Jump to content
Бронеход
Sign in to follow this  
Saveliy

Медицина в Средневековье

Recommended Posts

В средние века главным образом была развита практическая медицина, которой занимались банщики-цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями, связанными с больным человеческим телом, кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности. В Позднее Средневековье авторитет банщика-цирюльника как практического лекаря стал возрастать, именно к ним чаще всего обращались больные. К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины. В некоторых городах Европы в конце XV в. из числа банщиков учреждались цеха врачей-хирургов :)

Научная медицина в средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией . Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XIII в. оформилась «специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определённых болезней.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Что касается болезней, то это были туберкулёз, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму, как, впрочем, и другие болезни, средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.

 

Другим бичом Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII—XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённымх существовали специальные больницы — лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню — единственный источник их существования. Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая таким образом о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис.

 

Христианство разработало учение о болезни как следствии греха или испытания. «Медицинская» часть этого учения основывалась на античной теории римского врача Галена (129—199 н.э). Cогласно этой теории, здоровье человека зависит от гармоничного сочетания в его организме четырёх основных жидкостей — крови, слизи, чёрной и жёлтой желчи.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В средние века медицина в Западной Европе почти не получила дальнейшего научного развития. Христианская церковь, провозгласившая примат веры над знанием, канонизировала учение Галена, превратив его в непререкаемую догму. В результате многие наивные и умозрительные представления Галена (Гален считал, что кровь образуется в печени, разносится по телу и там целиком поглощается, что сердце служит для образования в нем "жизненной пневмы", поддерживающей теплоту тела; объяснял совершающиеся в организме процессы действием особых нематериальных "сил": силы пульсации, благодаря которой пульсируют артерии, и др.) превратились в анатомо-физиологическую основу медицины.

 

В атмосфере средневековья, когда молитвы и святые мощи считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытие трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалось как ересь, метод Галена, пытливого исследователя и экспериментатора, был забыт; осталась только придуманная им "система" как окончательная "научная" основа медицины, а "ученые" врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена.

 

Накопление практических медицинских наблюдений, конечно, продолжалось и в средние века. В ответ на запросы времени возникали специальные учреждения для лечения больных и раненых, проводились выявление и изоляция заразных больных.

 

Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией огромных людских масс, способствовали опустошительным эпидемиям и обусловили в Европе появление карантинов; открывались монастырские больницы и лазареты.

 

Еще ранее (7 в.) в Византийской империи возникли крупные больницы для гражданского населения.

 

В 9-11 вв. центр научной медицинской мысли переместился в страны арабского Халифата. Византийской и арабской медицине мы обязаны сохранением ценного наследия медиыцины Древнего Мира, которое они обогатили описанием новых симптомов, болезней, лекарственных средств.

 

Большую роль в развитии медицины сыграл уроженец Средней Азии, разносторонний ученый и мыслитель Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037): его "Канон врачебной науки" был энциклопедическим сводом медицинских знаний.

 

В древнерусском феодальном государстве наряду с монастырской медициной продолжала развиваться народная медицина. Распространенные лечебники содержали ряд рациональных наставлений по лечению болезней и бытовой гигиене, травники (зельники) описывали лекарственные растения.

А мне интересно как они при всем этом еще умудрялися операции делать :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про банщика-цирюльника, поподробней. Что бани были? Я не про южную средиземноморскую Европу, а северную, северо-западную. Не помню, чтобы во Франции, Англии, Германии были бани.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Про банщика-цирюльника, поподробней. Что бани были? Я не про южную средиземноморскую Европу, а северную, северо-западную. Не помню, чтобы во Франции, Англии, Германии были бани.

Ок не вопрос, ща более подробно изложу :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для Тиберия

 

Античная традиция ухода за телом и личной гигиены до некоторой степени сохранялась в раннее Средневековье, прежде всего в Италии и исламской Иберии. По мере распространения христианства утверждалось недоверчиво-подозрительное отношение, предубеждение против обнаженного тела, даже собственного. Общественными банями типа римских терм западное Средневековье не пользовалось, во всяком случае до XIII в., да им попросту и не было места в условиях, когда общественная жизнь резко сократилась. Лишь в некоторых монастырях строились помещения для мытья, как например в Клюнийском, где в XI в. существовала дюжина деревянных клетушек, служивших умывальнями. В богатых домах купались в лоханях.

И все же мы можем говорить о культуре бани в средние века, особенно в XIII-XIV вв., хотя она и не достигла, как в греко-римском античном мире, уровня "особой формы жизни" и отношение к ней, как и положение в обществе в целом, было противоречивым. С XIII в. баня становится модой. В Париже в 1292 г. было по меньшей мере 26 общественных бань. Они были оборудованы парильнями; тут же можно было побриться и помыть голову. Баня была местом встреч, развлечений, приятного времяпрепровождения и вплоть до распространения (с конца XV в.) в Европе сифилиса бани посещали часто, получая от этого большое удовольствие. Свобода нравов посетителей бань, где подчас мужчины мылись

 

вместе с женщинами, способствовала дурной репутации содержателя бани и ее персонала (музыкантов, банщиков и банщиц), которых не без оснований обвиняли в сводничестве. Но как бы то ни было, баня была общественным учреждением, что подтверждалось ее особым правом. К тому же она являлась важным гигиеническим средством и местом, где можно было получить медицинскую помощь. Кстати, дурная репутация бань усугублялась как раз врачебной практикой банщиков-цирюльников. Они занимались хирургией, кровопусканием, вправляли суставы, ампутировали. Именно эта сторона их деятельности сближалась в общественном сознании с "нечистыми" профессиями, связанными с кровью, трупами, больным человеческим телом (такая же печать отверженности лежала на палачах, живодерах, могильщиках). К этому примешивался еще и страх перед черной магией знахарей и бродячих рыночных врачевателей.

Забегая вперед, надо сказать, что с конца XV в. число общественных бань в городах резко сокращается, уменьшается вообще притягательная сила бани как гигиенического средства: "грим и пудра вытесняют мыло". Немалую роль играл, как уже упоминалось, страх перед заражением сифилисом. Бани позднего Средневековья - преимущественно места свиданий для профессиональных и случайных обитательниц улицы. Одновременно, однако, во врачебной практике банщиков (цирюльников) появляется новое направление - лечение "заморской" болезни. Это усиливало, с одной стороны, общественную дискриминацию этой профессиональной группы, а с другой - сознание ее практической важности. Если общественная баня как гигиеническое средство утрачивала свою привлекательность, то авторитет банщика как лекаря-практика, напротив, возрастал. К ним обращались страждущие в первую очередь, к докторам медицины - в крайних случаях. Постепенно профессия банщика превращалась из презираемой в достойную уважения и почета. Это был сложный и долгий процесс, сопровождавшийся повышением требований к профессиональному мастерству лекарей-практиков (срок ученичества до восьми лет, специальный экзамен в присутствии

 

старшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины). Около 1500 г. в Кельне из числа банщиков (цирюльников) был учрежден цех врачей-хирургов. Но общественное сознание с трудом отказывалось от своих предубеждений, и в том же Кельне возможность участвовать в городском управлении, так же как и стать членом некоторых цехов (например, ювелиров) была закрыта для тех, чьи родители занимались врачеванием. Вместе с тем усиливались попытки со стороны высших властей - императора, князей - поднять общественный престиж врачевателей ран и таким образом полевых хирургов, которые были так необходимы. Уже в XVII в. в Баварии при княжеском дворе была учреждена "бадешуле" ("банная школа"), готовившая хирургов и полевых врачей, с середины XIX в. они стали именоваться "земскими" врачами. Так завершилась занявшая не одно столетие линия развития от врачевания как ремесла к врачебной профессиональной общественно-признанной деятельности.

Своеобразное положение в жизни средневекового общества занимали больницы - госпитали. Их функции также далеко выходили за рамки лечебного заведения в современном понимании.

 

Надеюсь я ответил на твой вопрос, но если хочеш то можем продолжить данную тему :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо Савелий любопытство так сказать удовлетворил :preved:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ох уж мне эти историки из Википедии :)

 

Так, ладно, по немногу начнем трактат о медицине. Сразу скажу, что для почитателей мужей с ведрами на голове, в длинных плащах с крестами, проводивших свою жизнь в поисках Грааля, дело обстоит плохо: с медициной дело было хуже чем в Америке, а Обамы не было :057: Дело в том, что в те самые средние века медицинским центром мира была не дремучая Европа, а Халифат. Византийской и арабской медицине мы обязаны сохранением ценного наследия медицины Древнего Мира, которое они обогатили описанием новых симптомов, болезней, лекарственных средств. Большую роль в развитии медицины сыграл уроженец Средней Азии, разносторонний ученый и мыслитель

Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037): его "Канон врачебной науки" был энциклопедическим сводом медицинских знаний.

 

Увы, с мжиками в ведрах дело было совсем плохо. Народы Европы, прежде всего германские племена, опрокинувшие западную Римскую империю практически уничтожили культуру Рима. И сделав это они создали новую эпоху, эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5— 13 вв.), которую обычно характеризуют как период упадка культуры, время господства мракобесия, невежества и суеверий.

 

надо отметить, что единственное, что уцелело в новом мире, это христианство. Оно пришло из старого мира в новый и заняло господствующие позиции, и таким образом единственные "науки", которые имели право быть, это были те знания, которые были угодны католической церкви. Ясен перец, на этом фоне процветали различные мистические представления, заменяющие и вытесняющие рациональное знание.

 

Однако гдде то в конце 8 и начале 9 века все стало несколько лучше, стали появляться города, началось некое развитие цивилизации. В городах стал возрождаться древнеримский институт городских врачей, которые стали называться «городскими физиками».

 

В связи с частыми вспышками эпидемий издаются специальные «регламенты», в которых излагаются обязательные мероприятия против заноса и распространения заразных болезней. Прокаженных, например, которые во множестве появились в Европе уже после первого крестового похода, в города не допускали. У городских ворот ставили привратников для задержания больных проказой. В сельских местностях прокаженных обязывали предупреждать о своем появлении звуками трещотки, рога, колокольчика.

 

Начало развиваться и опытное знание, появились ученые, начали писаться трактаты. Однако, медицина ....Однако в области медицины и медико-санитарного дела Средневековье в целом не внесло ничего нового. Анатомо-физиологические представления Галена, искаженные в духе догматов христианства, считались высшим достижением человеческого разума. При этом вера в непогрешимость древних была столь высока, что даже наглядно наблюдаемые факты, если они противоречили текстам древних, считались «наваждением» и не принимались во

внимание.

 

Далее некий удар по Савелию: нах всех банщиков и цирюльников :130:

 

Определяющую роль в медицине и медико-санитарном деле играла церковь.

 

В 6 в. при западноевропейских монастырях начинают создаваться первые больницы-богадельни: в 6 в.— в Лионе, в 529 г.— в Монте-Кассино, в 651 г.— в Париже, в 794 г.— в Лондоне, около 1000 г.— в Сен-Бернаре. Идея создания стационарных учреждений при монастырях для лечения больных и призрения стариков и инвалидов была заимствована, по-видимому, из Византии. Однако первые монастырские больницы Западной Европы по уровню лечения и ухода за больными существенно уступали больницам Византии и араб. Востока.

Если не считать Салёрно, где ко времени открытия госпиталя имелась корпорация врачей, лечебная помощь в этих больницах оказывали монахи, медицинская подготовка которых была крайне недостаточной. По мнению многих историков медицины, монахи лечили главным образом «постом и молитвой», хотя не исключено, что в монастырских больницах использовались и рациональные средства, почерпнутые из народной медицины и работ античных авторов. При монастырях стали складываться медицинские школы, подготовка в которых, по мнению В. Розанова (1936), первоначально ограничивалась обучением методам оказания первой помощи при ранениях и ухода за ранеными и больными.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Потом продолжу, поехал на тренировку :057:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Потом продолжу, поехал на тренировку :130:

 

:057: Дядя Лэйзи , ща в США поди утро раннее.... Ты вопще нечеловек штоле ?! А поспать там неприкалывает ? Еще и на тренирофку..... Жесть......

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ладно, далее буду чуть более краток. Так вот дело такое: начали появляться университеты. Средниковековой университет дело особое, это были типа автономии внутри системы, у них были свои суды, своя полиция, свои законы. В основном, с самого создания и где то до 15 века они были предназначены для духовенства и, соответственно, задачей студентов медиков было изучение Галена: его учения о целенаправленности всех процессов в организме, о "пневме" и потусторонних силах. Студенты заучивали наизусть то, что говорили профессора, читавшие (вбуквальном смысле этого слова) тексты Галена, Гиппократа, Ибн-Сины и некоторых других авторов и дававшие комментарии к ним (составление комментариев к произведениям авторитетных авторов считалось тогда основной формой научного творчества). Слава и блеск средневекового профессора заключались прежде всего в его начитанности, в умении подтвердить каждое высказанное положение цитатой из авторского источника. Практическому обучению на медицинских факультетах большинства университетов не уделялось серьезного внимания. Анатомия изучалась по учебникам, которые почти не были иллюстрированы.

 

Так что, сами понимаете .....где печень, а где почка....ну если повезло, то хирург угадал :057:

 

В 1490 г. анатом Александр Бенедетти построил в Падуё первый анатомический театр. Вскрытие трупов началось.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Теперь немного копипейста:

 

В 9 в. н. э. Салёрно стал столицей Лангобардского герцогства, а в 1075 г. был завоеван норманнами, и герцог Роберт Гюискар устроил в нем свою

резиденцию. Развитию и процветанию города способствовало его выгодное местоположение: Салёрно широко торговал с Востоком, и торговля эта особенно оживилась со времени 1-го Крестового похода (1096— 1099). Уже в 9 в. в Салёрно существовала корпорация врачей, занимающаяся не только лечением больных, но и обучением врачебному искусству. Возникшая медицинская школа сложилась как школа практического направления.

Лучшее из того, что было создано античной медициной, бережно хранилось и развивалось именно там, в «civitas Hippocratica» («гиппократовой

общине»), как по праву стали называть Салёрно. В отличие от других мед. школ раннего Средневековья, Салернская школа носила светский характер. Как и Салернский госпиталь (основан в 820' г.), являвшийся по существу первой гражданской больницей в Западной Европе, медицинская школа в Салёрно не была основана духовенством и финансировалась за счет средств города и платы за обучение. На преподавателей и учащихся школы не распространялся целибат (обет безбрачия), введенный в отношении всех дипломированных врачей, студентов и профессоров университетов и отмененный лишь в 1452 г. Деканы — приоры школы не имели духовных званий. Более того, в 11—15 вв. в Салёрно учились и даже преподавали женщины (см. Женское медицинское образование).

В истории Салернской школы различают два периода: так называемый греческий период, длившийся от начала существования школы до 12 в., и греко- арабский период — с 13 в. Уже в эпоху раннего Салёрно (9— 11 вв.) там были созданы труды практического характера, такие как «Антидотарий» — книга наиболее употребимых лекарственных средств, применявшихся салернскими врачами. На рубеже 11—12 вв. «Антидотарий» включал всего около 60 рецептов, но в дальнейшем он перерабатывался и расширялся.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну и подводя итоги можно сказать так:

 

В позднее средневековье институт госпиталей окончательно утрачивает свою функцию жертвы Господу, свое "сакральное достоинство", и те

социокультурные феномены, которые можно было бы обозначить современными понятиями "здравоохранение" и "социальная забота", в целом приобретают общественный статус или, точнее, утрачивают свой религиозный характер.

 

Врачевание тоже окончательно становится делом людей светских — профессиональных врачей, получающих теоретическую подготовку на медицинских факультетах университетов, и разного рода лекарей, цирюльников, "бродячих медиков", владеющих не только умением изготавливать всевозможные "чудодейственные" бальзамы и микстуры, но и определенной суммой позитивных знаний и опыта, что позволяет удалить больной зуб, вскрыть нарыв, принять роды, пустить кровь и т. п.

 

Медицина средневековой Европы не была бесплодной. Она накопила большой опыт в области хирургии, распознавания и предупреждения

инфекционных болезней, разработала ряд мер противоэпидемического характера; возникли больничная помощь, формы организации медпомощи в городах, санитарное законодательство и т. д. В результате развития экономики созрели условия для коренных преобразований в сфере идеологии, культуры и естественных наук, начало которым было положено эпохой Возрождения.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Интересно откуда в Средневековье такое увлечение ртутью как лечащим средством?

Отсюда и становится понятным, откуда с таким упорством средневековые врачи считали лечебными средствами то, что считается ныне страшными ядами, типа мышьяка и свинца, и особенно любимая средневековыми эскулапами такая вещь как ртуть, применявшаяся как панацея от всего.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...