Перейти к содержанию
Бронеход

Образование в Средневковье


Рекомендуемые сообщения

Вот решил продолжить курс ознакомления и хочу остановиться на образовании эпохи Средневековья и всему тому что учили в те века....

 

Любая система образования исторична, она весьма и весьма тесно связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития каждого общества, как правило, соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой механизм получения образования. Так, средние века в нашем сознании ассоциируются прежде всего с тремя их институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками.

Образование в раннем средневековье (5-11 вв.)

 

 

 

В этот период практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию (духовенству). Их обучение проходило в школах, созданных опять же представителями духовенства.

 

Наиболее типичными были монастырские, соборные и приходские школы.

 

Монастырские школы делились на внутренние и внешние.

 

Они давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступа к монастырской библиотеке. Да и большинство наиболее образованных людей того времени были монахами.

 

Внутренние монастырские школы предназначались только для монахов и послушников данного монастыря, готовящихся к поступлению в монахи.Если аббат монастыря давал свое разрешение или уже была соответствующая традиция, то в монастырские школы могли брать и учеников со стороны. Это могли быть представители белого духовенства, монахи из других монастырей и даже миряне. Монастырские школы, принимавшие чужаков, назывались внешними.

 

При кафедрах епископов и крупных соборах нередко существовали соборные или кафедральные школы для подготовки будущих священнослужителей. Изредка существовали школы, созданные обычными священниками в своих приходах. Такие школы назывались приходскими. Там обучали только подростков, и уровень образования там был минимален.

 

Приходские, внешние монастырские и соборные школы посещали мальчики 7 - 15 лет. Они изучали чтение на латыни, письмо, счет, церковное пение. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно - нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе.

 

Во внутренних школах образование было более широкое.

 

Прежде всего, изучался латинский язык. Санкт-галленский аббат Соломон требовал, чтобы младшие ученики приветствовали его латинской прозой, средние - ритмическими стихами, которые сочинялись на слух, а старшие - метрическими стихами, которые сочинялись по книгам. Схема школьной программы была алкуиновской. Сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия по богословию. Пользовались учебниками Алкуина, Беды Достопочтенного, Исидора Севильского, Боэция, Марциана Капеллы, Доната, их комментировали, на полях выписывали переводы латинских слов (глоссы). Широко использовали античных авторов. Начинающие ученики читали Катона, Вергилия, потом переходили к Плавту, Цицерону. Очень любили читать платоновский диалог "Тимей". К текстам третьей ступени трудности относились Вергилий, Гораций, Овидий, Саллюстий. Писали сочинения в стихах и прозе на латыни. Из греческого языка брались азбука, отдельные слова и фразы символа веры, молитв и литургии. Знатоков греческого языка было немного. Риторические приемы не использовались, к Цицерону обращались не часто.

 

Постепенно объем знаний увеличивался. Почти в каждом монастыре существовали мастерские по переписке. Рукописи, вывезенные в свое время Карлом Великим из Италии, широко разошлись по Европе, переписывались, выменивались. Сбором книг прославился Гримальд, аббат санкт-галленского монастыря. Именно в этом монастыре впоследствии итальянский гуманист Поджо Браччолини нашел рукописи Лукреция Карра и Квинтиллиана. Герберт, будущий папа Сильвестр II , в X в. Призывал читать, прежде всего, подлинные тексты Аристотеля, а не многочисленные комментарии к нему. Через Испанию и Сицилию проникала в Европу арабская культура. Ученик Храбана Мавра Серват Луп (805-862) занимался не только сбором книг, но даже сверкой различных текстов. Его письма очень напоминают письма итальянских гуманистов. Именно ему принадлежит смелая мысль о том, что "мудрость... заслуживает достижения уже ради ее самой". Многие монастырские школы уже начинают специализироваться на отдельных науках: Мец - на музыке, Тур - на медицине, Комбре - на математике. Появляются бродячие студенты. Это один из источников вагантства.

 

И все же главной заботой монастырей была не филология, а богословие. Составлялись и переписывались комментарии к Священному Писанию.

Говоря об образовании, нельзя не упомянуть и об образовании феодалов.

 

Оно было направлено в первую очередь на воспитание рыцарей. Упор делался на развитие качеств необходимых воину и в меньшей степени светскому человеку. При этом даже элементарная грамотность долгое время не считалась обязательной. Так крупный английский военачальник 15 века Джон Талбот, граф Шусберри был неграмотен.

 

В соответствии с семью свободными искусствами существовали и семь рыцарских добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков:

 

умение ездить верхом;

 

умение плавать;

 

умение владеть копьем;

 

умение фехтовать;

 

умение охотиться;

 

умение играть в шахматы;

 

умение слагать стихи и играть на музыкальных инструментах.

 

Все эти навыки приобретались при дворе сюзерена. С 7 до 14 лет служили пажом, потом - оруженосцем. В 21 год происходило посвящение в рыцари.

 

К концу средневековья для знатных рыцарей считалось необходимым знать французский язык, ставший к тому времени языком придворных кругов.

 

Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати начали появляться в XII - XIII вв. Одно из наиболее известных - сочинение Винцента из Бовэ(XIII в.) "О наставлении сыновей правителей и благородных людей", которое составлено в основном из выдержек из различных источников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Воспитание женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных воспитательниц. Эта традиция сложилась еще на заре средневековья. Впоследствии женщин нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко стала применяться практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри. Здесь воспитывали и обучали латыни, знакомили с Библией, приучали к благородным манерам. Вероятно, грамотность женщин была шире, чем среди рыцарей. В известной мере это было связано с тем, что католическое духовенство стремилось оказать влияние на светских феодалов через их жен, воспитывавшихся в монастырях в духе религиозности. Не случайно в числе приданого были книги религиозного содержания.

 

Воспитание девочек, принадлежавших к непривилегированным сословиям, ограничивалось приучением вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозным наставлениям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В период раннего средневековья была заложена система образования, развитие которой имело огромное значение для культуры нового времени и современности. В основу разработанной Боэцием системы легло семь дисциплин, из которых грамматика, риторика и диалектика образовывали "тривиум", а арифметика, музыка, геометрия и астрономия входили в состав "квадрилиума".

 

Что же считается физической культуры, то её роль в воспитании подрастающего поколения была пересмотрена. В Древней Греции и Риме она мыслилась непременным атрибутом учёности и была залогом гармоничного человеческого существования ("в здоровом теле здоровый дух"). Только здоровое и физически прекрасное тело могло бы стать достойным вместилищем знаний. Другое дело, что у греков физическое совершенствование имело ещё и религиозный характер (Олимпийские игры зародились в Олимпии, при древнейшем в Греции храмовом комплексев честь Зевса Олимпийского). В период Римской империи концепция физического развития сочеталась не с аскетическим духом, а с полной нравственной деградацией. Занятия спортом оставались "правилом хорошего тона" для знатного римлянина, но это не мешало одновременно предаваться самым разным, вредным для здоровья излишествам, в частности, безудержному обжорству и разврату. Кроме того, занятия спортом ассоциировались у христиан с устрашающим символом империи - с амфитеатром, где устраивались пышные гладиаторские бои и было пролито столько крови первых исповедников Христа...

 

Отношение к спорту в Древнем Риме можно сравнить с так называемыми развлекательными центрами, которые становятся символом престижа и "крутости" в наше время: взрослые дяди и тёти, потягивая пивко и дымя сигаретами, играют в кегли, бильярд или рассекают на коньках искусственный лёд в прокуренном помещении под оглушительную музыку из мощных динамиков.

 

Поэтому главным в новой христианской цивилизации стало совершенствование духа, чего так не доставало культуре развратного Рима. Занятия воинским искусством, традиционные и для римлян, и для полудиких варваров, правда, никто не отменял, напротив, в среде недавно обращённых в христианство "молодых" народов даже бытовало мнение, что и образования- то никакого не надо. У недавних варваров даже остро стоял вопрос, а стоит ли вообще мужчинам получать образование (женщины в учёт вообще не принимались).

Как мы видим уклон образования ведется на мужскую половину общества, женская же часть больше училася по домохозяйству :preved: :preved:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мужчина - это прежде всего воин, который должен защищать свой родной очаг и страну от посягательства врагов; науки же для него - вещь бесполезная и бессмысленная, удел мирного времени и праздности. Небезызвестный король остготов Теодорих, обосновавшийся в Северной Италии со столицей в окружённой болотами неприступной Равенне, всячески старался снискать себе славу покровителя наук и искусств, хотя придерживался того же мнения. Его сын был воспитан в традициях варваров, а внук получил настоящее классическое образование. В результате образованный внук не смог удержать в своих руках власть. Очевидно, вопрос давать или не давать своим наследникам мужского пола должное образование, мучил умы многих монархов раннего средневековья. И решался он часто не в пользу знаний. Многие короли Европы не умели читать и писать, что, впрочем, не всегда мешало им с честью управлять страной. При безграмотном Хлодвиге франки стали великим христианским государством, при короле Альфреде, который так и не выучился чтению и письму, в Англии процветали искусства и развивалась наука; Карл Великий сплотил вокруг себя умнейших и образованнейших людей своего времени, собирал библиотеку из чудом уцелевших античных рукописей.

 

Конечно, образование периода средневековья, на первый взгляд, имело отвлечённый характер, поскольку, казалось, здесь отсутствовали практические дисциплины, эта отвлеченность дисциплин вначале не была понятна варварам и воспринималась настороженно. Но если разобраться в этом поподробнее, можно убедиться в важности перечисленных нами дисциплин для той эпохи, да и для нашего времени. Риторика и диалектика, сейчас некоторым представляются совершенно "ископаемыми" дисциплинами, являющимися синонимами "напыщенного пустословия", однако в настоящий момент мы являемся свидетелями процесса повсеместного введения в школьную программу риторики, то есть ораторского искусства. На полках книжных магазинов можно увидеть большое количество соответствующей учебной литературы разных авторов. Получается, что сейчас вновь наше общество почувствовало потребность в обучении детей с малолетства искусству правильно и логично мыслить, умело вести научную дискуссии, грамотно высказывать своё мнение. В средние века и античности огромное значение придавалось устному слову и устной речи, и тот, кто умел правильно и чётко строить свою речь, тот, стало быть, мог и изложить свои мысли письменно, руководствуясь принципами другой важной дисциплиной - грамматиги. Перед тем, как попасть на пергамен или свиток папируса, фразы многократно "пережёвывались" и "обкатывались" оратором в устной речи. Литература сочинялась для публичного чтения и имела, следовательно, риторический характер. Письменное слово могли уничтожить пожары и бесконечные войны, а слово устное навсегда оставалось в памяти поколений. В "Суммах теологии" Фомы Аквинского встречается такой вопрос: "Должен ли был Иисус Христос перенести своё учение на письмо?" Ответ на него вполне соответствовал духу времени: "Христос по необходимости не доверил своего учения письму, во - первых, чтобы не уронить своего достоинства. Ибо чем превосходнее учитель, тем превосходнее его манера учительства. А следовательно, Христос как превосходнейший из учителей должен был приспособить свою манеру учительства так, чтобы его учение запечатлелось в сердцах его слушателей. Поэтому сказано (Мф 7, 29), что Он учил их "как Власть имеющий". По этой причине даже для учеников своих Пифагор и Сократ, которые были превосходнейшими учениками, не желали записывать что - либо".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В наше время повсеместного развития письменно-печатной культуры плодов "цивилизации Гуттенберга", мы вынуждены делать работу за тех, кто пишет, отбраковывая ненужную информацию при устном выступлении, а безграмотная речь наших многочисленных чиновников уже давно стала неисчерпаемым источником для анекдотов.

 

В античное время и в средние века читать было принято вслух, не было понятия чтения "про себя". Это свидетельствовало о том, что слово письменное служило полным эквивалентом слову устному. Чтение "про себя", в полном молчании распространения не имело. Литература должна была "исполняться на публике, а не пробегаться глазами в молчаливом одиночестве". В качестве доказательства отсутствия у средневекового общества навыков "прочтения про себя" можно привести хорошо известный факт из "Исповеди" Блаженного Августина. Вот как описывает Августин талант своего учителя - святого Амвросия Медиоланского: "Когда он читал, глаза его бегали по страницам. Сердце доискивалось до смысла, а голос и язык молчали". Люди специально приходили из других мест, чтобы посмотреть на это чудо".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что же касается музыки, геометрии, астрономии, арифметики, то эти дисциплины также тесно и логично связаны между собой, поскольку изучают с разных сторон те закономерности, которые лежат в основе изучения мира и природы во всей красоте и многообразии. Известно, что в основе сотворённой Господом Гармонии находятся числовые соотношения, каждому числу соответствует своё звучание. Согласно учению Платона, "не геометр да не войдёт" в царство вечной красоты и не сможет услышать музыку планет. О гармонических соотношениях в устройстве вселенной говорил и Кеплер - учёный эпохи позднего средневековья, занимавший должность астронома и математика при Австрийском дворе. В своей книге "Гармония мира" он подчёркивает связь геометрии, арифметики, музыки и астрономии в постижении механизма созданной Господом Вселенной. "Квадраты времён обращений планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца". Гармония сфер выражается им в музыкальных звуках: каждая из планет имеет свои мелодии. Мыслители Древнего мира и Средних веков попытались найти те идеальные числовые соотношения, которые лежат в основе разлитой по миру божественной красоты и совершенства. В 1202 году был открыт так называемый ряд Фибоначчи - основа формообразования в природе и цивилизации. В результате деления целого на две неравные части, чтобы целое относилось к большей как большая к меньшей появляется число Фибоначчи - 1,61803398875(Ф), демонстрирующее суть золотого сечения (или божественной пропорции). Интуитивно постигнутое в древности и выявленное в средние века, золотое сечение открывает перед нами на новом, научном уровне красоту и совершенство созданного Богом мира: оно присутствует в прекрасных цветах и пчелиных сотах, в раковинах и кристаллах, в произведениях изобразительного искусства и музыкальных рядах.

 

Конечно, не стоит чрезмерно преувеличивать силу чисел, превращая числовые соотношения в нумерологию, как это происходило у пифагорейцев, каббалистов и в некоторых случаях в культуре средневековой христианской цивилизации, и не нужно зависеть от господства звезд и планет над судьбами людей, увлекаясь астрологией, чему так подвержены люди и в настоящее время, ведь это всё суть отдельные грани так и не познанного до конца Божественного Домостроительства.

 

В этой статье я не преследую целью призвать к возврату "доброго старого" времени средневековья. Меня просто привлекло такое гармоничное и глубокое взаимодействие разных предметов друг с другом, которое порождало у людей той далёкой эпохи необычайную цельность восприятия всех сторон жизни человеческой и Вселенной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ти что целую инциклопедию купил по етому поводу...))

Нет Игорек не купил, я нашел только часть того что можно рассказать, чтобы вы поняли суть образования в те века и как вообще они учились и что делали! :preved:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет Игорек не купил, я нашел только часть того что можно рассказать, чтобы вы поняли суть образования в те века и как вообще они учились и что делали! :preved:

 

 

Так они всей этой куйнёй маялись, потому как инета не было.. :preved:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так они всей этой куйнёй маялись, потому как инета не было.. :preved:

Не сказал, они были не хуже научены по своему времени чем наши соотечественники....у них хоть порядок был и надеюсь что взяток в универах не брали :preved:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мужчина - это прежде всего воин, который должен защищать свой родной очаг и страну от посягательства врагов; науки же для него - вещь бесполезная и бессмысленная, удел мирного времени и праздности.

Обращу внимание, что эта максима касалась только рыцарского сословия. Крестьянству это строго и категорически запрещалось, вплоть до смертной казни. Воевать должны благородные рыцари, крестьянское же быдло покорно и исправно платить подати.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...