Jump to content
Бронеход
Sign in to follow this  
Радуга

Гигиена в Средневековье.

Recommended Posts

Часто прошлое, сведения о котором мы черпаем из «исторических» романов, предстает в розовом свете. Вспомним «Трех мушкетеров». Дамы, кавалеры, честь и любовь, интриги и благородство. Лувр, наконец.

 

Были, правда, во дворце некоторые проблемы. Не совсем дворцовые, но отражающие особенности эпохи. Технология, обеспечивающая сосуществование больших групп людей, еще не была отработана, что и накладывало на быт неприятно пахнущий отпечаток.

 

Я о туалетах. Оказывается, в огромном дворце их не было ни одного. О чем думали архитекторы? О возвышенной красоте, конечно. А природа она и есть природа, чего же о ней думать. Отхожие места устраивать в галантную эпоху еще не считали нужным.

 

По свидетельству очевидца: «В Лувре и вокруг него, внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми - практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же - продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно».

 

Пораженный луврскими реалиями великий Леонардо да Винчи, посетивший Париж по приглашению короля Франсуа I, спешно спроектировал для монарха туалет с водосмывом. Но, как известно, многие идеи гения опередили современность на века. Водный туалет для французского двора - не исключение.

 

Для наших современников это все выглядит дико, но «что естественно»… Средневековый Лувр - не исключение, а только часть целого. Принимать какие-то специфические меры для решения гигиенических проблем просто не умели и жили, как придется.

 

Жители парижских многоэтажек от помоев избавлялись просто - выливали их в окно. А чтобы случайно не окатить сверху зазевавшегося прохожего, придерживались правила: прежде чем вылить помои, горожане трижды громко кричали: «Осторожно, выливаю!»

 

Нельзя сказать, что власти не боролись с явлением. Первый закон, запрещавший выливать содержимое ночных горшков в окно, был принят еще в 1270-м году. Но ведь одних запретов мало, а городской канализации еще не существовало.

 

Под изысканными нарядами аристократы носили шелковое белье. Причина его популярности проста. В скользкой материи не водились паразиты, блохи и вши, им там было не за что уцепиться.

 

О том, что насекомые были проблемой, свидетельствуют образцы хитроумных приспособлений, которые можно встретить даже в Эрмитаже. Речь о блохоловках. Знатные люди заказывали их из драгоценных металлов. Приспособления с приманкой - кусочком меха, пропитанного кровью, закладывали в пышные парики, часто украшавшие бритые наголо головы.

 

С точки зрения современного гигиениста в распространении насекомых не было ничего необычного. Требования гигиены - это порождение более позднего времени. А в средние века даже знатные дамы принимали ванну не чаще пары-тройки раз в году. Знаменитый Король-Солнце, сын Анны Австрийской Людовик XIV, вообще мылся всего два раза в жизни, и то по настойчивым рекомендациям врачей.

 

На таком цивилизованном европейском фоне по меньшей мере странными выглядели некоторые русские обычаи. Людовик XIV даже подсылал ко двору Петра I специальных шпионов, чтобы выяснить, чем именно занимался в уединении светлейший Меньшиков, еженедельно посещавший баню. Короля-Солнце, не дружившего с водой, понять можно. У него не укладывалось в голове, что мыться можно так часто.

 

Впрочем, бани банями, а в целом благоухание улиц российских городов мало чем отличалось от европейских. О «вонючих потоках» у памятника Минину и Пожарскому писали московские газеты еще в 1871 году. Среди всех российских городов и населенных пунктов начала XX века, а было их более тысячи, канализацию имели всего лишь одиннадцать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вырезки из описание средневековой Европы.

 

Средневековье вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья: «Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни - порченым углем и бараньим жиром; не проветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни - жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щелочью, из боен воняла свернувшаяся кровь. Люди воняли потом и нестираной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов - луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника - как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой».

 

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

 

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

И представьте как мужикам в постели спать с девушкой которая мылась всего 2 раза в жизни?????

Share this post


Link to post
Share on other sites

Осторожно, выливаю!

 

блохоловки это хорошо, только как с остальной растительностью на теле..да и таскать на голове рассадник блох, опасно мне кажется

Share this post


Link to post
Share on other sites
Осторожно, выливаю!

Натали, нужно говорить а потом выливать а не наоборот :) :) :034:

По теме я даже представить не могу как они вообще ходили в туалет и наверное не знали про туалетную бумагу...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» - «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

 

В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го(!) века (Manuel de civilite. 1782.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Share this post


Link to post
Share on other sites

Европейские города утопали в нечистотах.

 

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало... Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу.

 

В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски (в Древнем Риме использовали даже мочу из общественных уборных — ее продавали красильщикам шерсти и дубильщикам кожи). То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.

 

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).

 

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах...

 

«Тот, кто освободил бы город от страшной грязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, и они воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него» - писал французский историк Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII». Но таких «освободителей» никак не находилось.

 

С тех пор, как король Франции Филипп-Август в XII веке упал в обморок от невыносимой вони, поднявшейся от проезжавшей мимо дворца телеги, взрыхлившей наслоения уличных нечистот, с антисанитарией в Париже ничего не менялось вплоть до середины XIX века.

 

За отсутствием запрещенных христианством бань цивилизованный и просвещенный Париж плескался в городских фонтанах средь бела дня. Остальные граждане не мылись вовсе.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Натали, нужно говорить а потом выливать а не наоборот :) :) :034:

По теме я даже представить не могу как они вообще ходили в туалет и наверное не знали про туалетную бумагу...

 

 

что это, я все сделала по средневековому этикету)))

Прокороля не верю, не может человек не мывшись..в каком возрасте, гришь он умер?

Share this post


Link to post
Share on other sites
что это, я все сделала по средневековому этикету)))

Прокороля не верю, не может человек не мывшись..в каком возрасте, гришь он умер?

А почему и не может не мыться, у них были свои моральные устои и законы, баней и саун у них не было, они мылись в городских фонтанах а некоторые если не сказать большинство не мылись вовсе, всякое бывало :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вообще всё противоречиво. В одних источниках я нахожу информацию о банях и средствах гигиены, в других, наоборот, купание- грех.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А вообще всё противоречиво. В одних источниках я нахожу информацию о банях и средствах гигиены, в других, наоборот, купание- грех.

В каждой стране было по --своему, я тоже нахожу много инфы но в большинстве случаев склоняются к отсутствию гигиены в целом!

Share this post


Link to post
Share on other sites
В каждой стране было по --своему, я тоже нахожу много инфы но в большинстве случаев склоняются к отсутствию гигиены в целом!

 

 

не представляю, как можно отмыться в фонтане, а кожные заболевания их не пугали, ну да ладно... а что там про рыцарей? Свелий, не нашел никакой информации?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отношения к Чистоте и мытью

 

В правилах этикета 15-го и 16-го века подчеркивалось, что необходимо мыть руки до еды. Каждый должен был вымыть лицо и руки при подъеме с кровати, а так же прополоскать рот.

Georges Duby, в статье Истории Частной Жизни, сообщает:

"... Среди господствующих классов чистоту очень ценили. Никакой формальный обед (то есть никакой обед, данный в большом зале с большой толпой гостей) не начинался, пока гостям не были предложены кувшины для дообеденного омоновения.

Горячая ванна была обязательной прелюдией к любовным играм, описанным в fabliaux.

Купание и уход за телом были расценены моралистами подозрительными, большей частью потому, что они обнажали тела. Купание считалось прелюдией для греха. <…> [Общественные ванны] подозревались, потому что они были слишком общественны; не было ничего лучше, чем вымыть свое тело в уединении у себя дома. " (p. 525)

В то время как смешанному купанию препятствовала Церковь, есть данные, что в банях проводились обеды и свадебные банкеты, соединяемые с принятием ванны. И безусловно, что изображения пар, моющихся в ванне, предполагают, что это была не столько социальная, сколько сексуальная деятельность.

Другой вопрос, как часто люди купались.

Shahan говорит, " В издании Janssen's History of the German People есть множество деталей относительно популярности использования ванн в Германии. Люди купались по несколько раз каждый день; некоторые тратили целые дни внутри. С 20-ого мая по 9-е июня 1511, Lucas Rem купался сто двадцать семь раз, как мы можем вычислить по его дневнику " (p. 291-292).

 

Magdalena z Wroclawia из Slavic Interest Group сообщает " В моем городе был закон (в XIII-XVвека) в котором говорилось, что каждый гражданин должен посетить общественную баню один раз в неделю. Если кто-то не хотел следовать этому закону, он был заключен в ' башню ' или платил штраф " [цит.]. С другой стороны, другие авторы предполагают, что некоторые люди жили недели, месяцы и годы без мытья. Douglas Biow предполагает, что внимание к чистоте в Италии возросло в период Ренессанса, в ответ на вспышки чумы.

 

Частные ванны

Средневековые жители любили принимать ванны больше, чем мы могли бы ожидать, однако, не всегда этот процесс был легким.

Ванна представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Лорды часто нанимали человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства. Этот человек зачастую путешествовал с семьей. В некоторых замках были специально встроенные ванны. В Замке Лидса, в 1291, была создана ниша 23 на 17 футов, выложенная камнем, в которую вмещалось до 4 футов воды, налитой из озера, окружавшего замок. Там же была полочка для ванных принадлежностей, альков для ванны и комната для переодеваний, располагавшаяся прямо над ванной. Редко, но все же встречаются замковые ванны, где по трубам пускали горячую и холодную воду. А некоторые лорды обзаводились ковриками для ванной, чтобы защитить ноги от холода.

Умывальником служил таз, где отстаивалась вода, или каменная чаша, встроенная в стену. Она использовалась для мытья рук перед и после приема пищи. Некоторые умывальники были декоративно украшены и имели выходные отверстия в форме голов животных. Примеры замков с умывальниками - Goodrich и Conisbrough в Англии.

Общественные бани

Уже в середине 1200-ых многие города имели собственные общественные бани. Воду грели на огне, но это приводило к появлению двух проблем. Во-первых, вышедший из-под контроля огонь мог истребить несколько кварталов. Во-вторых, численность лесов стала уменьшатся, дрова подорожали, и повышающиеся затраты на нагревание воды вынудили большинство бань закрыться. Некоторые бани пробовали жечь вместо дерева уголь, но его пары оказались вредными для здоровья.

К середине 1300-ых, только самый богатый мог позволять себе зимой дрова для нагревания воды. Остальная часть населения была вынуждена большинство времени ходить грязными. Зачастую в качестве ванны использовались бочки, где все семейство мылось в одной и той же воде.

Наиболее предпочитаемым способом мытья в бане – была парилка. Основные способы её организации были одинаковыми в большинстве стран Северной и Восточной Европы: сначала нагревались камни или печи в замкнутом пространстве. На камни лилась вода для создания пара. И люди сидели на скамьях возле этих камней обнаженными. Во время посещения парилки рекомендовалось хлестать себя связками листьев, чтобы усилить кровообращение.

 

Банщики нанимали специальных глашатаев. Которые возвещали народу о том, что вода в бане нагрета: "Глашатай патрулировал улицы Парижа 13-го столетия, чтобы позвать людей к нагретым паровым ваннам и баням. Этих учреждений уже насчитывалось двадцать шесть в 1292 [Riolan, Curieuses Recherches, p. 219].

Ванны принимались в комнате, часто отдельной. Паровая ванна не обязательно подразумевала погружение. Например, в шести ваннах в Saint-Vivien в 1380 было три кровати и сиденья. [C. de Beaurepaire, Noveaux Melanges historiques, Париж, 1904, p. 94]...

Обстановка бани в пятнадцатом столетии на миниатюре Valerius Maximus включала в себя роскошные скатерти, картины на стенах и плиточный пол. [Valerius Maxiumus, 'Faits et Dits memorables' fifteenth cneutry) Paris, BN, ms.fr., 289; fol 414]... "

-- Vigarello, Georges, Concepts of Cleanliness, p. 21-22

Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье».

 

Чаще всего купальщики были голы; в большинстве случаев на них надеты только головные уборы, хотя иногда и набедренные повязки. Poggio Bracciolini в 1416 говорит относительно купальщиков в ваннах Baden " мужчины носят только кожаный передник, а женщины - льняные рубашки до колен, столь вырезанные с обеих сторон, что они оставляют раскрытую шею, грудь, руки и плечи. " Uglino da Montecatini написал, что на курорте Pisan Bagno Acqua (приблизительно 1400), " женщины на протяжении лечения - прилично одеты и многие мужчины прикрыты тонким и светлыми одеяниями. " Иллюстрации показывают, что даже в частных ваннах, и мужчины и женщины носили головные уборы, чтобы не навредить здоровью, а женщины носят все их драгоценные камни; «Вы могли бы подумать, что они шли не в ванны, а на фешенебельную свадьбу» (Pognio, цитируемый Mack)

 

В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Монастырские ванны, которые часто имели отдельные кабинки, а люди в них, предполагалось, должны купаться в холодной воде и не более, чем один раз в неделю. Это должно было оградить монахов от получения чувственного удовольствия от купания.

Некоторые монастыри имели фонтаны для мытья рук (иногда называемые ' умывальник'), вода откуда вытекала текла из нескольких отверстий в круглый бассейн.

 

Есть множество иллюстраций, изображающих группы людей или отдельных личностей, купающимися в фонтанах и. Трудно определить, являются ли они артистическими фантазиями или показателем обычной практики. Однако нам известно, что в фонтанах мыли одежду, охлаждали вино и использовали для других хозяйственных целей.

 

Добавки для Ванн

 

Травы

 

"Если ваш господин желает купаться и мыться, повесьте вокруг потолка цветы и сладкие зеленые травы. Наполните бассейн водой с горячими свежими травами, и вымойте его тело мягкой губкой, ополосните его изрядным количеством теплой розовой воды; после этого позвольте ему лечь спать; но смотрите, чтобы кровать была мягкой и хорошей."

Как мудрый человек учил своего сына Lambeth 853, fol. 186

Манускрипт Lambeth предлагает использовать для ванны алтей, просвирник, постенницу лекарственную, коричневый сладкий укроп, бузину, зверобой, горечавку, подорожник (plantain?), ромашку, сельдерей (дикий сельдерей), веронику ключевую, скабиозу, воловик, дикий лен, листья ракиты и зеленые овсяные зерна.

Hildegarde Bingen предлагает смеси трав, для освежения головы в сауне, и для полива камней сауны, для нанесения на тело и/или в питье в сауне, для купания в них:

"Влейте воду, в которой варились овсяные зерна, на горячие камни. Если делать это часто, это восстановит здоровье." (p. 12)

"Тот, кто страдает от каменной болезни, должен взять петрушку и добавлять третью часть камнеломки. Отварить это в вине, процедить через ткань и пить в сауне. Также он должен отварить петрушку с третьей частью камнеломки в воде и поливать этой водой горячие камни в той же самой сауне." (p. 42)

"Дикий салат ... гасит страсть в человеке. Мужчина, испытывающий постоянное необузданное желание в половых органах, должен отварить дикий салат в воде и поливать себя .той водой в сауне. Он должен также разместить теплый, отваренный салат вокруг своих половых органов, ещё находясь в сауне... Если матка женщины раздувается с желанием не поддающимся контролю, она должна принимать ванну с диким салатом. Сидя в сауне, она должна лить воду, в которой был отварен дикий салат, по горячим камням. Она должна разместить теплый, отваренный салат у своего чрева ..." (p. 49)

"Женщина, испытывающая сильные боли при месячных, должна взять пижму и столько же по весу пиретрума девичьего, и немного большее количество коровняка. Она должна отварить их в воде, взятой из свободно текущего плавного потока, умащенного солнцем и воздухом. Тогда она должна поместить камни в огонь и сделать сауну с вышеописанной водой и травами. Она должна положить теплые травы на скамью и сесть сверху. Если они остыли, их нужно нагреть в той же самой воде. Это необходимо проделывать на протяжении всего времени, пока она находится в сауне, и ее кожа и тело, также как ее матка, смягчится экстрактами этих трав, и поры её откроются." (p. 58)

В Banckes' herbal (1525) предлагалось использовать душицу (майоран/орегано) в ванне для улучшения состояния кожи при заболевании чесоткой.

William Langham's Garden of Health ( (1579) предлагает розмарин: ' Доведите до кипения много розмарина и купайтесь в нем. Он сделает Вас крепким, живым, радостным, наслаждающимся и молодым '.

Le Menagier de Paris (в переводе Tania Bayard), говорит:

Сделайте воду для мытья рук за столом: вскипятите шалфей, затем процедите воду и охладите её, пока она не станет чуть теплой. Или используйте ромашку, майоран или розмарин вскипятив их с кожурой апельсина. Лавровые листья тоже хороши.

 

Масла

 

Масла, добавленные в ванну или применяющиеся после купания, упомянуты (часто с нехваткой конкретности) во многих текстах, включая Trotula.

Умащение Маслом до и после ванны было стандартной практикой в Римские времена, и не неблагоразумно думать, что практика не сохранилась в Средневековье.

Предписание Francis Bacon's для ванны:

"Сначала, перед купанием, натрите и намажьте тело маслами, бальзамами, и мазями, которые при воздействии ванны увлажняют и впитываются в кожу, но не каких спиртовых вод. Сидите 2 часа в Ванне, завернутые в ткани". (Цитата Classen, Howes и Synnott)

 

Мыло

 

Не понятно, когда мыло вошло в широкое использование.

Согласно Британской энциклопедии

"Мыло было известно в течение по крайней мере 2,300 лет. Согласно Плинию Старшему Phoenicians готовил его из козлиного жира и пепла в 600 веке до РХ и иногда использовал его для бартера с Галлией.

Греческий врач Гален упоминает мыло как лекарство и как средство очистки тела. В Европе, производство мыла в Средневековье сосредоточилось сначала в Марселе, позже в Генуе, затем в Венеции".

Мыло в тот период производилось из смеси жиров и пепла, хотя часто вместо животных жиров использовалось оливковое масло. Мыло - одно из тех изделий, что производилось в гильдиях, чей рецепт не афишировался.

Пахнущие мыла для лица и рук, приготовленные смешиванием мыла с ароматными эссенциями, появляются в 16-ом веке.

 

Испанский Manual de Mugeres 16-го века (перевод Karen Larsdatter) предлагает некоторые рецепты мыла:

Мыло для лица.

 

Две унции белого мыла, ошпарить в кипящей воде и процедить через ткань; кварту мастики, с половиной кварты смолы полыни, кварту sodium tetraborate и одну унцию белого сахара. Размелите все и пропустите через решето, смешайте их с мылом и поместите в формочки. Добавьте в каждый кусочек каплю ros de bota.

 

Мыло для рук.

 

Одна унция семян тыквы, одна унция очищенных семян дыни и унция семян редьки. Смешайте все вместе с двумя унциями кипрского мыла и делайте из этого пюре с медом. Придайте форму шаров.

Мыло для рук.

 

Возьмите фунт перетертого Valencian мыла и положите его, закрепив толстой тканью. Поместите его в горшок с кипящей водой и варите, пока оно не станет синим. И в то время как мыло варится, возьмите небольшую чашку мыла, небольшую чашку меда, столько же желчи коровы, пол чашки сока лилии, и небольшую чашку уксуса. Поместите все это в горшок и поварите вместе, пока смесь не загустела. А если Вы хотите сделать из смеси небольшие шары, позволять ей вариться пока она не затвердела.

 

Специальная вода

 

В то время как люди редко наполняли их ванны минеральной или святой водой, купание или мытьё в воде из минеральных или горячих источников, или из святых источников все же практиковалось; питьевая вода из минеральных источников тоже была известна. Минеральная промышленность ни в коем случае не была столь же активна, как это было в 18-ых и начале 19-ых столетиях, но места типа Bath в Англии получали свою долю туристов. Публикации 16-ого столетия в Англии предлагают путеводители по множеству минеральных водных курортов.

Средневековая уборная

 

Однако не так солнечно обстояли дела с туалетами. Даже самый большой замок не имел привычных нам туалетных удобств. Обычно отхожее место или уборная была встроена в стену замка, нависая над землей или находилась ниже уровня воды. Некоторые уборные имели деревянные сиденья, но большинство было просто вырезано из камня. Это было весьма неудобно, особенно зимой! Мало этого, только некоторые туалетные комнаты отделялись дверью, большая же их часть оставались открытыми. В качестве туалетной бумаги использовалась солома. В некоторые спускные желоба были помещены железные брусья, чтобы препятствовать входу через них солдатам нападавших армий.

И уже в те времена пользовались популярностью комнатные горшки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Блохи

 

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки, которые использовали что бы не повредить то сложное сооружение на голове именуемое париком. Из париков этими палочками блох и вычесывали. Со вшами было бороться сложней. Французские красавицы и элегантные франты в своих роскошных париках носили сделанные из золота хитроумные приспособления - для ловли тех же блох. В блохоловки (есть и в Эрмитаже), клали кусочек шерсти или меха, политый кровью. Во Франции роль блохоловки играла миниатюрная вилочка с подвижными зубцами-усиками, которую светские модницы носили на шее. Блошиные ловушки не очень надежно защищали своих хозяев от надоедливых паразитов, зато дамы той эпохи придумали способ, как использовать блох в искусстве флирта. Вскрикивая от мнимых и настоящих блошиных укусов, они приглашали тем самым кавалеров к поискам зловредного насекомого. В ту пору самой эротической забавой мужчин считалось поймать блоху на любимой.

 

Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы чтобы не разводить «зоопарк» носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится... ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

 

Большое распространение приобрел «блошиный мех» - носимый на руке или возле шеи кусочек меха, куда, по мысли средневековых дам, должны были собираться блохи, и откуда их можно потом вытрясти куда-нибудь на землю. Лучший подарок возлюбленным и супругам - чучела пушных зверей для этих же целей. Чучела были инкрустированы драгоценными камнями. На картинах вроде «Дама с горностаем» (только это не горностай, а белый хорек - фуро) или «Королева Елизавета I с горностаем», как раз и изображены чучела или зверьки, используемые как блошиный мех. Их носили с собой, как позднее дамы носили декоративных собачек. Кроме собачек еще держали ласк, как раз для ловли блох. Начиная с XVI века, куницы, хорьки, горностаи и крохотные собачки служили своим хозяйкам живыми блохоловками, защищавшими их от надоедливых насекомых. У мелкого зверя температура тела выше, чем у человека и он в отличие от дамы ловит блох все время и зубами. Наконец те же собачки, водимые под юбкой...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Информацию пока не искала, но помню, что во время трапезы руки вытирались о шерсть бегающих под столом собак. Если не было собак, то о собственные волосы и одежду. Болезни распространялись быстро. Были свои больницы. Но большей частью пациенты вылечивались благодаря тому, что там соблюдалась некая гигиена, менялась одежда.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Информацию пока не искала, но помню, что во время трапезы руки вытирались о шерсть бегающих под столом собак. Если не было собак, то о собственные волосы и одежду. Болезни распространялись быстро. Были свои больницы. Но большей частью пациенты вылечивались благодаря тому, что там соблюдалась некая гигиена, менялась одежда.

Инфекций было много в то время, да и кишечных заболеваний думаю было немало с таким поведением у них :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Про источники не знаю,а на экскурсии по Парижу всегда показывают общественную баню построенную по подобию римских.И датировка примерно до правления Людовика XIV.

При посещении замка Марксбург на Рейне я обратил внимание на одну деталь на фасаде.Когда мы были на верху оказалось что это туалет который находился в пиршественной зале.Он кстати был таким чуланчиком,дверкой незаметной между гобеленов.Поэтому не надо воспринимать источники всяких идиотов за правило.Да не описывались правила гигиены,но они были.

Цитат не приведу.я не гуглист,но помню что читал в книгах про старину "с наслаждением бросился в водоём,смыл грязь и пот...".

Я псевдоисториков много вариантов полить помоями лишь бы привлечь внимание к своему графоманству.

Есть ещё такая серия "Анжелика"авторы Анн и Серж Голон.Там часто приводятся эпизоды купания и в романах Дюма есть эпизоды омовения.

Чушь полная в выше приведённых постах,кроме вони на улицах.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Про источники не знаю,а на экскурсии по Парижу всегда показывают общественную баню построенную по подобию римских.И датировка примерно до правления Людовика XIV.

При посещении замка Марксбург на Рейне я обратил внимание на одну деталь на фасаде.Когда мы были на верху оказалось что это туалет который находился в пиршественной зале.Он кстати был таким чуланчиком,дверкой незаметной между гобеленов.Поэтому не надо воспринимать источники всяких идиотов за правило.Да не описывались правила гигиены,но они были.

Цитат не приведу.я не гуглист,но помню что читал в книгах про старину "с наслаждением бросился в водоём,смыл грязь и пот...".

Я псевдоисториков много вариантов полить помоями лишь бы привлечь внимание к своему графоманству.

Есть ещё такая серия "Анжелика"авторы Анн и Серж Голон.Там часто приводятся эпизоды купания и в романах Дюма есть эпизоды омовения.

Чушь полная в выше приведённых постах,кроме вони на улицах.

Браныч, дыма без огня не бывает и всякое могло происходить в те времена...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Современные женщины очень любят сетовать на то, что среди наших мужчин перевелись настоящие рыцари в блестящих доспехах, благородные сеньоры в широкополых шляпах, кавалеры, раскланивающиеся и расшаркивающиеся на каждом шагу, которые считали женщину высшим существом, охраняли и оберегали ее. И совершали во имя своей прекрасной дамы геройские подвиги, спасая оную от всевозможных драконов, людоедов и других нехороших существ.

 

«Рыцари перевелись!» - горестно восклицают они и вспоминают о невнимательности, черствости, грубости и прочих неприятных чертах современных мужчин, которые сами порой требуют защиты, опеки и неустанного женского руководства.

 

«Ах, вернуть бы старые времена, насладиться бы сладкими плодами поклонения женщине!» - мечтательно смотрят женщины в туманную даль веков и ищут там утешение своим несбыточным мечтаниям.

 

А впрочем, не посодействовать ли им, и не отправиться ли и нам вослед за их легкокрылой мыслью, чтоб увидеть своими глазами героев сладких девичьих грез?

 

Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв:

 

средний рост его редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все), порой проказой и сифилисом. От сифилиса к тому же выпадали волосы, и многие рыцари были блестящи и гладки, как морские валуны, отшлифованные водой. Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи (бань в средневековой Европе, как известно, не было, а мылись рыцари не чаще, чем три раза в год). Иногда только под дождем, не снимая одежды.

 

В эпоху разгула святой инквизиции, которая, кроме всего прочего, наложила табу и на омовение тела, считая это страшным грехом, годами не мылся никто. Ни благородные сеньоры, которые воняли как дикие звери. Ни прекрасные дамы, в немытых, но обильно посыпанных мукой высоких прическах которых порой мышки делали норки. Одежда их лоснилась от грязи, тела были покрыты язвами и гнойниками.

 

Святые отцы утверждали, что мытье опасно для здоровья тела и души, ибо удаляет с человека вместе с грязью остатки святости, которую он получил при крещении, первый и порой единственный раз, окунувшись нагишом в святую купель. Многие полагали, что вода сквозь поры может проникнуть внутрь тела и «затопить» его. Женщины не мылись, потому что боялись, что это приведет к бесплодию. Мужчины – потому что это ослабит их силы.

 

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Король Филипп II умер от чесотки. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

 

И даже если омовение случалось, то после этого рекомендовался в течение нескольких дней строгий постельный режим и четкое соблюдение врачебных инструкций. Потому что вода считалась переносчиком болезней.

 

Сохранилась записка известного ловеласа, короля Генриха Наваррского своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

 

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто.

 

Английская королева Елизавета слыла чистюлей потому, что вопреки всеобщим традициям, мылась каждый месяц! Какая смелость!

 

Представляете себе, как «благоухал» двор, если во дворцах, замках и домах знатных синьоров не было ни одного туалета. И свои физиологические потребности придворные справляли прямо на улице, в саду, на балу. Благо, платья у дам были необъемно широки, а кальсоны у кавалеров имели массу складок.

 

Духи, стойкие ароматические масла и порошки пришли к нам из тех времен. И применялись они исключительно для того, чтоб перебить смрад, который издавали потные, грязные, давно не мытые тела и экскременты, разместившиеся по всем углам.

 

А, как вам такая романтическая картинка из далекого средневековья – эпохи рыцарей и кавалеров? Вас еще не стошнило?

 

«В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни - скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни - грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло серой, из дубилен - едкими щелочами, со скотобоен - выпущенной кровью. Люди воняли потом и нестираным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов - луковым соком, а из тела, когда они старели, начинали пахнуть старым сыром, и кислым молоком, и болезненными опухолями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жены мастеров, воняло все дворянское сословие, вонял даже сам король - он вонял, как хищный зверь, а королева - как старая коза, зимой и летом», - вот так подчеркнуто натуралистично пишет об этом Зюзкинд в своем «Парфюмере».

 

Ничем особенным не отличались от вельмож и рыцари, многие из которых принадлежали к дворянскому роду, разве что они были еще грязнее и вонючее.

 

«Изо рта рыцаря так сильно пахло, - пишет Илья РАЙХЕР в статье «Мифы и реальность», - что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком - для дезинфекции.

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял… прямо в латы. Кроме того, на солнцепеке в латах ему было невыносимо жарко… Но снимать свою броню во время боевого похода бесстрашный рыцарь не рисковал – в смутные времена средневековья было полно киллеров. Лишь в исключительных случаях, когда вонь из-под рыцарских лат становилась невыносимой и под лучами полуденного солнца они раскалялись так, что терпеть уже не было мочи, благородный рыцарь орал слуге, чтобы тот вылил на него сверху несколько ушатов холодной воды. На этом вся рыцарская гигиена заканчивалась».

 

Что касается пресловутого рыцарского отношения к женщинам, то здесь как раз романтизмом и не пахло. Рыцари были необразованны, грубы и неотесанны. Испытывали затруднения в выражении мысли И говорили с трудом еще и потому, что в условиях отсутствия гигиены полости рта очень быстро лишались большинства своих зубов и шепелявили совсем как Кирпич в исполнении С. Садальского в фильме «Место встречи изменить нельзя».

 

По большей части средневековые рыцари промышляли тем, что грабили и насиловали на больших дорогах. И наводили страх на всю округу своим тяжелым нравом и жестокостью.

 

Рыцари абсолютно не умели себя вести в обществе, за столом, например, сморкались прямо на пол, плевались, сморкались в скатерть, ковыряли ножом в зубах и при этом никак не сдерживали естественных воздушных метеоризмов своего желудка. Ели они в основном с ножа или руками, облизывали их, вытирали об одежду, раскидывали вокруг кости, пили до беспамятства.

 

Женщинам во времена рыцарей жилось весьма несладко. Особенно доставалось простолюдинкам. Оказывается, в рыцарской среде было принято во время походов насиловать молодых деревенских девственниц, и чем больше таких «подвигов» совершал странствующий рыцарь – тем больше его уважали.

 

Никакого трепетного отношения к женской чести у рыцарей не было и в помине. Напротив, к дамам средневековые рыцари относились, по нынешним меркам, весьма грубо, абсолютно не считаясь с их мнением и пожеланиями.

 

Представления о защите женской чести у рыцарей тоже были весьма специфичными: по понятиям того времени каждый рыцарь считал, что его собственные честь и достоинство оскорблены, если женщина принадлежит другому рыцарю. Отбить ее у собрата по мечу каждый рыцарь считал своим долгом. С этой целью он либо сразу бросался в бой, либо, побеждал конкурента на ближайшем рыцарском турнире. Причем мнения той, из-за которой разгоралась драка, никто не спрашивал – дама автоматически доставалась тому, кто побеждал в рыцарской разборке. Хотела она этого или нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мда, впечетлила если честно, немного нового узнал для себя в целом и понял одно-я бы не хотел жить в те времена... :) :) :034:

Share this post


Link to post
Share on other sites

не могу ниче утверждать/в те времена не жила/была на экскурсии в замке,Камень с гербом над аркой ворот указывает 1692-й год

дык и там ванная комната и туалет /правда срали как я поняла, в речку все уходило

Share this post


Link to post
Share on other sites

...Ооооооо!!!!, я наверно должна багодарить бога, что я родилась в XX веке...... Ибо мытся каждый день - это счастье.......

Share this post


Link to post
Share on other sites
...Ооооооо!!!!, я наверно должна багодарить бога, что я родилась в XX веке...... Ибо мытся каждый день - это счастье.......

Я не представляю как они в постели с такими девушками ложились...нос закрывали что ли? :) :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мда, впечетлила если честно, немного нового узнал для себя в целом и понял одно-я бы не хотел жить в те времена... :) :) :034:

Закрывай раздел! :035::):044:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я не представляю как они в постели с такими девушками ложились...нос закрывали что ли? :) :)

Так они сами были не лучше. Снюхались. :034:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Но зато, благодаря такой французской гигиене появился французский парфюм.. запахи надо было как то улучшать..

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...