Перейти к содержанию
Бронеход

Эволюция рыцарского вооружения


Рекомендуемые сообщения

  • Бронеходы

Нашел сразу. Вот что я когда-то использовал как источник:

 

Вендален Бехайм

 

Энциклопедия оружия

(Руководство по оружиеведению.

Оружейное дело в его историческом развитии

от начала средних веков до конца XVIII в.)

 

cover.jpg

 

ЧИТАЕМ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Бронеходы

СЖАТО:

 

Чем дальше мы продвинемся в глубь веков, когда на мировую арену вышли бесчисленные племена и народы, культура которых подвергалась влиянию различных центров, тем меньше оснований говорить о единой форме воинского снаряжения. Если принять тезис, что народы Севера имели замкнутую культуру, в то время как народы Востока отличались огромным разнообразием культуры по уровню и степени развития, и что влияние Востока на античный и варварский мир имело тысячу нюансов, то тем более не может быть речи о едином внешнем виде военного снаряжения. Внешний образ сильно зависел от степени развития материальной культуры, от религиозных обычаев племени и взглядов отдельных выдающихся личностей, поэтому каждое из бесчисленных племен создавало для себя некий обобщенный тип, который у отдельных индивидуумов варьировался миллион раз.

 

Шахматные фигуры всадников из слоновой кости, принадлежавшие Карлу Великому, представляют снаряжение воинов VIII века. Голова одного из них покрыта шлемом круглой формы с бармицей, которая, предположительно, представляет собой кольчугу. Длинный панцирь, плотно обтягивающий тело, с четырехугольными находящими друг на друга кожаными чешуйками. Рукава короткие, предплечья обнажены. Голени, по-видимому, одеты в чулки, на ногах сандалии, на которых укреплены шпоры, с шипом. Другой воин одет в длинный, похожий на предыдущий панцирь, но без рукавов и покрытый чешуей с закругленным нижним краем.

 

С начала XI века повсюду заметен значительный прогресс в вооружении и тактике, исходящий, прежде всего, от норманнов, вожди которых обладали рациональным взглядом на вооружение и широким кругозором, поскольку во время своих грабительских походов они посещали самые дальние уголки средневекового мира. Важное доказательство прогресса оборонительного вооружения в конце XI века составляют изображения на ковре из Байе. Здесь заметно продолжающееся влияние Востока на европейское военное дело. Искусная рука ковродела представила англосаксонского воина, снаряженного примерно так же, как и его противник-норманн. Голову покрывает остроконечный шлем с характерным наносником, заимствованный с Востока, голова закутана чем-то вроде кольчуги (по современным реконструкциям - это отстегивающийся от брони капюшон, чешуйчатый или кожаный. Шлем к нему привязывался шнурками, что исключало его потерю в бою, оставляя открытым только лицо. Туловище защищено броней, составляющей единое целое с рукавами и поножами, рукава короткие, ноги закрыты до колен. Этот доспех состоял из прочной основы с приклепанными к ней квадратными или круглыми железными пластинами, заходящими друг на друга.

 

С начала XII века становятся заметны изменения в покрое брони. Появляется, так называемый, хауберт. Прежде всего, оказываются отдельными поножи, и сам доспех становится значительно длиннее икр. Чтобы в нем можно было сидеть на лошади, сзади, а иногда и по бокам он имеет разрезы. Рукава достигают запястья. Сначала они широкие, позже их делали узкими. Доспех становится сложнее и изящнее. Состоит он из железных чешуй, находящих друг на друга, из железных колечек, связанных друг с другом или же бляшек, нашитых встык. Этот хауберт носили поверх длинной, стеганой боевой рубахи, край которой выглядывал снизу. Такая нижняя поддоспешная одежда становится распространенной повсеместно более чем через столетие. Кольчуга, похожая по покрою на монашескую рясу, не только сохранилась, но и была дополнена капюшоном, таким же, как у хауберта.

 

Около 1150 года, в период, когда опыт крестовых походов начал приносить осязаемые результаты, мы встречаем в Центральной Европе кольчужную рубаху, которая состояла из переплетенных между собой железных колечек, сваренных и склепанных. Кольчуги применялись еще римлянами и от них распространились по Северной Европе.

 

В XII веке хауберт, как и кольчуга, нашел широкое применение, хотя с начала только среди военной знати, т.к. основная масса воинов не была в состоянии приобрести этот тип доспеха.

 

Уже к исходу XI века для защиты голеней рыцари нередко носили вместе с броней и кольчужные штаны со штанинами наподобие чулка, для того, чтобы одновременно закрывать и ступни. В XII веке их стали носить вместе с хаубертом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Бронеходы
Приблизительно к концу XII столетия, с окончанием второго крестового похода все реже употреблялся норманнский шлем и все чаще шлем в виде горшка. Этот переход связан с изменением тактики и происходил шаг за шагом.

 

Английский король Ричард Львиное сердце и Филипп-Август (1165- 1223), король Франции, первыми обзавелись низкими цилиндрическими шлемами, которые доходили до лба и носились поверх кольчужного капюшона. Вместо наносника появляется впервые крепкая личина со смотровой щелью иди отверстиями для глаз. Хауберт достигал колен, под ним, как правило, видна шелковая или льняная поддоспешная рубашка, которая теперь часто достигала середины голени. Для этого, как и для прошлых периодов, характерна кольчуга, плотно облегающая шею. Ноги заключили в железные штаны из кольчужной или кольчатой брони, с заостренными носами. Это тяжелое вооружение, ставшее "второй кожей" воина, становится неудобоносимым на жарком солнце Востока. Чтобы уменьшить хоть немного нагрев металла, всадники во время второго крестового похода носили поверх брони белые накидки без рукавов, с разрезами по бокам от нижнего края до ягодиц. Шлемы также имели, накидку-намет из белого льняного полотна.

 

Примерно с 1170 года, т. е. как раз в то время, когда шлемы закрыли лицо, стали рисовать на щите и шлемах, позднее на флагах, покровах лошадей, определенные изображения как личные знаки. Так среди рыцарства развивается геральдика.

 

В течение ХШ столетия реформа в военном оснащении движется вперед и находит опору в техническом прогрессе, который происходит в ремесле вообще и в производстве оружия в частности. Шлем развивался так, что он стал доходить не только до лба, но и закрыл всю голову; т. е. появился горшковый шлем; хауберт стал несколько короче - уже около 1200 года он доходил лишь до середины бедер. Плечи и колени стали закрывать сначала еще очень маленькими железными дисками. На шлемах укрепляли геральдические фигуры самого различного вида, налатник получал геральдические цвета своего хозяина. Щит, еще около 1200 года почти во всех странах норманнский, в течение ХШ века становится короче и меньше, по мере того как становятся прочнее поножи.

 

К концу ХШ века ноги если не закрывались кольчужной тканью, то защищались спереди полосами крепкой проваренной кожи, застегивающимися сзади.

 

В последние десятилетия ХШ века заметно улучшилось качество доспеха. Этот период можно назвать началом пластинчатых лат, которые спустя столетие предстали вполне завершенными. Предплечье и голень закрывали железными пластинами, которые закреплялись с помощью ремней поверх хауберта и панцирных штанов. В первой половине XIV века передние поверхности голеней уже закрывали цельными железными наголенниками, а около 1356 года они стали подвижными. На необычайно важных для истории вооружения изображениях Кодекса Балдуина Трирского первой половины XIV века, в которых представлен римский поход императора Генриха VII1, видны рыцари в коротких хаубертах с надетыми поверх них длинными накидками. Последние имели короткие, но широкие рукава и носили девиз владельца или только его геральдические цвета. Лишь знатные рыцари носили поножи и латные башмаки.

 

Со второй половины XIV века горшковые шлемы уже почти не применяют в бою. В последние десятилетия своего боевого использования он претерпел разные попытки усовершенствования. Чтобы уменьшить давление на голову громадного веса шлеме, стенки его удлиняли, так что теперь основная тяжесть передавалась на плечи, а не на голову. Переднюю стенку сделали откидной, на манер забрала, как уже говорилось выше, но все было тщетно. Изменение условий боя - сражаться приходилось не только со всадниками, но и с пехотинцами, что требовало большей мобильности и необходимости смотреть не только вперед, но и вниз, - привело к тому, что от горшкового шлема пришлось полностью отказаться.

 

Около 1330 года с рыцарских доспехов исчезли свободные налатные накидки, или гамбизоны, и появились плотно прилегающие к телу, украшенные цветным шелком и вышивкой. В середине XIV века поверх кольчуги стали носить лентнер. Сначала он выглядел как плотно прилегающая верхняя одежда из толстой кожи, застегивающаяся на спине, которую носили поверх кольчуги. Позднее лентнер стал делаться с фестончатыми полами и застегивающимся на боках. Кольчужный капюшон стали делать отдельно от кольчуги, теперь он, как раньше, не облегал плотно голову и шею, а свободно спадал, защищая плечи и верх груди. В этот период уже повсеместно употреблялись наручи и поножи, сделан-ные из пластин, хотя наряду с ними еще долго оставались в употреблении наручи и поножи из кольчужной ткани и даже из чешуи.

 

Во второй половине XIV столетия исчез наносник, который закрывал лицо и закреплялся на поверхности шлема. Вместо этого все чаще выступало забрало различных видов. Нередко оно образовывало острие, напоминающее собачью морду, и от этого в Восточной Германии его так и называли "собачья морда" . С XIV столетия рыцари носили также железную шляпу, часто с широкими полями, соединенную с подбородником.

 

Около 1380 года впервые появляется самостоятельный нагрудник полукруглой формы с подвижной верхней частью, который застегивается над плечами и на животе. Затем появляется и наспинник. Все это мало изменило общий характер доспеха. Вошли в употребление рукавицы, полностью сделанные из пластин, с короткими манжетами. Таковы были наиболее значительные нововведения.

 

Как раз на исходе XIV столетия начались решительные изменения благодаря тому, что постепенно вышла из употребления кольчужная бармица. Кольчужную рубаху выкраивали теперь с высоким воротником. Шлем снабжали подбородником и широким назатыльником.

 

Стремление лучше защитить нижнюю часть тела вынудило около 1430 года предпринять сначала робкую попытку к нижнему краю латной юбки спереди присоединить широкое продолжение, так чтобы оно не затрудняло посадку на лошадь. Таким образом возникли первые набедренники. Около 1420 года встречались уже первые наплечники с крыльями, с глубоким вырезом с правой стороны, чтобы можно было поместить копье под мышку. Левый наплечник получил усиление, которое первоначально привязывалось и имело большие размеры. На левом плече - со стороны наиболее вероятного удара - появились первые гребни или жгут, чтобы лучше защитить шею.

 

До появления пластинчатых лат основной защитой являлась кольчужная рубаха. До XV века при изготовлении плетения один ряд колец кузнечно сваривали, другой склепывали, но с XV века все концы были склепаны. Склепанные кольца легко узнать по головкам заклепок. В XVI веке кольчужные рубахи, особенно итальянские и испанские, были сделаны необычайно изящно, собраны сплошь из склепанных колечек.

 

В Италии практиковалось кольчужное плетение двух видов. При первом проволоку для колец получали ковкой, а не волочением, как предполагалось (даже после изобретения волочения проволоки кольчужную рубаху еще долго делали не из волоченой проволоки, как все предполагали). Это было бы против всех правил ремесла. Только к концу XVI столетия появились легкие кольчужные рубахи из волоченой проволоки, но кольца в них не клепали, а только сгибали и закаляли. При втором кольца вырубали из листа, и они лежали друг на друге, образовывая сплошное покрытие, подобное чешуе (русское название такого доспеха - байдана). Кольчужные рубахи, изготовленные таким способом, итальянцы называли яцериновое плетение.

 

Около 1420 года пластинчатые латы можно рассматривать как полностью сформировавшиеся, все их последующие изменения являются только частичными усовершенствованиями или причудами моды, которые постепенно оказывали решительное влияние на вооружение.

 

Приблизительно к 1450 году шарообразный нагрудник становится несколько рельефнее. Эта рельефность достигается тем, что нагрудник состоит из двух частей, таким образом появляется составной нагрудник.

 

С 1450 года начинается новый период развития доспехов, когда окончательно оформляется своеобразный внешний вид пластинчатых лат. Рыцарство, это сословие, основанное на ленной системе, остается консервативным во всем своем образе жизни. Рыцари ведут бой верхом в тяжелых доспехах, как это изображают в начале столетия. Преобразования этого комплекса вооружения были несущественными. Достаточно уже того, что рыцарь оказался готовым принять салад, т. к. бацинет стал неудобен. Для защиты лица саладу был добавлен подбородник, закрывавший лицо до глаз, привинчивающийся к нагруднику и застегивающийся вокруг шеи. Эту форму приняли преимущественно во Франции и Германии. В Италии, где Ренессанс на столетие раньше стал влиять на эстетические вкусы, распространяются шлемы другой формы, которые более напоминают античные.

 

Примерно к 1470 году рыцарские доспехи с саладом по своему внешнему виду являются образцом элегантности и пропорциональности. Ни раньше, ни позже требования к красоте и изяществу исполнения не были так высоки, как в это время, которое можно считать пиком развития пластинчатых лат. Много позднее доспехи вызывают восхищение, но это относится в большей степени к их удивительному декоративному убранству, а не к доспеху в целом.

 

Сейчас эти латы называют готическим доспехом, к чему, несомненно, дают повод отдельные детали, несущие на себе отпечаток готического стиля. Однако сама форма заимствована от итальянского, особенно флорентийского костюма, которые приблизительно в середине XV века вошли в моду у придворной знати всей Европы.

 

Первые попытки создания чисто пехотных доспехов наблюдаются в Италии уже в XIV веке. Такая же тенденция характерна для швейцарцев, профессиональное чутье которых было необычайно развито, а своеобразная тактика глубоких пехотных колонн требовала нового защитного и наступательного оружия. Вместе с наемными швейцарскими отрядами новая тактика и вооружение распространились по всей Европе.

 

Немецкий ландскнехт, бывший наемным профессиональным солдатом в полном смысле слова, первое время носил полные латы, не отличающиеся существенно от рыцарских. Позднее, около 1520 года, он уже был облачен в бургиньот испано-итальянского образца, в кирасу с юбкой и набедренниками, а также в подвижное ожерелье с короткими подвижными наплечниками, закрывавшими только верхнюю часть руки. Под латами он носил кольчугу, а после 1530 года также кольчужную мантилью на плечах. Так возникли латы ландскнехтов.

 

Салад сменяется закрытым шлемом-армет, подвижное ожерелье включается теперь в систему доспеха, появляется почти повсеместно бургундский армет, который в прочном соединении с ожерельем позволяет свободно двигать головой; нагрудник становится просторным, шарообразной формы и приобретает горизонтально обрезанный верхний край; поножи также становятся более просторными. Уже начиная примерно с 1460 года, при проведении турниров входит в употребление крюк для копья, который будет целое столетие непременной деталью рыцарского доспеха, т. к. всадник больше не в состоянии держать под мышкой ставшее тяжелым рыцарское копье.

 

Около 1500 года мы видим новый тип доспеха, который, в общем, по конструкции одинаков с описанным выше, но на всех частях своей поверхности, за исключением поножей, имеет желобки или рифление. Эти рифленые латы получили вначале в среде коллекционеров обозначение "миланский доспех". Название, не опирающееся на какое-либо доказательство, но, тем не менее, обоснованное, хотя все имеющиеся налицо такого рода латы немецкие, большей частью нюрнбергского. Они появляются внезапно, так что напрашивается вывод о чьем-то профессиональном реформаторском влиянии. Все обстоятельства указывают на то, что их можно рассматривать как изобретение Максимилиана. I, который задумал усилить латы рифлением, не увеличивая их толщины и веса. Сейчас исследователи называют их на этом основании более правильно - "максимилиановский доспех".

 

Пластинчатые латы с 1500 года пользовались широкой популярностью. Начиная с этого времени, они занимают свое место не только на поле сражения и турнире, но и на праздничных торжествах и в придворной жизни. В таких обстоятельствах они превращаются в богато украшенную роскошную "одежду". Прежде всего, доспешники стремились таким образом сделать эти латы, чтобы они не стесняли движений при ходьбе, что было необходимо для различных пеших турниров. Точно так же, как и для лат ландскнехтов или личной охраны именитых особ, стоящих на посту в покоях дворца, соображение экономии и стремление сделать доспех универсальным приводит к тому, что создаются целые доспешные гарнитуры, которые путем сборки разного рода чередующихся и усилительных частей можно было использовать в различных случаях.

 

Примерно в это время оформляется немецкий бургиньот для ландскнехта, который начинают носить дворяне - отчасти из-за удобства, отчасти потому, что это пришлось по вкусу пехотинцам. Знать появляется, как правило, в таких латах при взаимодействии с отрядами ландскнехтов. Этот доспех из-за своего незначительного веса и т. к. он мог использоваться при верховой езде, называют трехчетвертными латами или латами телохранителей. Эти латы представляют собой нечто среднее между рыцарскими и ландскнехтскими. Они имели, кроме того, узкие наплечники, на которые нередко помещали подвесные диски, а также полную защиту руки. Только благодаря бургиньоту, полным набедренникам и отсутствию копейного крюка они иногда путаются с ландскнехтским доспехом.

 

С 1547 года наступает конец периода "гигантомании" в доспехах. Отдельные части лат становятся меньше и соразмернее. Нагрудник теперь значительно длиннее, и тапуль постепенно сдвигается к нижнему краю. Это нависание над нижним краем нагрудника называют, как уже упоминалось ранее, "гусиная грудь".

 

Примерно в 1590 году тяжелая кавалерия также отказывается от тяжелого копья, по коей причине исчезает и копейный крюк. Все кавалеристы носят теперь тяжелые сапоги и примерно с 1600 года также кожаные колеты под нагрудником, полы которого достигают половины бедра. Несколько ранее уже отказались от тяжелой кольчуги, которая носилась под латами и защищала открытые места доспеха.

 

С 1640 года в кавалерии реже встречаются арметы и бургиньоты, их вытесняет широкая валлонскоя шляпа, она становится всеобщим головным убором с железным черепником под ней, чтобы защищать голову от ударов. Только императорские кирасиры носили еще очень тяжелое снаряжение, которое напоминало старые пластинчатые латы, но кирасы становятся совсем короткими, зато нижний край их расширяется чрезмерно, чтобы закрыть необъятные широкие штаны. Кирасирские латы неуклюжи, неудобны и в целом некрасивы. При этом они обладают необычайной тяжестью, которая почти подавляет человека. Несмотря на свою толщину, эти латы продемонстрировали полную свою бесполезность против все возраставшей мощи огнестрельного оружия.

 

Пикинер - последний пехотинец, который в регулярных европейских войсках носил латы. Это были так называемые полудоспехи, называвшиеся также пикинерскими. Они состояли из железного шлема, кирасы с короткими поножами и узких наплечников, доходивших до локтевого сгиба, нижняя часть руки защищалась кожаными перчатками с длинными крагами, которые почти касались наплечников.

 

Несмотря на всеобщее распространенное убеждение в незначительной пользе лат, дворянство расставалось с этой защитой неохотно. До XVIII века они играли романтическую роль неотъемлемого внешнего признака дворянского достоинства. В то время как хауберт просуществовал в течение более пяти столетий, пластинчатый доспех сохранял свой характерный облик на протяжении жизни одного, от силы двух поколений, но в военных кругах сохранялось убеждение, будто эти доспехи были всегда обязательным элементом рыцарского снаряжения. Хотя пластинчатые латы уже давно больше не существовали, еще в XVIII веке дворяне и высшее офицерство продолжали изображаться на парадных портретах не иначе как в кирасе и шлеме с забралом, подчеркивая этим как бы древность своего происхождения.

 

В кругу воинов-профессионалов редко какое оружие так сильно переоценивалось со дня своего появления, как пластинчатые латы. Возникшие в период, когда начало развиваться огнестрельное оружие, они определенным образом были заранее обречены. Пластинчатый доспех был маленьким эпизодом в продолжавшемся издревле споре "меча и щита" о преобладании активного или пассивного в средствах ведения войны. Но история доказала, что необходимость, в доспехе отпала в тот момент, когда огнестрельное оружие достигло определенной эффективности. Долго еще в рыцарских кругах закрывали глаза на этот факт. В традициях старого героизма живуче было представление о доспехе как о чем-то совершенно незаменимом и необходимом. Внешний вид и мужественность этого защитного вооружения способствовали тому, чтобы оно считалось неразрывно связанным с военным сословием. Для нынешних романтиков эти доспехи являются предметом необъяснимых мечтаний, для мыслителей они представляют культурно-исторический предмет изучения, а для ценителя искусств многообразие их прекрасных форм составляет предмет восхищения и страстного поклонения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 месяцев спустя...
  • Бронеходы

Не совсем рыцарское оружие, но любопытный абзац, на который я наткнулся в своих скитаниях по дебрям интернета:

 

Мемуары Жана де Жуанвиля, хроникёра Седьмого крестового похода, содержат описания действия греческого огня:

Это случилось однажды ночью, когда мы несли ночной дозор на башне; сарацины привезли осадное орудие под названием перронель, чего никогда ранее не делали, и зарядили его пращу греческим огнём. Когда добрый рыцарь Лорд Вальтер Курельский, который был с нами, увидел эти приготовления, он сказал нам: «Господа, мы попали с вами в такую передрягу, в которой доселе не бывали ни разу. Если они нацелят свой огонь на наши башни и укрытия, мы проиграем и сгорим заживо. Если мы потеряем укрепления, которые нам доверили охранять, это будет величайший позор — и только Господь может спасти нас от беды. Таково моё мнение и мой совет: каждый раз, когда они будут запускать в нас огнём, мы должны упасть на локти и колени и молить Господа нашего о спасении».

 

Чуть только раздался первый выстрел, мы упали на локти и колени, в точности, как он нас учил; и их первый выстрел прошёл в аккурат мимо двух башен, и врезался в землю прямо в ров перед нами. Наши пожарные уже бросились тушить пламя, и Сарацины, будучи не в силах нацелиться на них, выстрелили в облака, чтобы языки пламени упали на них.

 

Такова природа греческого огня: его снаряд огромен как сосуд для уксуса, и хвост, тянущийся позади — похож на гигантское копьё. Полёт его сопровождался страшным шумом, подобным грому небесному. Греческий огонь в воздухе был подобен дракону, летящему в небе. От него исходил такой яркий свет, что, казалось, над лагерем взошло солнце. Причиной тому были огромная огненная масса и блеск, заключённые в него.

 

Трижды той ночью они метали в нас греческий огонь, и четырежды стреляли им в нас из баллисты.

 

Разговор идет о том самом легендарном греческом огне, который помогал византийцам выигрывать их морские сражения и даже помог уничтожить флот сына Рюрика киевского князя Игоря. Потом, после падения Константинополя, греческий огонь стал известен и в Европе. Секрет его изготовления ныне на всегда утерян.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тема интереснейшая,но как не хватает картинок!

Понятно,что и самим в инете нарыть можно,но раз уж взялся за гуж....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...