Бронеходы Lazydog Опубликовано 29 июля, 2010 Бронеходы Опубликовано 29 июля, 2010 Кстати, нашел обалденно интересную статью, не совсем по теме, но о истории Израильских ВВС. Истребитель Avia S-199 в ВВС Израиля Суббота, 29 мая 1948 г. Спустя две недели после провозглашения Государства Израиль, положение на всех фронтах было тяжелым. Арабские армии вторглись на территорию еврейского государства с юга, востока и севера. Врага сдерживали только отдельные поселения, в которых были небольшие военные подразделения. 14 мая 1948 г. регулярные части египетской армии перешли границу в районе сектора Газа и начали продвигаться вдоль побережья Средиземного моря по направлению к центру страны. Они атаковали населенные пункты Кфар Даром и Нирим, смогли захватить Яд Мордехай, открывая тем самым дорогу в сторону Тель-Авива. Наступление египтян поддерживалось истребителями "Спитфайер" (Spitfire), с начала войны они господствовали в воздухе. В Иудеи и Самарии действовала иракская армия и части иорданского легиона, а на севере - сирийская и ливанская армии. 29 мая саперы бригады "Гивъати" взорвали мост и остановили продвижение египетской дивизии на север. Более 500 единиц техники скопилось на шоссе в ожидании завершения ремонта моста. Египетское командование не опасалось атак с воздуха и не позаботилось о рассредоточении техники. Израильтяне решили атаковать египтян используя самолеты S-199. К вылету были готовы четыре самолета. Решено было лететь двумя парами в составе: Моди Алон и Лу Ленарт, Эзер Вейцман и Эди Коен. Самолеты взлетели в 18.00 с аэродрома Экрон (нынешний Тель-Ноф). Каждый самолет нес две 70-кг бомбы. После взлета обнаружились проблемы с управляемостью у самолета Лу Ленарта, но он продолжил полет. Чтобы избежать встречи с вражескими самолетами, S-199 полетели над морем и повернули на восток в районе деревни Ашдуд (современный город Ашдод). В 19.45 в небе появились четыре маленькие точки, приближавшиеся с западного направления. Самолеты разделились на пары и внезапно спикировали на скопление египетской техники. Первым был самолет, пилотируемый Лу Ленартом, добровольцем из США. После сброса бомб Ленарт развернул самолет, зашел с юга на цель и обстрелял скопление вражеской техники из пушек и пулеметов, однако после десятка выстрелов пушку заклинило и пилот был вынужден вернуться на базу. Второй самолет, пилотируемый Моди Алоном (Кливанский?), попал под огонь с земли. К тому времени египтяне уже сориентировались и открыли шквальный огонь из всех средств ПВО. Алон провел свой самолет сквозь огненные трассы и сбросил 70-ти килограммовые бомбы в центре скопления машин. Так же, как и Ленарт, Алон обстрелял врагов из пушек и пулеметов и вернулся на базу. Однако при посадке одна из стоек шасси сломалась, самолет перевернулся и получил серьезные повреждения; пилот не пострадал. Вторая пара, под командованием Эзера Вейцмана, зашла на цель с юга. Ведущий спикировал на центр скопления машин, сбросил две бомбы и атаковал наземные средства ПВО египтян пулеметно-пушечным огнем. Основные направления ударов арабских армий 15.05.1948 Истребитель Avia S-199 в полете Вскоре пушки заклинило, но Вейцман продолжал штурмовать колонну египтян до тех пор, пока не закончился боезапас пулеметов. Ведомому же не повезло: зенитный огонь египтян усилился. Атакующий самолет получил значительные повреждения и загорелся. Пилот Эдди Коэн, доброволец их Южной Африки, был тяжело ранен. Он смог повернуть горящий самолет на запад и попытался посадить его в Бейт Дарсе, но самолет потерял управление и врезался в землю. Это было первое боевое применение самолетов Avia S-199 ВВС Израиля. Хотя с точки зрения нанесённых врагу потерь успех операции был ничтожен, она сильно повлияла на египтян: им пришлось заботиться о быстром рассредоточении войск при угрозе воздушных атак израильтян. С этого момента арабом стало известно, что у израильтян есть на вооружении боевые самолеты, способные атаковать наземные цели. Эта операция ознаменовала начало перехода господства в воздухе от арабов к израильтянам. К началу Войны за Независимость на вооружении ВВС Израиля не было ни одного настоящего боевого самолета. Имелось лишь 20 легких связных самолетов Auster, Taylorcraft, Tiger Moth и др, получивших прозвище "Примусы". Эти самолеты базировались на аэродромах Сде Дов (Тель-Авив), Нир Ам (в Негеве, на юге страны) и Явниэль (на севере) Руководство еврейской общины ("йешув") осознавало острую необходимость боевых самолетов для создаваемого государства и всевозможными путями пытались их приобрести. В августе 1947 г. Аарон Ремез (впоследствии ставший первым командующим ВВС Израиля ) и Эйман Шамир разработали программу создания еврейских ВВС. Программа предусматривала приобретение истребителей и бомбардировщиков. В качестве кандидатов на приобретение рассматривались истребители стран антигитлеровской коалиции - американские Bell P-38 Aircobra, Curtiss P-40 Tomahawk, North American P-51 Mustang и английские Hawker Harrican, Supermarine Spitfire и некоторые другие. Однако первым боевым самолетом ВВС Израиля стал истребитель, созданный по другую линию фронта - чешский Avia S-199, который являлся модификацией знаменитого немецкого Messerschmitt Bf-109. Без сомнения, его можно назвать "основным истребителем Войны за Независимость Израиля". История создания самолета Avia S-199 Без сомнения этот самолет можно назвать “основным истребителем Войны за независимость”. Истребитель Bf-109 (или Me-109, по фамилии конструктора) выпускался на всем протяжении всей Второй Мировой войны. Кроме Германии (с 1936 г. по 1945 г.), строился в Венгрии, Румынии и Испании (всего построено более 33,000 штук, в т.ч. 30,573 в Германии). Наиболее распространенной была модификация Bf-109G ("Gustav"). В мае 1945 г., после капитуляции Германии, на территории Чехословакии находились детали, достаточные для производства свыше 500 Bf-109 различных модификаций. Было решено наладить производство одноместной модели Bf-109G-14 и двухместной Bf-109G-12 на заводах фирм Avia и Letov для ВВС Чехословакии под обозначениями S-99 и CS-99 соответственно (заводские обозначения - С.10 и С.110). Однако к 1947 г. было построено всего 20 S-99 и 2 CS-99. Основной причиной стал мощный взрыв, произошедший на заводах по рафинированию сахара в Красна Бреста в сентябре 1945 г. (по некоторым источникам это была диверсия судетских немцев из "Вервольф"). При этом были уничтожены находившиеся поблизости склады боеприпасов, на которых хранились и практически все имевшиеся в Чехословакии моторы Daimler-Benz DB605. Выход был найден в установке на Bf-109 имевшихся в Чехословакии двигателей фирмы Junkers Jumo-211F с металлическим винтом VS11, предназначавшихся для бомбардировщика Heinkel He-111H. Этот мотор развивал меньшую мощность по сравнению с мотором Daimler-Benz DB605, 1350 л.с. против 1800 л.с. В результате летные характеристики истребителя ухудшились - скорость уменьшилась с 621 км/ч до 540 км/ч, скороподъемность - с 16 м/сек до 11 м/сек, практический потолок - с 10800 м до 9350 м. Одноместная модификация самолета получила обозначение S-199 (заводское обозначение - C.210), двухместная - CS-199 (С.210С). Вооружение истребителя состояло из двух синхронных (т.е. стрелявшими через диск пропеллера) 13.1-мм пулеметами MG-131, размещенными под капотом, и двух 20-мм пушек MG-151, в подкрыльевых гондолах (оригинальный Bf-109G-14 кроме двух MG-131 имел одну 20-мм MG-151 или 30-мм Мк108, стрелявшую через втулку винта, хотя возможность установки подкрыльевых гондол с MG-151 планировалась изначально). Кроме чрезмерного веса и малой мощности у двигателя Junkers Jumo-211F был еще один недостаток - из-за неоптимального пропеллера большого диаметра во время полета создавался некомпенсированный крутящий момент и пилот должен был постоянно прилагать усилия для его устранения. Самолет был сложен в управлении и держал пилота в постоянном напряжении. Производство нового самолёта началось в конце 1946 г., прототип самолета совершил первый полет 25.05.47 с аэродрома Прага-Каковице, пилот - Питер Сироки. Несмотря на трудности в управлении, особенно на малых скоростях, этот самолет был принят на вооружение ВВС Чехословакии в 1947 г. и получил там прозвище "Межек" - "Мул" на чешском. Всего заводы "Авиа" выпустили 422, а "Летов" - 129 самолётов, включая двухместные. Производство было прекращено в 1949 г., а на вооружении ВВС Чехословакии S-199 оставался до начала 50-х г.г. Приобретение Израилем истребителей Avia S-199 По различным политическим мотивам правительство Чехословакии, с одобрения СССР, решила поддержать образование Государства Израиль и продать ей вооружение, с тем чтобы уменьшить влияние Великобритании на Ближнем Востоке. В апреле 1948 г. Отто Феликс (Otto Felix) - агент "Хаганы" по закупкам вооружений - сообщил, что чехословацкая "Шкода" готова продать 25 истребителей Avia S-199. 23.04.48 посланцы "Хаганы" и правительство Чехословакии заключили соглашение о поставках вооружения, в том числе и десяти истребителей Avia S-199 с боеприпасами и бомбами. За десять истребителей S-199 израильтяне заплатили 1,800,000 USD, т.е. 180,000 USD за самолет - неимоверная цена. Спустя месяц, 20.05.1948 было подписано дополнительное соглашение о поставке еще 15 S-199. Через некоторое время после предложения Отто Феликса поступило сообщение от Эла Швиммера (Al Schwimmer ), одного из самых результативных агентов "Хаганы" по закупке вооружений, о готовности Мексики продать 25 истребителей P-47 Thunderbolt за один миллион долларов США. "Хагана" все-таки решила заключить соглашение с Чехословакией. По какой причине было отвергнуто предложение Эла Швиммера неизвестно. 06.05.1948 года два иностранных пилота-добровольца - Лу Ленарт (Lou Lenart) и Милтон (Давид) Рубенфельд (Milton Rubenfeld) и восемь пилотов "Ширут Авир" ("Авиационная служба" организации "Хагана", предшественник ВВС Израиля) - в их числе были Моди Алон, Эди Коэн (Eddie Cohen) и Эзер Вейцман (Ezer Weizmann), покинули Израиль. На транспортном самолете C-47 они вылетели на Кипр, затем в Рим, далее в Женеву. Из Женевы на поезде они добрались до Цюриха. Из Цюриха они вылетели на чехословацком DC-3 в Прагу. Прожив два дня в пражских отелях израильские пилоты вылетели в Чешске-Будейовице на борту военного Ju-52. В Чешске-Будейовице они разместились в бараках и, получив обмундирование "Люфтваффе", приступили к тренировкам. Сначала все пилоты совершили непродолжительные полеты на учебно-тренировочных самолетах Avia C-21B (чехословацкая версия немецкого Arado Ar-96B). Потом на CS-199 - двухместной модификации S-199. 15.05.49 первый пилот, прибывший из Израиля, поднял в воздух одноместный S-199. Это был Лу Ленарт. Вот его первые впечатления: "С того момента, как я пристегнулся к сиденью, единственное, что я мог видеть - это гигантский задранный к небу нос S-199. До того как самолет достаточно разогнался и я смог поднять его хвост, для ориентации на взлетной полосе я мог использовать только боковую разметку и удаленные деревья и здания. Но чехословацкий аэродром представлял собой широкое поле покрытое травой без разметки, без деревьев и зданий, пригодных для ориентирования. Когда инструктор спрыгнул с крыла и что-то буркнул на чешском, я понял, что взлет разрешен, дал газ и отпустил тормоза. Когда спидометр показал достаточную скорость я качнул ручку вперед чтобы поднять хвост. Гигантский мессершмитовский нос величественно опустился в низ и, к своему ужасу, я обнаружил, что мчусь между двумя огромными ангарами и мой путь преграждает цепное ограждение летного поля. Ругаясь я взял ручку на себя, пытаясь поднять самолет в воздух, но скорость была еще недостаточной. Истребитель подскакивал и проваливался вниз раскачиваясь из стороны в сторону. Я вернул ручку в прежнее положение, стараясь не допустить капотирования, дал самолету разогнаться и перед самым забором попытался поднять самолет в воздух. На мое счастье это удалось." Лео Номис отзывался о самолете так: "S-199 имеет слабый мотор с высоким крутящим моментом, высокую взлетную и посадочную скорость, что вместе с узкой колеей делает взлет и посадку чрезвычайно опасными. В воздухе самолет имеет плохую маневренность. Самолет является истребителем ближнего радиуса действия, продолжительность полета на крейсерской скорости в 310 км/ч составляет два часа." Мнение Гордона Левета: "Среди пилотов самолет популярен значительно меньше, чем "Спитфайр" или "Мустанг". Также, как и "Спитфайр", он имеет узкую колею шасси, склонен к капотированию и переворачиванию, труден в управлении на земле, особенно при боковом ветре. С сточки зрения воздушного боя самолет обладает лучшей скороподъемностью, чем "Спитфайр" и "Мустанг". "Спитфайр" имеет меньший радиус разворота, чем S-199, и они оба имеют меньший радиус разворота, чем "Мустанг". "Мустанг" имеет большую скорость и лучший обзор, чем S-199. "Спитфайр" является лучшим выбором для нас." Мнение Эзера Вейцмана: "Самолёт не помнящий добра, летать на нём было неприятно...плохой самолёт. Если ты делаешь маленькую ошибку, он реагирует как на большую оплошность, если ты делаешь большую оплошность, то самолёт "заботится" о том, чтобы это была твоя последняя ошибка, окончательная." 14.04.48 - день провозглашения Государства Израиль. 10 проданных Израилю S-199 готовы к разборке и ожидают только готовности пилотов. 19.04.48. В этот день израильские пилоты, тренировавшиеся в Чешске-Будейовице узнали, что египетские C-47 бомбили центральный автовокзал в Тель-Авиве, погибли 42 человека. Все пилоты рвались в Израиль отомстить врагу. Чехословацкие инструкторы безуспешно пытались убедить пилотов завершить курс обучения. Оставались еще стрельбы по воздушным и наземным целям. Но израильтяне настаивали на своем и на следующий день пять наиболее опытных пилотов, (Моди Алон, Эди Коэн, Лу Ленарт, Давид Рубенфельд и Эзер Вейцман), отправились на аэродром Жатец (Zatec). В Израиль S-199 транспортировались в разобранном виде с помощью транспортных самолетов Douglas C-54 Skymaster и Kertis C-46 Commando (операция "Балак-5"). Утром 20.05.1948 года израильские пилоты и группа чехословацких техников втиснулись в грузовой отсек C-54. Все пространство отсека занимал разобранный S-199, различное оборудование и бомбы. Через одиннадцать часов они приземлились на аэродроме Экрон в Израиле. 21.05.48 на C-46 (бортовой номер RX-138) прибыл второй S-199, а 22.05.1948 C-54 доставил третий S-199. Продолжение статьи о применении самолетов и потерях, а так же куча интересных фотографий ТУТ.
GuyA Опубликовано 29 июля, 2010 Опубликовано 29 июля, 2010 интересный момент, что израильские ВВС начались по сути с фашистских Мессершмитов. многие из первых израильских боевых лётчиков служили до того в английских Королевских ВВС, летая на Спитфайерах, и даже воевали с Мессершмиттами. и все рассказывали, что было очемь странно вдруг летать на МЕссершмиттах и сбивать египетские Спитфайеры
Student Опубликовано 25 декабря, 2010 Опубликовано 25 декабря, 2010 Ещё один репортаж 9-ого канала. 101 Лётная Часть 1из3 101 Лётная Часть 2из3 101 Лётная Часть 3из3
GuyA Опубликовано 25 декабря, 2010 Опубликовано 25 декабря, 2010 оооо, какая ностальгия первый раз я приблизился к самолёту именно на этой самой базе .... прикольный репортаж, несколько в неожиданном формате. пару ляпов у них там информационно-визуальных ... а 101-я продолжает летать на старье, хе хе хорошо было бы сделать такой репортаж на другой базе - с другими самолётами, с другими ангарами, с другими масштабами. видно, не разрешили ...
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти