Jump to content
Бронеход
Sign in to follow this  
студент

Римляне после падения Рима

Recommended Posts

Народ, а знает кто-нибудь, как складывались отношения между бывшими римскими гражданами и варварами, заселившими территорию бывшей Западной Римской Империи? Судя по тому, что языки варваров подверглись очень сильному влиянию латыни, эти отношения имели место быть. Но что они из себя представляли?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тиберий в деревне, а это вопрос к нему. Вкратце дело обстояло так: после реформистской деятельности Диоклетиана, единая Римская Империя распалась ан Западную и Восточную. Они пару раз объединялись под Константином и, кажется, Юлианом. Феодосий 1 был официально последним римским императором, который правил обоими империями, и после его смерти где то в 390 году (плюс/минус пару лет, не помню), Великий Рим окончательно развалился на греческую и римскую империи.

 

История Рима после этого плачевна, через примерно 800 лет после первого взятия РИма варварами его опять покоряют вестготы. Потом его берут какие то африканские племена. В империи устанавливается власть германцев и сам Рим держится только за счет использования германцев против германцев. Разделяй и властвуй в действии. Некий Теодорикс, например, помогает Риму отразить набег Аттилы. Однако все подошло к концу, Рим пал и в 480 году после смерти Юлия Непота империя официально перестала существовать. Некоторые считают что падением римской империи является отречение Ромула Августа от престола на пару лет пораньше.

 

На этом всё, Рим пал под ударами двух врагов: германцев и христианства. После падения Рима в 5 веке начинается новый период истории, который называется "средние века".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, сам термин "средневековье" был впервые употреблен в 1483 году неким Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи».

Share this post


Link to post
Share on other sites
Тиберий в деревне, а это вопрос к нему. Вкратце дело обстояло так: после реформистской деятельности Диоклетиана, единая Римская Империя распалась ан Западную и Восточную. Они пару раз объединялись под Константином и, кажется, Юлианом. Феодосий 1 был официально последним римским императором, который правил обоими империями, и после его смерти где то в 390 году (плюс/минус пару лет, не помню), Великий Рим окончательно развалился на греческую и римскую империи.

 

История Рима после этого плачевна, через примерно 800 лет после первого взятия РИма варварами его опять покоряют вестготы. Потом его берут какие то африканские племена. В империи устанавливается власть германцев и сам Рим держится только за счет использования германцев против германцев. Разделяй и властвуй в действии. Некий Теодорикс, например, помогает Риму отразить набег Аттилы. Однако все подошло к концу, Рим пал и в 480 году после смерти Юлия Непота империя официально перестала существовать. Некоторые считают что падением римской империи является отречение Ромула Августа от престола на пару лет пораньше.

 

На этом всё, Рим пал под ударами двух врагов: германцев и христианства. После падения Рима в 5 веке начинается новый период истории, который называется "средние века".

 

Спасибо, но это не совсем то, о чем я спрашивал ) После падения Западной Римской Империи в 476 году к власти в Италии приходит предводитель одного из Германских племен Одоакр, потом его сменят готы. Однако вместе с падением Рима его население ведь не улетучилось? Вот и возник вопрос, как уживались граждане бывшей империи с завоевателями. Пока нарыл то, что продолжал свою работу сенат и вообще администрацией ведали римляне. Позднее, когда пришли готы с римлянами у них тоже было не все гладко.

 

Всё, по-видимому, способствовало славе Теодориха и сулило его царству долгое будущее. Но под этой блестящей оболочкой крылись источники внутреннего разложения. Настоящего единства между готами и римлянами не было. Исключительные военные права первых давали в руки вооруженному германскому племени преимущества материальной силы, которые, при варварских их нравах, вызывали частые столкновения между ними и италийцами. Вследствие этого обострялось сознание культурных и религиозных различий и поднималась расовая вражда.

 

Старо-аристократическая магнатская партия подняла голову. Сенат сделался органом оппозиции. Открыт (или заподозрен) был заговор в пользу воссоединения с Восточной империей. Дело в том, что некий Альбин — в обход короля — написал, видимо самому императору письмо, посвящённое вопросу амальского наследования. Это письмо перехватила враждебная партия и доставила в Равенну. Тогда Теодорих велел созвать консисторий — высший суд, ведавший римскими делами. Боэций, член коллегии, пытался оправдать Альбина. Однако Циприан настаивал на обвинении в государственной измене. Неудачная реакция Боэция хорошо известна: «Обвинение Циприана ложно; если Альбин что-то сделал, то виновники — я и весь сенат». Таким образом, Боэций не смог спасти своих друзей, а сам был втянут в это дело и арестован. С осени 523 г. Боэций находился в заключении в Павии, где появилось на свет его знаменитое «Утешение философией». Однако сочувствия короля Боэций не получил. Летом 524 г. Боэций был приговорен к смертной казни с конфискацией имущества, но умер он под пытками. В Константинополе действия Теодориха расценили как преследование католиков и ответили соответствующими карательными действиями против ариан. В 525 г. председателя сената Симмаха постигла та же судьба, что и его зятя Боэция.

 

Мавзолей Теодориха в Равенне

 

Теперь Теодорих силой обязал папу Иоанна I стать послом и направил его к императору. Таким образом, осенью 525 г. в Константинополь прибыло множество как духовных, так и светских италийских сановников. Их задача там, по сути дела, состояла в том, чтобы добиться благосклонности императора. Результаты миссии, с точки зрения Теодориха, были ужасающими. Папа и его свита остались долее ожидаемого и необходимого в Константинополе, где их приняли с большими почестями и где они со своей стороны оказывали таковые. Иоанн I лично провёл праздничную коронацию императора по случаю Пасхи. Вернувшись в Равенну, большая часть посольства, в том числе и папа, угодила в тюрьму, где 18 мая 526 г. Иоанн I умер. Хотя Теодориху удалось провести в папы своего кандидата, но всё уже предвещало бурю.

 

Правительственный террор ещё более подчеркнул общественный разлад между готами и римлянами. Когда 30 августа 526 г. престарелый Теодорих скончался — как и Арий, от дизентерии, — большинство католиков были убеждены, что бывший повелитель готов отправился прямо в ад. Теодорих был погребён около Равенны; над его гробом его дочерью Амаласунтой был возведён роскошный мавзолей, в виде круглого здания на шестиугольном фундаменте, покрытого одним громадным камнем 11 м в диаметре. Позже кости короля-арианина были выброшены, а памятник его переделан в церковь.

 

Готов начала выбивать Византия. Римляне встречали войска Восточной Римской Империи с распростертыми объятиями, однако потом из-за непомерных налогов, введенных Константинополем снова искали защиты у варваров. Очень хочется знать, есть ли какие труды, исследующие отношения римлян с завоевателями.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дам потом, помню приблиоженные названия, надо поискать точные.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я не профи-историк, и уж совершенно точно слабо знаю историю Древнего Рима.

 

Однако есть у меня вопрос строго по теме: при беглом знакомстве с историей возникает вопрос, уже заданный студентом, и следом за ним - мой вопрос; пояему, собственно говоря, при изучении истории возникает постоянное и стойкое ощущение того, что человечество периодически словно исчезало с лица земли?

История Древней Греции и Древнего Рима описаны очень подробно, сохранились письменные источники тех времен. А потом, примерно с 500 г.н.э. вся письменность исчезает и хомо сапиенс выныривает из темноты уже примерно в 1000 году. Я ошибаюсь?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так, ну сначала о вопросе Студента.

 

Говорить о взаимоотношениях римлян с варварами особенно не берусь, тут моих дилетантских знаний периода не хватит, однако наверное смогу оветить на вопрос о том, почему осталось много римского в постримский период и до наших дней. Великий Тацит в свое время посвятил много времени изучению и описанию германцев. Из его описани и многих других источников можно сказать, что после того, ак в середине 1 ого века Цезарь покорил германцев, на берегу Рейна вокруг укреплений начали расти типично римские города. Германцы на востоке, которые находились под властью Рима, не особенно то и противились, и Рим спокойно правил Впоследствии, когда германцы начали образовывать свои собственные правления, они переняли многие римские обычаи. Среди них в сфере государственного устройства, прежде всего, римское право, которое тогда ещё широко использовалось. Германские монархи взяли его за образец при разработке собственного германского, в частности - франкского права. Самый известный пример такого рода - "Лекс салика", то есть "Салический закон" или "Салическая правда.

 

И вот Великий Рим падает. Казалось бы со временем, без постоянного влияния Риам, все это должно исчезнуть. Ан нет, одна из двух сил, разваливших империю, как раз и оказалась носительнецей и охранником римского наследия. После падения Западной Римской империи в роли хранительницы римских традиций и античной культуры выступает католическая церковь. Особое внимание духовенство проявляет к галльско-романскому населению бывших римских провинций, оказавшихся теперь под властью франков. Таким образом, низы во Франкском государстве исповедуют католицизм, тогда как правители-германцы принадлежат к другой ветви христианства: они - ариане, а значит, по мнению католиков, еретики. В результате романская часть населения считает их чужаками. О внутреннем единстве новой державы не может быть и речи.

 

Моя повелительница - королева Клотильда - долгое время не могла склонить своего супруга Хлодвига принять крещение. Сколько ни уговаривала она короля перейти в католическую веру - всё было тщетно. Случилось, однако, так, что франки начали войну с алеманами. Враг был настолько силён, что дружина Хлодвига оказалась на грани гибели. Тогда король воззвал к Богу и пообещал принять крещение. После того, как Хлодвиг вернулся с победой, он позволил Клотильде окрестить себя. Обряд был совершён архиепископом Ремигием в Рождество 498-го года в соборе города Реймса. Его слова до сих пор звучат у меня в ушах: "Склони голову, франк, - молвил Ремигий. - Отныне поклоняйся тому, что ты сжигал и сжигай то, чему поклонялся". Так Хлодвиг стал первым германским королём, принявшим католичество.

 

Католицизм начинает победное шествие по Франкскому государству. Кроме того, крещение Хлодвига имеет большое значение и для сохранения внутреннего мира в его державе: франкский король принимает католическую веру своих романских подданных.

Share this post


Link to post
Share on other sites
История Древней Греции и Древнего Рима описаны очень подробно, сохранились письменные источники тех времен. А потом, примерно с 500 г.н.э. вся письменность исчезает и хомо сапиенс выныривает из темноты уже примерно в 1000 году. Я ошибаюсь?

 

Я не думаю, что это так. История с 5 века это история германцев, история создания Германии, Гранции и других государств Европы. Это так же история возникновения католической религии в том виде, в котором мы ее знаем теперь. и церковь отлично позаботилась о том, что бы ее история дошла до нас. Есть тысячи работ о династии Меровингов, о Хлодвиге, который после крещения сделал своей резиденцией тот самый Париж.

 

Впрочем, конечно, древние франки не были мыслителями и философами, как греки и римляни, и соответственно до нас дошло гораздо меньше письменых работ. До нас дошла некая Liber historiae Francorum или История Франков, анонимная рукопись кажется 8 века, известная на русском как "Деяния франкских королей".

 

Первоначальный вариант хроники (так называемый Вариант A) составлен в 727 году лицом, проживавшим в районе города Лан. Затем незадолго до 737 года хроника была вновь отредактирована (Вариант :041:. Автор был жителем Нейстрии и его анти-австразийские настоения достаточно чётко проявляются в хронике. Главными достоинствами монарха автор считает способность короля управлять государством в согласии со знатью. Он не старается скрыть недостатки королей , но в конфликтах между монархом и знатью его симпатии находятся на стороне королевской власти. Из-за своей популярности в Раннее Средневековье, Книга истории франков сохранилась во многих рукописях.

 

Естественно есть книга некоего Григория Туркского, епископа Тура, франкского историка. Григорий в 573 г. получил сан епископа турского и благодаря своей учености, набожности и кротости приобрел всеобщее уважение. Он пользовался большим почетом у франкских королей Зигберта, Гунтрама и Хильдеберта II и энергично защищал интересы церкви против Хильпериха и Фредегунды. Григорий умер в 594 г., почитаемый народом как чудотворец и святой.

 

Основная его работа это 10ти томная HISTORIA FRANCORUM или ИСТОРИЯ ФРАНКОВ. Лежит ТУТ

 

Книга его стается и поныне предметом горячих споров. Немало аргументов выдвигается в подтверждение верности повествования Григория Турского, написанного всего восемьдесят лет спустя после смерти Хлодвига. Он опирается на житийные записи, большей частью утерянные для нас, и, в частности, на Жития святых — святого Реми, святого Мексена, а также на переписку того же Сидония Аполлинария или епископа Авита Вьеннского и на летописные источники. Но самое главное состоит в том, что, обосновавшись в Type с 563 года, он получил возможность слышать рассказы тех, кому королева Клотильда, нашедшая приют в монастыре Святого Мартина в период своего Долгого вдовства с 511 по 544 г од, рассказывала о былом, а также собрать устные предания, переходившие из уст в уста, обитателей туреньского монастыря. Обычно возражают, что в этом-то и дело, что Григорий поддался соблазну агиографии (жизнеописания святых), собирая поучительные историйки, вроде общеизвестного пересказа случая с суассонской вазой, и в результате Хлодвиг — первопреемник христианства и непобедимый воин — стал чем-то вроде нового Константина.

 

Ну и так далее.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лейзи, спасибо за столь детальный ответ, который, тем не менее, поставил еще вопросы.

 

Еще раз подчеркиваю - я поверхностно знаю эти "провальные" периоды. Для меня проблема в том, что те материалы историков, которые мне попадались, носят в своем основании первоисточники, которые можно назвать сборниками народного фольклора.

 

Пока пойду по ссылке, может там что-либо увижу удобоваримое...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я не профи-историк, и уж совершенно точно слабо знаю историю Древнего Рима.

 

Однако есть у меня вопрос строго по теме: при беглом знакомстве с историей возникает вопрос, уже заданный студентом, и следом за ним - мой вопрос; пояему, собственно говоря, при изучении истории возникает постоянное и стойкое ощущение того, что человечество периодически словно исчезало с лица земли?

История Древней Греции и Древнего Рима описаны очень подробно, сохранились письменные источники тех времен. А потом, примерно с 500 г.н.э. вся письменность исчезает и хомо сапиенс выныривает из темноты уже примерно в 1000 году. Я ошибаюсь?

Да, совершенно верно, ты ошибаешся. С историей знакомится лучше не бегло, а более-менее подробно, и не по книгам квазиисториков. «Вся писменность» с 500 по 1000 год не исчезает. На Западе письменная традиция сохранилась институтом церкви, на Востоке она и не исчезала. Есть огромный корпус источников этого диапозона времени. Конечо, если читать квазиисториков, то именно так, у них в этот период якобы провал во времени, и де ничего не было, что является подготовкой для сенсационного заявления, что мировая история и ее хронология фальсифицирована :059:

 

Возможно ты имел падение уровня цивилизаци? Если так, то это будет характерно для Запада, где была разрушена Западная Римская Империя. Но и от варварства она быстро ушла. Варвары стояли на более примитивном уровне цивилизации. Уже через 2 века возникла франкская империя достигшая вершине при Карле Великом, который называл свою имерию не иначе как Римской и себя императором римлян и желал брака с византийской царевной дабы воссоединить единую Римскую Империю :034:

 

Зы. оказывается Лейзи ужэ ответил, а я не заметил, ладно будет считать. что я дополнил слегка

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да добавлю. Есть интересная мысль, что собственно римский этнос к моменту распада Римской Империи исчез. :044:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Знаеш что мне интересно: что сталось с римскими генералами и знаменитой римской техникой после падения империи? Пришли ли гордые патриции на службу к франкам или нет? почему то в моем образовании это полный пробел :044:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Знаеш что мне интересно: что сталось с римскими генералами и знаменитой римской техникой после падения империи? Пришли ли гордые патриции на службу к франкам или нет? почему то в моем образовании это полный пробел :059:

Эти гордые римляне к моменту падения империи деградировали и мало отличались от варваров, но и варвары были немало подтянуты.

А по технике тебе вот очень интересное археологическое наблюдение.

 

Интересный момент наблюдается по технике времен принципата, ну времени расцвета Римской Империи I-II века. Находки орудий идентичный, т.е. создается картина довольно четкой стандартизации и классификации производства вооружений. А вот находки времен домината, Поздней Империи создают совершенно другую картину, части орудий говоря современным языком разнокалиберны, т.е. произошла сильная деградация производства вооружений. Римляне уже не было тем фееричным народом чудо-механиков, с армией имеющей тотальную инженерную подготовку в стиле Юлия Цезаря. Конечно с уровне варваров их не сравнить, разница была довольно значительна, в бой проникают даже мобильные отряды тяжелых арбалетчиков(во временя Юлиана Отступника). Но вот армия пример берет не с римского опыта для которого нужна была очень сильная производственная база, а с варваров, римская армия варваризуерся, становится полуварварской. В архитектуре изощренный классицизм сменяется грубым романским стилем. В технике из римской армии исчезает парк двухплечевой торсионной артиллерии, сложной в производство. В вооружении Вегеций пишет, что исчезает тяжелое оборонительное вооружение- панцири, кольчуги, мотивируя это тем, что разложившиеся солдаты как их предки не желают на себе носить тяжести и много тренироватся. Тут он сгустил краски конечно, но что-то в этом было. Образцы вооружений Поздней Империи более грубы и просты в производстве, тактика армия тоже перестала быть изощренной и от «шахматного» построения армия перешла к фаланге. Зато серьезно усилилась тяжелая каваллерия. К сожалению в ущерб пехоте.

Мобильные пехотные имперские войска, комитаты, созданные из первых тысячных когорт старых «больших» легионов обладали высокой боеспособностью, но их было мало.

 

 

Гордые патриции уже тогда не были гордыми патрициями и служили варварам. Уже в IV в. Аммиан Марцеллин дают картину деградации офицерства и самого «римского духа». С момента распада Западной Римской Империи, римляне довольно органично вплелись в варварские королевства, варвары, потому что варвары мало селились с города, где жили римляне, они селились в сельской местности, в деревня. а в государстве Теодориха они обрели равенство, все-таки для варваров римская цивилизация продолжала оставатся недостижимой.

 

И римляне стояли, несмотря на все, таки на более высоком уровне, чем варвары, даже во время распада Империи. Ее подкасило не частичная техническая деградация, а состояние перманетных гражданских войн. Вот что подкосило-лучшие имперские армии, за трон императора, месили друг друга в центральных провинциях заодно нанося и им ущерб, а на голые граници совершали набеги все усиливающися варвары. Капля камень точит.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В империи не было такого понятия - генерал. А патрициев к 5 веку не стало в принципе. Патриций к этому времени стал просто титулом. В Византии есть аналог - патрикий - высший, а затем высокий титул первого класса

Share this post


Link to post
Share on other sites

Студент, если еще интересно, то совершенно случайно на глаза попалось чтиво прямо по теме: ТЫЦ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

В Константинополе действия Теодориха расценили как преследование католиков и ответили соответствующими карательными действиями против ариан.

 

До разделения церкви оставалось 500 лет. Потом уже трудно было такое представить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...