Перейти к содержанию
Бронеход

Славный город Александровск


d@izer

Рекомендуемые сообщения

Александровск развивался медленно: если в 1804 г. в посаде насчитывалось 387 дворов и 2 тыс. жителей, то в 1861 г. в 470 домах проживало 3819 человек, в т. ч. 1949 мужчин и 1870 женщин. По социальному составу население распределялось следующим образом: 301 лицо дворянского сословия, 421 — купеческого, 21 — духовного; 1807 мещан, 677 государственных крестьян, 33 временнообязанных крестьянина, 15 бывших дворовых людей, 184 бывших военнослужащих, 189 отставных нижних чинов, солдат и членов их семей, 23 — колониста, 148 — прочих. Вокруг Александровска иностранные переселенцы, главным образом выходцы из Восточной Пруссии, образовали несколько колоний. За р. Мок­рой Московкой расположилась, примыкая к городу, немецкая ме­нонитская колония Шенвизе (теперь территория автозавода "Коммунар"), основанная в 1795 г., где проживали 293 человека. У Кичкасской переправы в 1790 г. образовались три немецкие менонитские колонии — Кичкас, Эйнлаге и Кронсвейде; в 1861 г. в них было 266 человек. В 1789 г. в урочище Хортица прибыли 288 немецких менонитских семей и основали здесь восемь поселений. Затем — с конца XVIII до середины XIX в. — за Хортицей, на правом берегу Днепра, возникло еще 11 немецких колоний.

В начале XIX в. ускорился рост товарно-денежных отноше­ний. Развивались ремесла и промыслы. В 49 домах ремесленники (с подмастерьями) изготовляли одежду, обувь, деревянную посу­ду, плели корзинки из лозы и рогоза, выполняли различные сто­лярные работы и т. п. Женщины на самодельных станках ткали из конопли и льна полотно, напольные и настенные коврики, зани­мались вышивкой.

 

В Александровске появляются новые промышленные пред­приятия мануфактурного типа. В начале XIX в. здесь действовали казенные галетная и суконная фабрики, где было занято более 100 работных людей. Позже один за другим возникли три кирпичных завода. Кроме того, в с. Хортице (с. Верхняя Хортица, ныне входит в состав Запорожья) предприниматели Вальман и Лепп ввели в действие завод по производству сельскохозяйственных машин (жнеек, веялок, буккеров и др.). В то же время в колонии Кичкас (ныне Ленинский район города) вступил в строй завод сельскохо­зяйственных машин.

 

Мост Стрелецкого через Старый Днепр

hi029.jpg

 

Мост Стрелецкого через Новый Днепр

hi028.jpg

 

Мост Стрелецкого разрушенный во время войны

hi030.jpg

Несмотря на то, что Александровск являлся уездным городом, к концу 50-х годов XIX в. он был одним из самых незначительных в Екатеринославской губернии. Из каменных здесь имелись толь­ко три административных здания, тюрьма и продовольственный склад, остальные 469 строений были деревянными и глинобит­ными. Действовали три постоялых двора, трактир, конная почто­вая станция. Четыре городские безымянные улицы не имели твер­дого покрытия и освещения, в непогоду утопали в грязи. Отсутст­вие водопровода и канализации способствовало распространению инфекционных болезней, особенно холеры, брюшного тифа, ди­зентерии. На квалифицированную медицинскую помощь насе­лению рассчитывать не приходилось — в городе действовала толь­ко небольшая больница на 25 коек, обслуживавшая гарнизон. Неудивительно, что смертность, особенно среди детей, многие годы превышала рождаемость. Так, в 1853—1857 гг. умерло 1895 человек (главным образом детей), а родилось — 1224.

 

Появление первых учебных заведений в Александровске относится к 70-м годам XVIII в. В 1773 г. в крепости была создана гарнизонная школа, в 1798 г. превращенная в начальное народное училище обыч­ного типа. Постепенно расширяясь, оное 1808 г. стало уездным и просуществовало до 1880 г. В 20-е годы открылось приходское училище, а в 50-х годах — еще одна начальная школа и частный пансион благород­ных девиц. Во всех учебных заведениях в 1861/62 учебном году работали девять учителей и занимались 113 детей обоего пола.

 

Мужская Гимназия (Теперь учебный корпус запорожского государственного университета)

hi021.jpg

 

st005.jpg

 

Развитие капиталистических отношений во вто­рой половине XIX в., особенно в сельском хозяйстве, потребовало новых машин и орудий. Это способство­вало развитию сельскохозяйственного машинострое­ния как в самом Александровске, так и в прилегающих к нему и со временем вошедших в черту города не­мецких колониях. В 1863 г. немецкий капиталист Я. П. Копп открыл в колонии Шенвизе мастерские по производству соломорезок и железных деталей к вет­ряным мельницам. Вскоре их преобразовали в завод сельскохозяйственных машин, выпускавший жатки, молотилки, буккеры, плуги и другие сельскохозяйст­венные орудия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я меня вот в Ивано-Франковск муж перевез =)))) тоже, кстати, очень красивый городок!!!! Горы рядом, красотища .... зимой буду на лыжах кататься, правда не пробовала ни разу, буду учиться на детской высоте для начала =))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 70-х годах в Александровске и его пригородах действовали пять заводов сельскохозяйственного ма­шиностроения. Город стал одним из основных центров , сельскохозяйственного машиностроения на Украине с высокой концентрацией производства и рабочего класса. В 1881—1905гг. здесь возникли десятки новых предприятий. Главным источником пополнения ря­дов рабочего класса были разорившиеся крестьяне Екатеринославской, Полтавской, Черниговской, Курской, Орловской и других губерний. На производ­ство шли также разорившиеся местные кустари и ре­месленники.

 

Развитию города в значительной мере способство­вало строительство Екатерининской железной доро­ги. 15 ноября 1873 г. был открыт участок железной дороги Лозовая — Александровск с веткой на Екатеринослав, а спустя два года — завершено строитель­ство дороги до Севастополя. К концу XIX в. на южной станции (ныне—Запорожье-1) созданы депо и желез­нодорожные мастерские с 600 рабочими. Отсутствие сквозного судоходства по Днепру обусловило особую роль Александровска как первой пристани за днеп­ровскими порогами. Грузы (хлеб, уголь, скот, лес и др.) доставлялись по железной дороге до Александ­ровска, здесь перегружались на баржи и направлялись вниз по Днепру к морским портам, главным образом в Одессу.

 

Вокзал Александровск-2

hi022.jpg

 

Ныне Запорожье-2

vo010.jpg

 

В 70-е годы XIX в. в Александровске получила дальнейшее развитие пищевая промышленность, главным образом мукомольное производство — всту­пили в строй действующих механические мельницы Классена, Бадовского, Фаста с общим объемом произ­водства муки на 150 тыс. руб. в год. В 1881—1900 гг. появилось еще 19 вальцовых мельниц, в т. ч. в не­мецких колониях, расположенных в Хортице и посел­ке Шенвизе, — 10 мельниц, принадлежавших тор­говому дому Нибура и К. В 1900 г. на всех паровых мельницах было произведено продукции на 2,2 млн. руб., а количество рабочих достигло 208. Работали крупорушки Классена и Дика (пшено, перловая кру­па) с годовым объемом производства крупы на 43 тыс. руб., три конфетные фабрики (конфеты и баранки на 20 тыс. руб.), ректификационный и пивоваренный за­воды (66,5 тыс. руб.), а с 1862 г. — табачная фабрика, водочный и костомольный заводы, конно-приводная мельница, лесопильня и другие предприятия.

 

Развивалась строительная промышленность. Кро­ме существующих, в 1881—1900 гг. в городе появи­лось еще 17 кирпичных заводов (часть из них произво­дила и черепицу), где насчитывалось 386 рабочих. В 1900 г. они произвели 25 млн. штук кирпича и 5 млн. штук черепицы — в общем на 164 тыс. руб. С 1889 г. начал работать лесопильный завод Мовчановского и Ди­ка с годовым производством продукции на 200 тыс. руб.

 

Действовали и другие предприятия — ситцена­бивная и красильная фабрики, 2 типографии, 3 мыло­варенных и 2 чугунолитейных завода, а также 52 ре­месленно-кустарные мастерские, в т. ч. 4 экипажные (133 рабочих, объем производства — 75 тыс. руб.), слесарные, швейные, сапожные, бондарные, шорные, кожевенные и др. В 1904 г. в них работали 793 ре­месленника, кроме того, 820 человек занимались из­возным промыслом.

 

К началу XX в. Александровск стал заметным тор­говым центром на юге Украины. Четыре раза в год здесь собирались большие ярмарки, каждая из ко­торых длилась неделю. .Торговали хлебом, скотом, сельскохозяйственными машинами, различной хо­зяйственной утварью. Оборот каждой ярмарки в сред­нем составлял от 50 тыс. до 175 тыс. рублей. В городе работали около 440 магазинов, лавок и других тор­говых заведений с годовым оборотом в 6,2 млн. руб. Общая сумма торгового оборота в городе в 1902 г. составила более 20 млн. руб. Имелись три городские и семь частных гостиниц, шесть постоялых дворов, три трактира, восемь харчевен. В конце XIX — начале XX вв. в Александровске, как и в других промышлен­ных городах России, возросло число крупных фабрик и заводов, усилился приток иностранного капитала, происходил процесс концентрации производства. Ос­нованная в начале 80-х годов XIX в. Александровская машиностроительная компания превратилась в про­мышленное объединение с 220 рабочими. В 1902 г. в состав крупного общероссийского синдиката "Продамет" вошел Александровский чугунно-литейный завод, а в следующем году во всероссийский синдикат "Гвоздь" — Александровский гвоздильный завод.

 

Александровская замная управа

hi018.jpg

 

Ныне краеведческий музей

cu014.jpg

 

 

Усилился процесс развития банковского капита­ла. Уже в 90-е годы в Александровске действовали отделения общероссийских Азовско-Донского ком­мерческого, Харьковского и Бессарабско-Таврического земельных банков, городской общественный банк, а также две ссудосберегательные кассы.

 

Строительство второй Екатерининской железной дороги, прошедшей через Александровск и соединив­шей в 1902 г. Криворожский железорудный и Донец­кий угольный бассейны, а также значительное рас­ширение днепровской речной гавани и порта в устье р. Мокрой Московки дали новый мощный толчок раз­витию города и его экономики. По обеим железным дорогам шли грузы с сельскохозяйственными маши­нами и инвентарем, хлебом, углем, железной рудой, лесом, скотом и пр.

 

Была сооружена вторая железнодорожная стан­ция — Александровск-II (ныне Запорожье-II) и при ней Центральные железнодорожные мастерские, где трудилось более 600 рабочих. Уже в 90-х годах XIX в. город становится важным пунктом найма рабочих. В 1899 г. с 22 мая по 22 июля здесь зарегистрировано 3339 человек, прибывших в Александровск в поисках работы. На ярмарочной площади был построен врачебно-продовольственный пункт. Помимо этого, че­рез город ежегодно проходили, направляясь в Таврию и Херсонскую губернию, более 10 тыс. сельскохозяй­ственных рабочих. 8,4 тыс. пришлых рабочих (вместе с семьями) осели в 1901—1902 гг. на жительство в Александровске. К этому времени население Александровска (без колоний Хортица и Кичкас) состави­ло 30,5 тыс. человек. Приток рабочей силы позволял предпринимателям усиливать эксплуатацию рабо­чих, снижать заработную плату, вести наступление на их права. Широко практиковались различные штрафы. Образчиком всевозможных штрафов слу­жил "Табель взысканий", составленный управлением заводов Коппа, Леппа и Вальмана и утвержденный фабричной инспекцией. В нем содержались десятки пунктов, за нарушение которых рабочие штрафова­лись или увольнялись с работы, в частности, за непос­лушание заводскому начальству, за неисправную ра­боту машин, станков, инструмента, порчу материа­лов, за прекращение работы до свистка без позво­ления мастера и т. п. Рабочий день начинался в 6 утра и кончался в 6 часов вечера, а нередко — и позднее. Условия труда в примитивно оборудованных мастерс­ких и в литейных цехах были крайне тяжелыми: угар­ный газ, клубы дыма, пара и пыли заполняли цеха. Медицинское обслуживание и страхование жизни ра­бочих отсутствовали. Особенно неудовлетворитель­ными были жилищные условия. Предприниматели, по существу, не обеспечивали жильем рабочих. Лишь кое-где имелись бараки с трехъярусными нарами. На рабочих окраинах не было воды, электрического осве­щения, школ, больниц. Отсутствовал санитарный на­дзор.

 

Тяжелые условия труда, непомерно длинный ра­бочий день, штрафы, мизерные за работки, несвоевре­менная выплата заработной платы толкали рабочих на борьбу с угнетателями. Большим упорством и организованностью отличались стачки железнодорожных рабочих в 1872—1886 гг. Одной из первых в городе была стачка рабочих Южных железнодорожных мас­терских в ноябре 1872 г., в которой участвовали 670 человек, а затем — в 1880 г. с участием 650 рабочих, потребовавших от администрации Лозово-Севастопольской дороги и подрядчиков точного выполнения трудовых договоров и своевременной выплаты зара­ботанных денег.

 

В июне 1885 г. состоялась крупная стачка желез­нодорожников. Для ее подавления в Александровск были вызваны три роты солдат. Полиция арестовала 11 самых активных рабочих, руководивших стачкой, В день суда над ними — 16 июля 1885 г. — 250 желез­нодорожников прекратили работу, явились в суд и находились там до конца заседания. Решением суда семерых рабочих подвергли двухнедельному аресту, остальных оправдали. Волнения среди рабочих Алек­сандровских железнодорожных мастерских возобно­вились в марте 1886г. Ими руководили революционно настроенные рабочие А. И. Дубинский, И. А. Лука-нович, Е. А. Корниенко и П. Ф. Сущенко.

 

Александровская церковь

hi005.jpg

 

Окрестности Александровска

hi002.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я меня вот в Ивано-Франковск муж перевез =)))) тоже, кстати, очень красивый городок!!!! Горы рядом, красотища .... зимой буду на лыжах кататься, правда не пробовала ни разу, буду учиться на детской высоте для начала =))))

Сэнди выкладывай историю Ивано-Франковска и фотки.Интерестно будет почитать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

История

 

В составе I Речи Посполитой

Город был основан в 1662 краковским кастеляном, впоследствии коронным польным гетманом Анджеем Потоцким (из известного рода польских магнатов), и назван Станиславов (польск. Stanisławów) в честь отца, коронного польного гетмана Станислава «Реверы» Потоцкого (известного своей победой над русскими при Чуднове в 1660 г.). Город был основан как крепость для защиты от набегов крымских татар и опорный пункт польских магнатов Потоцких в Галиции и получил магдебургское право. В 1676-1677 гг. выдержал осаду турецких войск. В 1706 г. разграблен русскими войсками в отместку за поддержку Потоцкими Станислава Лещинского.

 

Станиславов начинался c Рыночной площади и ратуши, которые в видоизмененном состоянии находятся в сохранности и по сей день. В его дальнейшем развитии нашли отражение градостроительные идеи эпохи барокко об «идеальном городе», воплощенные в планировании центральной части города, его улицах, храмах. За оригинальность архитектуры город иногда называют «малым Львовом». В XVІІІ-XІX веках город был значительным торгово-ремесленным центром Польши. В развитие его ремёсел и культуры сделали свой вклад, помимо поляков украинцы, евреи и армяне, национальные общины которых были здесь довольно многочисленными.

 

В составе Австрийской империи

По Первому разделу Польши 1772 г. город отошел к империи Габсбургов (с 1804 — Австрийской империи, с 1867 г — Австро-Венгрии). Общественную жизнь всколыхнула революция 1848 г. В Станиславове был создан «Русский совет» (наряду с польским), организован отряд Национальной гвардии, начала выходить первая газета. В новообразованный парламент были избраны депутаты-украинцы. Вторая половина 19 ст. отмечена быстрым развитием промышленных отношений, созданием предприятий. Немалый толчок этому дала прокладка железной дороги в 1866 г. С тех времён ведут начало локомотиворемонтный завод, ликероводочное объединение. В 1884 г. известный общественный деятель и писательница Наталья Кобринская провела в городе учредительное собрание «Общества русских женщин» (более позднее название — «Союз украинок»). Этим было положено начало организованному женскому движению на Украине. В 1890 году в Станиславове проживало, вместе с гарнизоном (2046 человек) — 22391 человек, в том числе евреев 12149.

 

 

мировыми войнами. В составе II Речи Посполитой.

Во время первой мировой войны, в 1915—1916 гг. за город велись жестокие бои. Часть исторической застройки была разрушена и восстановлена уже в новейших архитектурных формах. После распада Австро-Венгрии в 1918 г. была создана Западно-Украинская Народная Республика. Станиславов на протяжении января-мая 1919 г. был её столицей. В мае занят польскими войсками и с тех пор до раздела II Речи Посполитой СССР и Третьим Рейхом (1939) - столица Станиславовского воеводства Польши. По данным переписи 1931 года, в городе было 198 359 жителей, из них поляков 120 214 (60,6%), украинцев 49 032 (24,7%), евреев 26 996 (13,6%).

 

 

Эпоха II Мировой войны

В сентябре 1939 г. занят советскими войсками, переименован в Станислав и включен в состав УССР. С июня 1941 по июнь 1944 оккупирован нацистами. Вскоре после захвата города, Гестапо провело в нем массовые аресты представителей польской интеллигенции; 800 польских интеллигентов было казнено 20 августа 1941 в Черном лесу под городом. 26 июля 1942 г. там же были казнены за укрывательство евреев францисканские монахи: генерал францисканского ордена о. Ян Перегрин Хачела, брат Стефан Косиоркий и о. Ремигиш Войцик.

 

В 1941 году было создано еврейское гетто, заключенные которого были в 1943 отправлены в лагерь смерти Белзец. В 1944 г. город освобожден Советской армией.

 

 

В составе СССР и независимой Украины

В 1962 г. город отметил свое 300-летие. Он был переименован и с тех пор носит имя выдающегося украинского писателя и общественного деятеля Ивана Франко, который неоднократно здесь бывал, писал и читал свои произведения. Ивано-франковцы вместе с другими жителями Галиции восторженно восприняли демократические преобразования 1990-х годов, были их движущей силой. Национальные сине-желтые флаги они подняли над городом уже в апреле 1990 г., а на референдуме 1991 г. массово проголосовали за независимость Украины. Ивано-франковский электорат характеризуется традиционной поддержкой правых партий, избирательных блоков и кандидатов, в нем неоднократно проходили парады украинских националистов, ветеранов ОУН-УПА и 14 дивизии СС "Галичина".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...