наше время. Информации очень мало и ее надо собирать буквально «по кусочкам», и я надеюсь, что мы сможем продолжить эту беседу и найдем примеры в книгах, хрониках и документах, которые смогут помочь «очертить» это явление и разобраться в нем более подробно. Кроме того, возможно, нет смысла ориентироваться исключительно на время средневековья, а попытаться собрать все упоминания о женщинах-воительницах и женщинах-рыцарях вне зависимости от хронологических рамок.

 

Со своей стороны пока могу привести «Указатель источников по вопросу «Женщины в войне» (на английском языке)

Women in War Bibliography http://www.globalfolio.net/monsalvat/frman...lwomaninwar.htm

 

An Account of Women at Tournaments (Chronicles of Henry Knighton c. 1347-1348)

http://www.chronique.com/Library/Tourneys/...at_tourney.html

Women and Armor: Timeline

Список наиболее известных дам-воительниц

(подготовлен Higgins Armory Museum Department of Education and Public Program)

http://www.globalfolio.net/monsalvat/frglo...menAndArmor.pdf

 

Официальный сайт музея здесь

http://www.higgins.org/,

но, к сожалению, почерпнуть оттуда ничего особенного нельзя - очень краткий и малоинформативный.

Ниже привожу небольшой отрывок об участии дам в сражениях под Акрой в 1191 году, из книги Грехема МакЛеннана "Женщины-крестоносцы"

перевод мой

 

Но женщины, прибывшие в Акру, не только сопровождали воинские части. Это были также женщины, прибывшие как воительницы по своему собственному праву. По словам Имад ад Дина (Imad ad Din), знатная дама – он называет ее королевой – прибыла в сопровождении пяти сотен рыцарей, со своими конями, и деньгами, пажами и прислугой. Она оплачивала все расходы и обращалась с ними великодушно благодаря своему личному благосостоянию. Они ехали верхом когда она ездила верхом, атаковали когда она атаковала, бросались в битву вместе с ней, их шеренги были непоколебимы до тех пор, пока она стола твердо. Кто была эта безымянная дама? Доступные нам свидетельства не говорят об этом, но история эта подтверждается в Itinerarium Regis Ricardi.

 

Нет также источников, рассказывающих нам кем были франкские дамы, сражавшиеся в битве при Акре в кольчуге и шлеме, одетые как мужчины, и замеченные в гуще битвы и действовавшие как храбрые мужи. Имад говорит, что во время битвы более чем одна женщина скакала, как рыцарь и проявляла мужскую выносливость, несмотря на свой слабый пол. Одетые в доспехи, они не были узнаны, пока их не брали в плен и не срывали одежду. Некоторые из этих пленниц, говорит он, были проданы в рабство пожилым женщинам, которых было множество повсюду в арабских землях.

 

Другие записи о физической храбрости франкских женщин во время осады содержаться у писателя Беха ад Дина (Beha ad Din). Когда падение Акры стало неизбежным, Саладин предпринял последнюю отчаянную атаку на франкский лагерь. Во время этой кровавой битвы мусульманские бойцы видели женщину, одетую в зеленый плащ, которая стреляла в них из ручного лука. Она убила многих арабов, прежде чем над ней взяли верх и убили. Ее лук был взят и принесен Саладину, который был глубоко впечатлен этой историей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Полистал первоисточники по Beha ad Din. Сей муж позитивно отзывался только о Ричарде и с лютой неневистью писал о всех остальных участниках крестовых походов. Ничего не нашел у него о обороне Акры и женщинах.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Так ты думаеш что женщины-рыцари это не более чем выдумка?

Нет я имею ввиду другое. Я имею ввиду, что женщины-рыцари носили, что-то вроде церемониально-представительские экзотические функции, и женские рыцарские ордена, как и сами женщины-рыцари не были боевыми. Практически не были. Иначе их покрошили бы в капусту. Но это заключение, основывается на сравнении с реальными рыцарями и орденами. Фактологически я про них материал не искал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тиберий, я вот что нашел и наверное с тобой немного не соглашусь....

Уставы большинства рыцарских Орденов были суровы к женщинам.Но..

 

Женщины принимались в Орден Сантьяго. Первоначально,он представлял собой братство мирян, ведущих монашеский образ жизни и сражающихся с оружием в руках, защищая церковь и слабых.

 

Одно подобное подразделение было в и ордене Калатрава. Женщин стали принимать в этой орден 1219 года (сам орден основан в 1158 году). Существовал единственный прецедент создания чисто женского Ордена- орден топорика (орден боевого топора) - orden de la Hacha в Каталонии, основанный Раймундом Беренжером, графом Барселоны в 1149 году в честь женщин, снявших осаду арабов с города Тортоса.

 

Первым религиозным рыцарским орденом, в который принимались женщины в ранге «милитисса» стал орден Славной Святой Марии (The Order of the Glorious Saint Mary), основанный в Италии в 1233 году болонским дворянином Лодериго д'Андало и утверждённый папой Александром IV в 1261 году. Орден был расформирован папой Сикстом V в 1558 году.

 

Впоследствии, уже в более позднее время женщины начинают приниматься и в другие Ордена. С 1358 по 1488 год 68 женщин было принято в орден Подвязки. В восемнадцатом веке император Павел учредил Российский Мальтийский крест.Женщины принимались в Орден Дракона и Орден св. Антония в Гино (Hainault). http://www.evangelie.ru/forum/t20262-3.h...

Edited by Saveliy

Share this post


Link to post
Share on other sites

К женщинам -рыцарям иногда относят и амазонок.http://www.mirf.ru/Articles/art1101.htm

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

В скандинавских странах существовал интересный обычай, согласно которому женщина, не обремененная семьей, могла взять в руки оружие и стать skjaldmo — «девой со щитом». «Сага о Херворе» рассказывает историю одной такой девушки, одевавшейся, как мужчина, и сражавшейся под мужским именем Хьервард.

 

Датский историк Саксон Грамматик писал, что в битве при Бравеллире (около 750 года) между войсками шведского короля Сигурда Ринга и датского короля Харальда Гильдетанда на стороне последнего сражалось около 300 «дев со щитом». Вооруженные женщины, сохранявшие свой пол в тайне от окружающих — частые персонажи европейского рыцарского эпоса. Самая знаменитая женщина-рыцарь — Брадаманта, сестра знаменитого рыцаря Рено де Монтабана. Ее приключения стали частью двух важнейших поэм эпохи итальянского Ренессанса — «Влюбленный Орландо» графа Маттео Мария Боярдо (1495) и ее продолжения «Неистовый Орландо» Лудовико Ариосто (1516). Считается, что именно из этих историй «растут ноги» всего современного фэнтези.http://www.mirf.ru/Articles/art1101.htm

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Исторические и мифические примеры.http://ru.wikipedia.org/wiki/Дева-воительница

Share this post


Link to post
Share on other sites

Савелий, а ты тему вобще читаеш или как? Бред про амазонок я видел в интернете, для чего сюда его тащить мне не понятно, а вот об ордене Саньтьяго я уже детально написал, как и Де Ла Хача.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Исторические и мифические примеры.http://ru.wikipedia.org/wiki/Дева-воительница

Савелий ссылка не работает.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...