Перейти к содержанию
Бронеход

Интерестные обьекты в Украине


d@izer

Рекомендуемые сообщения

И так пожалуй начну с этого обьекта.

 

ПОДЗЕМНЫЙ ЗАВОД

ПО РЕМОНТУ ПОДВОДНЫХ

ЛОДОК

Ранее закрытая зона - Балаклава - всегда привлекала огромное внимание иностранцев. С созданием независимой Украины, выводом из Балаклавы подводных лодок ЧФ и передислокацией в 1991 году ядерных боезапасов, ранее хранившихся в Балаклаве, в Россию представлялась уникальная возможность осмотреть то, что ранее принадлежало могущественному Советскому Союзу.

И вот осенью 1995 года на один из таких ранее секретных объектов направились участники выездного заседания Международного трейд-клуба. Это были представители деловых кругов из 42 стран мира, среди которых - три чрезвычайных и полномочных посла, шесть первых секретарей посольств, 18 торговых атташе, а также вторые и третьи секретари посольств и представители торгово-экономичес-ких миссий, всего около 80 человек.

 

В конце 40-х годов XX века в СССР была принята "Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий ядерного оружия". В соответствии с ней и с учетом дислокации в Балаклавской бухте основной базы подводных лодок Черноморского флота было принято решение о постройке на западном берегу бухты объекта противоатомной защиты 1 категории устойчивости.

В 1953 году правительством утвержден проект подземного сооружения, разработанный Ленинградским государственным проектным институтом "Гранит".

Объект состоял из нескольких частей: ремонтной части - объект 825 ГТС ("гидротехнические системы") с водным каналом длиной 608 м, глубиной 8 м, шириной от 10 до 24 м, топливного хранилища на 9,5 тысяч тонн ГСМ и арсенала -объекта 820.

Автономность укрытия - 30 суток. Общая площадь -около 15 тысяч кв.м. Численность персонала ремонтной части - 300 человек, арсенала - около 150 военнослужащих.

Строительство сооружения начато в 1954 г. специально созданным военным горностроительным отрядом Черноморского флота. В феврале 1956 г. на помощь военным строителям были направлены метростроевцы из Москвы и Харькова (на основе отряда было создано предприятие п/я А 3861 - ныне строительное управление № 528).

Полностью подземный комплекс был сдан в эксплуатацию в 1963 г. В первую очередь в 1961 г. была введена в строй ремонтная часть (объект 825 ГТС), которая предназначалась для укрытия, ремонта и обслуживания дизельных подводных лодок малого и среднего класса. Она включала в себя: канал, сухой док (доковую камеру), производственные площади, на которых

размещались станочный парк, участки по проверке лодочного электро- и гидрооборудования, служебно-бытовые и складские помещения.

 

Схема завода:

8898d9aa5e0325fc738cbba57c61aa85.jpg

 

825 ГГУ - под таким названием долгое время числился балаклавский подземный завод по ремонту подводных лодок.

Гипотетически при взрыве в центре Балаклавской бухты мегатонной ядерной бомбы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло Балаклавской бухты сотни миллионов тонн морской воды. Уровень воды в Балаклавской бухте поднялся бы на десятки метров, затопив все живое. Один из основных вопросов, стоявших' перед командованием ЧФ, был следующий: как защитить подводные лодки, боеприпасы, в т. ч. и ядерные вооружения, технику, производственные мощности оборонных предприятий, чтобы даже после ядерного удара флот мог остаться боеспособным? Для этого в 1954 году был разработан специальный план строительства под Севастополем и Балаклавой защитных подземных сооружений, подземных заводов и холодильников, госпиталей и хлебокомбинатов, хранилищ для боеприпасов и продовольствия. План предусматривал укрытие от ядерного удара до 50% запасов флота и половину населения города.

 

Вход в обьект:

1ae54bd72bcd68cee0a8b5f6998c0b65.jpg

 

К концу 50-х годов большая часть секретного плана была выполнена. Одним из его объектов был балаклавский завод по ремонту подводных лодок. В то время о его существовании знали далеко не все. Как когда-то были секретны материалы по строительству Лазаревских доков и северного дока им. Николая II, как когда-то были секретны материалы по строительству береговых башенных батарей Б-30 и Б-35, так в 80-е годы были секретны материалы по строительству укрытий и убежищ от ядерного оружия. Но времена меняются, и сегодня севастопольцы могут узнать то, что раньше было доступно лишь избранным.

Самое большое на Черном море комбинированное противоатомное фортификационное сооружение для ремонта и укрытия подводных лодок начало строиться в 1957 г. на западном склона Балаклавской бухты. Это был первый и тогда единственный в СССР подземный завод по ремонту подводных лодок. Строители пробили в сверхтвердом скальном грунте искусственное "гнездо», в котором, помимо укрытий для семи подводных лодок, был вырублен подземный 70-метровый док. В нем производился капитальный ремонт подлодок.

 

76da21e70524d56977ef8e8c1b2d0525.jpg

 

Кубик - это морская мегагерма, называемая Батопорт

"...Батопорт (специальная морская задвижка) - предназначен для перекрытия внутренней части канала в случае нанесения ядерного удара. Батопорт представляет собой двойной металлический короб высотой 14 м, шириной 6 м, длиной 18 м, весом 150 т. Расположен с правой стороны канала, в данный момент утоплен почти на всю длину в специальную нишу..."

 

 

f639206dfad0c945409c48b9131488e1.jpg

 

В полукилометровую штольню лодки забирались своим ходом. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Вся инфраструктура подземного завода позволяла полностью изолировав себя от внешнего мира автономно осуществлять ремонт лодок, выпуская их периодически через специальный шлюз прямо в море, а также укрывать в штольнях при ядерной атаке более тысячи человек.

Канал длиной около 500 метров проходит насквозь через гору. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной 300 метров. Самый большой диаметр штольни — 22 м. Глубина канала 8,5 метра. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался многотонным плавучим ботопортом, который поддували воздухом и он всплывал. Это позволяло полностью закупоривать подземный объект. Такой же ботопорт, только меньше размером, установили в подземном сухом доке. В надводном положении подлодка вводилась в него, ботопорт закрывался, воду откачивали - и можно было доковать лодку.

Выход на северную сторону, в открытое море, также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины. Вход в подземный комплекс с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии.

Таким образом, комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним — 126 метров.

Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, для чего стояли огромные генераторы. Осуществлялся подвод воды и солярки. Субмарины, придя с боевой службы, могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса. Более 20 лет на подземном судоремонтном заводе ремонтировались подводные лодки.

 

3c79cd2ef59e6567b291e03de2f011b2.jpg

 

 

Понтон, при входе лодки в завод отодвигался в сторону.

 

"...понтонный мост закрывает вход в канал со стороны Балаклавской бухты. Из резервуаров моста выдувалась вода, вследствие чего он всплывал на высоту 0,5 м и отводился в сторону спецмеханизмом лебедочного типа - шпилем. Вход в канал закрывала маскировочная сеть закрепленная по краю козырька и подобранная под цвет скал..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Помимо работающих в подземном цехе, в разные времена комплекс обслуживала многочисленная команда: около 100 человек производственников, по 40 человек доковых рабочих и группы технических систем, обслуживающих инженерные системы подземного объекта. 50 человек подразделения ВОХР несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока.

Общая подземная площадь всех помещений секретного завода составляет более 10 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, шире самой Балаклавской бухты. Высота отдельных помещений - с трехэтажный дом...

 

Немного из истории бухты:

63a002140a390b0c9bae6ab82643fee2.jpg

 

Бухта в самом начале

 

886aac61e168d04804063d93234f0862.jpg

 

Погрузка ракеты на подводную лодку

 

886aac61e168d04804063d93234f0862.jpg

 

А вот так раньше был виден вход для американских шпионов)))

 

dab0b1c0a0e1a37d89175c2163925b45.jpg

 

Подводные лодки в бухте

 

d1f788d564f5b5bd42542253ac7e9a62.jpg

 

Теперь заглянем внутрь

 

c34b7bd396f06825d0b391c02061918c.jpg

 

Мегадверки, весящие по 22 тонны - унутрях за стальной обделкой - бетон

 

Кто же создал это поистине уникальное сооружение? Первоначальные работы велись силами ЧФ. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.

Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов ЧФ. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тыс. тонн нефтепродуктов.

Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге подвозили и загружали в подлодки у подземного причала торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами 2-метровой ширины, 10-метровой длины и 7-метровой высоты.

В начале 60-х годов началось сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Черноморского флота Н.С. Хрущевым, в период его правления, масштабность и универсальность этого комплекса поразили Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР, и он приказал переоборудовать его... под хранилище для вина!

 

Якоря

 

ee95b9a6f1856cbffd8e74953035bddd.jpg

 

Сухой док

 

766256980e24b562b82f54459ce9c90c.jpg

 

Только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС МО Г. К. Жукова и министра ВМФ М. Г. Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.

Весь подземный комплекс с системой шлюзования, штреками и потернами, системой жизнеобеспечения и др. является единственным в своем роде историческим памятником инженерно-технического искусства на территории СНГ.

 

Коридор

8b6014d91fbd1aa847c7ac19c5aa4d03.jpg

 

 

Отсюда стартовали секретные советские космические корабли

7ada08bf074e78aee70954d738f90d40.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, что подобное сооружение недавно открылось как объект туризма в Канаде. Это единственный в мире Музей холодной войны, разместившийся в «Дифенбункере», как канадцы нарекли правительственное атомное бомбоубежище. . Построенное в 1961 году, оно предназначалось для канадской правящей элиты в случае ядерного нападения со стороны Советского Союза. На глубине нескольких десятков метров были оборудованы четырехкомнатная квартира для самого премьера, апартаменты поскромнее для членов его кабинета, высших военных чинов и других высокопоставленных государственных лиц общей численностью 540 персон.

 

Фактура стен

 

2bb5a3550a9a52f91cfdb17a4f3c00c0.jpg

 

 

Хитромудро кривые стены для гашения ударной волны

 

9750109f14e18552e6b165d942870cef.jpg

 

Тележка для перевозки грузов по комплексу, в тч ядерных в спец. контейнерах

 

8127e109ab6a652bf0689200f1c7f93b.jpg

 

 

Запасов пищи; воды и воздуха (в подземелье планировалось иметь установку по обогащению его кислородом) должно было хватить на три недели. Подземный бункер площадью несколько гектаров вмещал служебные кабинеты, телефонный и телеграфный узлы, радиостанцию, медицинский центр с моргом, библиотеки, концертный зал, ресторан, бассейн, особое помещение для хранения золотого запаса страны и многое другое. Одних только туалетных комнат было 78.

Добравшиеся до убежища должны были пройти через специальный дезактиватор, где следовало раздеться догола, принять душ поочередно в двух специальных комнатах.

Одежда подлежала захоронению. «Дифербункер» прекратил свое существование только в 1994 году, а двумя годами позже было принято решение открыть здесь музей

Но вернемся к нашему, отечественному подземному «музею». Перед началом ознакомления с подземным заводом члены Международного трейд-клуба осмотрели искусственный железобетонный канал, по которому подводные лодки в надводном или подводном состоянии могли попасть внутрь горы. Присутствующие познакомились с системой перемещения подводных лодок внутри подземной части канала, системой вентиляции и герметизации.

 

 

 

Тележка на поворотном круге (круг поворачивается, тележка ездит)

59a99f371ba28c01258870feb90d137b.jpg

 

Перекресток.

Справа и слева - хранилища, спереди - проход вглубь, сзади - выход наружу.

 

058cedf257de5dda112b4fd90d57a7ed.jpg

 

83fdc6862c60ac53d18f380c6a677319.jpg

 

Хранилище зарядов

9abd72bd4e8e30fad7543ed5438ae63c.jpg

 

Закоулок где-то между арсеналом и вентиляцией

 

1e16c37c207a6bb08f4ecc6a1e45b0b7.jpg

 

Огромный интерес у гостей вызвал передвижной ботопорт (металлические задвижные ворота), ширина которого достигает 5 м, высота 20 м., длина 30м. Внутри металлического корпуса находится второй корпус, который предназначен для заполнения воздухом. Эта огромная масса металла с помощью специальных мощных двигателей и компрессоров перемещалась в горизонтальном положении, закрывая и открывая морской вход в подземную часть комплекса. Морские ворота были предназначены для защиты от ударной волны разорвавшейся атомной бомбы и должны были выдержать давление до 10 кг/см2. Размеры подземного ботопорта, системы механизации перемещения ворот к этому времени являлись шедевром инженерной мысли и высоких технологий, примененных в фортификационном искусстве.

Осмотрев подводную часть комплекса, вся группа двинулась по широкому коридору внутрь подземного царства. Ранее по этому коридору можно было проехать на машине, по центру его были проложены рельсы для железнодорожный тележек.

 

Дверки в арсенал, внушают - по 17 тонн каждое

e3944d19a26b96903c8c4c2fbb2772d1.jpg

 

Выход в море

98c1997a3abec5c772b666767317bca3.jpg

 

a039144dccace7ce5eceac3f53370d17.jpg

 

З.Ы. Обьект местные называют Черная дыра)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Бронеходы

Ничего себе сооружение. даже и не знал что такое делалось. Обалдеть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно. Спасибо, интересно Гугл Ёрс находит что-либо подобное?

Должен,попробуй прописать Балаклавский завод подводных лодок

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну что друзья надеюсь все запаслись фонариками,зашнуровали ботинки и приготовили все необхоимое для посешения следующего "секретного обьекта".Ну чтож тогда в добрый путь.

Путешествие на обьект Объект 221 (ЗКП ЧФ) Замаскированный командный пункт Черноморского флота на случай ядерной войны.

 

Если Вы решитесь посетить обьект к теплое время года, то лучше одеться во что-нибудь легкое, а теплые вещи взять с собой - иначе пропотеете на подъеме, а зайдя в подземелье моментом подхватите пневмонию.

На походе к входным порталам по левой стороне располагается бетонная опорная стена - явный ориентир, что Вы на верном пути. выше ее и располагается правый портал, он отличается тем, что на нем нарисовано больше окон. Внутри портала есть пролом в бетоне, лучше заходить через него.

Заранее приготовтесь к встрече с тамошними обитателями (как к этому приготовиться решайте сами, но лучше идти большой группой и не с пустыми руками), если кого то встретите, лучше не идти на конфликт - под землей нет ни милиции, ни прокурора, даже если по мобилке и свяжетесть с Балаклавским райотделом, то это врят ли поможет - из Балаклавы туда долго ехать, да и с бензином всегда проблемы.

Объект представляет из себя сеть тоннелей в которых запросто может проехать "КАМАЗ", имеет пять уровней и верхнюю площадку для антенной аппаратуры, тоннели ведут к огоромной сети помещений - именно в них и планировалось разместить все службы штаба флота.

Если зайдя вовнуть Вы пойдете по левому тоннелю, то через некоторе время увидите боковое ответвление с левой стороны, вход завешен армейским АЗК - чье то жилище, внутри имеются импровизированные нары заваленные тряпьем, газовый баллон и газовая плита. Далее по ходу еще будет металлическая панцираня кровать, рядышком бутылки, банки, ложки. Делайте вводы...

По центру тоннелей квадратные отверстия, большей частью прикрытые, но не полностью, еще одна опасность - отверстия ведущие на нижние уровни, туда то же можно славненько загреметь. Многие из нижних помещений затоплены водой. По бокам тоннелей имеются боковые помещения, часть из них залита водой. Внутри всего первого уровня объекта на удивление чисто, лишь местами имеются насыпи грунта. Пройдя дальше Вы выходите на перекресток, если пойти на лево, то попадете к левому выходу, центральная часть его обрушена, видимо специально взорвали, что бы нельзя мжно было заехать на машине, но если повенуть преред обвалом на право, то без проблем окажитесь на поверхности.

Вернувшись назад к перекрестку вы увидете тоннель справа (из которого Вы ранее выходили),

идущий прямо тоннель, и еще один уходящий вверх. В начале тоннеля, которые ведет вверх, имеется барьер из грунта(видимо насыпали с целью воспрепятствовать движению автомашин).

 

К сожалению, в этот день мы дальше не пошли - сверху раздавался грохот железа и шипение газовой сварки. Решив подстраховаться мы вышли на поверхность и по дороге направились помотреть на мародеров. На асфальте виднелись свежие царапины от металлических конструкций, которые тащили привязав за трос. Поднимались долго и нудно, взопрели до нельзя. По пути были видны свежие следы от трактора "Белорусь", жаль мы так и не нашли места, где можно заехать на эту дорогу.

Вверху на горе расположено два бетонных квадрата, этак метров 30Х30, вниз ведут солидные люки (конечно же уже без металлических крышек), по бокам выходят трубы для прокладки кабеля. На дальнем квадрате мы обнаружили баллоны с кислородом и ацетиленом, лебедку. В бетонном основании зияло отверствие, где раньше располагался люк - видимо его только срезали.

Исчерпав лимит свободного времени мы отправились вниз.

 

Вход

alsu-20-s.jpg

 

Начало наземного комплекса

alsu-01.jpg

 

Недостроенный штаб(((

alsu-05.jpg

 

А вот собственно вход в бункер. Два здания (на фото первое) в склоне горы. От них тоннель уходит внутрь горы - в комплекс. Само здание подлежит обсыпке, остается только фронтальная часть

 

alsu-08.jpg

 

Чтоб снизу, из долины, не догадались о предназначении домиков на них НАРИСОВАНЫ окна. Сюдя по торчащим закладным - это мера на период строительства, потом фасад был бы замаскирован как-то по другому

alsu-09.jpg

 

 

alsu-11.jpg

 

 

На период строительства тут был проход, потом его забутовали (криво), а мародеры пробили дырку, чтоб сподручнее было выносить металл.

alsu-13.jpg

 

Неизвестные помешения

alsu-16.jpg

 

Начало тоннеля в комплекс

alsu-18.jpg

 

Комплекс состоит из двух 130-140 метровых блоков, шириной метров 20 и высотой тоже примерно метров 15. (всего 3 этажа+чердак), соедененных между собой. На фото "чердак" одного из блоков

alsu-23.jpg

 

Низ ствола. Сколько там внизу ещё - хз. Сверху перекрытие и только со второго этажа начинается дальше ствол.

alsu-24.jpg

 

alsu-25.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Визитная карточка Алсу - так называемые "штаны" - разветвление главной магистрали на блоки, дренажки и прочие. На фотографиях далее несколько вариантов прорисовки освещения в штольнях. Размер их таков, что там камаз запросто проедет.

alsu-26.jpg

 

alsu-27.jpg

 

alsu-28.jpg

 

Ведущий хз куда тоннель

51870.jpg

 

Свершилось - мы сумели вырваться в Алсу!

В этот раз для подстраховки мы взяли с собой нашу служебную собаку - очень крупная немецкая овчарка, чужих чует за версту, к тому же абсолютно "безбашенная", порвать кому-нибудь задницу для нее любимое занятие.

Как описано в первой части - мы прошли преждним путем и на развилке повернули на право. Данный тоннель ведет на первый этаж "подземной пятиэтажки", которая представляет из себя циклопическое по своим маштабам сооружение из бетонных плит покрытых металлом. Огромная сеть коридоров и прилегающих к ним комнат и залов, лестницы, которые ранее связывали этажи, конечно срезаны и увезены, на подходе к "пятиэтажке" целая гора баллонов с ацетиленом и кислородом (ВНИМАНИЕ!!! ОЧЕНЬ СИЛЬНАЯ ЗАГАЗОВАННОСТЬ ЧЕРЕВАТА ВЗРЫВОМ!!!).

В боковом ответвлении стоит мотоцикл с коляской, грязная роба, охотники за металлом привезли сюда дизель-генератор, провели осветительную сеть, нарезанного и приготовленного к вывозке железа, по нашим оценкам, тонн сорок! А металлических конструкций внутри 221-го объекта им хватит еще на несколько лет. Если пройти через "пятиэтажку", то Вы выйдите в тоннель, который сообщается с тем, через который вошли в объект. Если пойти в сторону выхода (его свет виден с этого места), то по правую сторону будет еще два тоннеля, ведущие на другие уровни "пятиэтажки". Чем выше расположение тоннелей, тем больше сырость и протекание воды с потолка. В самой "пятиэтажке" следует соблюдать повышенную осторожность, т.к. вертикальные лестничные пролеты (как ранее мною говорилось лесниц там уже нет) ни чем не ограждены и свернув в боковую комнату, Вы попадете не в оную, а загремите вниз - исход понятен...

Достоверно известно, что существуют (или существовали) две винтовые лестницы ведущие к вершине горы, но в момент нашего посещения их разрезали "металлисты", посему мы не смогли их посетить...

Данный объект очень сложно описать - необходимо побвать там, что бы ощутить его грандиозность, даже подземная база подводных лодок в Балаклаве кажется незначительной в сравнении с 221 объектом.

 

На дальнем выходе из объекта мы столкнулись с одним из "металлистов", его очень интересовало, что мы там увидели, все расспрашивал какое ведомство мы представляем и т.д.

Опасения его понятны - добыча металла дело незаконное...

 

Переборка между залами

20428.jpg

 

А здесь наверно кто-то живет...может мародеры

20426.jpg

 

Не всюду можно пробраться,ибо присутсвует подтопления

 

20429.jpg

 

Мусор

 

9292.jpg

 

Здесь были мародеры,срезанны люки и сданны на металл

51873.jpg

 

Да будет свет...

29963.jpg

 

Шахта ведущая на вершину горы

als_01.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну ведь ХАЛФ ЛАЙФ)))

Спасибо за интересную тему

Первый раз (да, пока толком единственный) попав на 825 объект, возникла точная такая же мысль - Черная меза, не иначе, особенно понравились рельсы и вагонетки.

А полезли мы туда ночью и с фонариками - захотелось, блин, острых ощущений. Но все остались целы и невридимы.

 

На выходе в море глубина примерно 40 метров (эхолотом замерял) - ощущение, когда с катера ныряешь, не из приятных.

 

Сегодня объект снаружи выглядит вот так - сам фотографировал.

39bcbb28ab44.jpg

Вход справа скраю.

 

Интересно. Спасибо, интересно Гугл Ёрс находит что-либо подобное?

Если интересует конкретно этот объект, то вот ориентир

7c51bb4dee6c.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну что друзья вот мы побывали на двух обьектах,надеюсь вам понравился осмотр их.Сегодняшний обьект не секретный,но тем не менее интерестный,и который к себе притягивает туристов,и так мы отправляемся на Крымскую АЭС,дозиметры свинец и вино нам не пригодяться)))

 

Строительство Крымской АЭС, так и не построенной, было задумано очень давно, аж в 1968 г., когда были проведены первые изыскания. Государство потратило на нее миллионы, по некоторым источникам, даже миллиарды, советских твердых рублей. И когда да запуска уже оставалось чуть больше полугода, в 1989 г. строительство было решено остановить. Еще очень свежи были воспоминания о недавней катастрофе в Чернобыле, новая политическая ситуация, мнения экологов и множество других факторов остановили строительство уже почти завершенного колосса навсегда. Были идеи использовать недостроенную АЭС под учебный центр для подготовки диспетчеров атомных станций, рассматривались планы по передаче ее различным ведомствам… Время шло, скоро всем стало не до нее, а спустя еще немного времени стало понятно, что денег вообще ни на какое-либо строительство уже не будет. И про станцию забыли.

 

Протесты против строительсва станции

kaes_meeting_02.jpg

Вид с космоса на обьект

 

aes_shelkino_google.jpg

 

А во и сам обьект появился на горизонте

 

aes1.jpg

 

oil.jpg

 

Не удержался и решил сразу вставить вот эту фотографию,АЭС в закате

aes.jpg

 

Вашему взгялду представленны цеха АЭС,к сожалению тут царит полная разруха после мародеров

crimea_aes_18.jpg

 

Краны которые мы видим уже господин Ахметов распорядился продать

cr03_29.jpg

 

Безглавая и беззашитная

142-6-1.jpg

 

Вид с птичьего полета

33999225.jpg

 

Но не на долго. В стенах и на крыше этой, никогда не запускавшейся и уже начавшей разрушаться АЭС, стали проводить молодежные дискотеки, разных направлений, масштабов и стилей. Туристические агентства не забывали включить этот факт и сам объект в обязательную программу для всех посещающих Казантип… АЭС обрастала легендами: тут и реально приходящие ассоциации с фантастическими книгами и фильмами, и светящиеся человечки, и рассказы о том, что якобы все постсоветские украинские фильмы-катастрофы-экшены снимались на территории АЭС и многое-многое другое.

 

Сейчас станция выглядит еще более разрушающейся. Сменяя друг друга приходят к ней охотники за оборудованием, за цветным металлом, за различным строительным материалом… Регулярно наведываются фотографы, как местные, так и приезжие, как профессионалы, так и любители. Гуляя по Интернету можно найти целые фотоальбомы посвященные АЭС, год за годом, от первых дней постройки до дней сегодняшних…

Ну а если Вам действительно хочется посмотреть, что из себя представляет комплекс АЭС, не рискуя при этом своим здоровьем, как на ЧАЭС, и сделать свои уникальные фотографии, то поторопитесь: если разборка АЭС и дальше будет продолжаться такими же темпами, то скоро Вам нечего будет снимать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Недостроенная АЭС как символ чиновничьей недальновидности

 

Двадцать лет прошло с того момента крупнейшей ядерной катастрофы в истории. Через год после аварии, под давлением общественности в Крыму было заморожено строительство Щелкинской атомной электростанции — полного аналога Чернобыльской. Я несколько лет занимаюсь разработкой сложных систем, поэтому я детально изучал чернобыльскую катастрофу. И конечно, приехав в Крым, я отправился на щелкинскую станцию. Ведь это единственная АЭС, которую посторонний человек может не только увидеть, но и рассмотреть изнутри.

 

Город Щелкино, выстроенный специально для обслуживания АЭС, находится в самом верху Крыма, рядом с Казантипом. Утром я приезжаю в Феодосию, чтобы отправиться в Щелкино автобусом. Но увы, ближайший автобус идет слишком поздно, и я не успеваю вернуться обратно к поезду. Ловлю такси — за 160 гривен меня обещают довезти прямо до атомной станции, и подождать на время «экскурсии». По дороге водитель жалуется на запустение полуострова. И действительно, картина за стеклом «Жигулей» абсолютно безрадостная. При подъезде к станции это впечатление усиливается: пустые коробки брошенных домов, полуразвалившиеся производственные помещения, ржавые остовы металлоконструкций. Вокруг — ни души...

 

Подъезжаем к АЭС. Сама станция выглядит бодрячком — огромный бетонный куб с цилиндром наверху. И только навечно застывший башенный кран придает картине мрачноватый, несуразный вид. У станции нас с таксистом «встречают». Оказывается, АЭС продана на металлолом, и сейчас одна из украинских строительных компаний вывозит из нее оставшиеся железки. Частная собственность — частная же территория, но мои гривны делают свое дело. Вместе с проводником Владимиром мы отправляемся на экскурсию по станции.

 

Свой путь мы начинаем с нулевой отметки (отметками на АЭС обозначают высоту помещения в метрах над основанием станции). Сразу же поднимаемся вверх, на отметку десять. Подъем происходит по узкой бетонной лестнице, расположенной в самом углу станции. Лестница освещена лампами-переносками, протянутыми из строительного вагончика рабочих. Но все равно путь приходится подсвечивать фонариками: ручным и светодиодным налобным. За лестницей ламп нет, полагаемся только на фонарики. И лишь изредка видим свет, который пробивается через недостроенную крышу.

 

Медленно, чтобы не наступить на разбросанные по бетонному полу обломки, идем вглубь станции. Все помещения кажутся однообразными: серыми, полутемными и прямоугольно-круглыми. Как рабочие здесь ориентируются?.. Проходим несколько комнат поменьше и попадаем в большое мрачное и пустое помещение. Большая часть оборудования из него давно вывезена или растащена, поэтому определить назначение помещения трудно. Возможно, это зал ГЦН — главных циркуляционных насосов, подающих воду для охлаждения реактора. В одном из таких залов на Чернобыльской АЭС нашел свою смерть Валерий Ходемчук — единственный человек, умерший непосредственно от взрыва реактора. Всех остальных сгубила радиация.

 

Щелкинская АЭС строилась по тому же самому проекту, что и Чернобыльская — печально знаменитый РБМК-1000: реактор большой мощности канальный мощностью 1000 МВт. В 1987 году строительство ЩАЭС было заморожено, почти достроенную станцию законсервировали, а потом стали потихоньку растаскивать. Но залы станции повторяют залы четвертого чернобыльского энергоблока, позволяя нам представить трагические события, развернувшиеся там 26 апреля 1986 года.

 

Мы с проводником подходим к центру АЭС. Перед нами возникает огромная стальная дверь. Хотя огромная — это не то слово для обозначения сорока тонн свинца и стали. Толщина двери больше, чем мой локоть. «Здесь находился генератор», — говорит Владимир. Правда, он ошибается: и генератор, и турбина в РБМК-1000 находятся в отдельном здании, куда по трубопроводам подается пар от барабанов-сепараторов.

 

Поднимаемся еще выше, на крышу бетонного куба станции. Это отметка плюс тридцать. Пол крыши местами не залит бетоном, и в прогалинах видна арматура. Над крышей торчит башенный кран, он выше нее, наверное, еще метров на двадцать. С крыши открывается красивый вид: на Щелкино, на озеро позади АЭС. Но это только если не смотреть вниз, на окрестности станции. Там можно увидеть фундамент едва начатого второго блока, дизельную подстанцию и недостроенное здание машинного зала, где должны были находиться турбины и генераторы. Именно на машзал упали после чернобыльского взрыва раскаленные графит и топливо из реактора, вызвав пожар битумной крыши. Рухнувшей фермой перебило маслопровод турбины, грозил взрыв маслобака — огонь бы перекинулся на других блоки. Турбинистам во главе с заместителем начальника турбинного цеха Разимом Давлетбаевым удалось предотвратить его, слив масло из бака и заменив его водой, им же удалось вытеснить взрывоопасный водород из генератора. Пожарники Правика тем временем потушили пожар на крыше. Часть людей, которые работали в машзале, получили по 350 рентген — половину смертельной дозы. Все остальные — смертельную…

 

Отойдя от края крыши, мы направляемся к цилиндру-надстройке. Он находится в самом центре крыши и возвышается над ней на добрых двадцать метров. Сбоку надстройки прилеплена открытая металлическая лестница. Страшно, лестница неудобна и подозрительно шатается, подо мной — сорок метров высоты. Тем не менее, мы успешно добираемся до верха, откуда нам отрывается вид на реактор. Крыши нет — ее не успели достроить, и потому все внутренние залы станции как на ладони. Под нами центральный зал. В его верхней части расположен кран; он упирается в стены надстройки, как гигантский диаметр. Этим краном должны были перегружать ядерное топливо: вынимать отработанные кассеты и вставлять новые. Мы перелезаем на кран. Повсюду торчит арматура — стоит оступиться, и тебя пробьет стальными прутами. На кране какая-то будка, я влезаю на нее. Это самая высокая точка АЭС. Я смотрю вниз, в самое нутро станции. Точно также вниз смотрел Анатолий Ситников, заместитель главного инженера по эксплуатации первой очереди, чтобы оценить масштаб повреждений реактора. Во время осмотра он схватил две смертельные дозы…

 

Возвращаемся обратно. Вновь перелезаем с крана на стену надстройки. Вся стена пронизана тонкими черными трубами вперемешку с арматурой. Я тихонько стучу по трубе — оказывается, она пластмассовая! В воздухе пахнет сваркой — внизу вырезают остатки арматуры, связки из срезанных труб и арматурных прутков встречаются по всей станции.

 

Мы спускаемся с надстройки на крышу станции, затем входим в помещения на верхних этажах станции. Перед нами пустые шахты пассажирского и грузового лифтов. Шахта грузового лифта снизу завалена, и потому там темно. Я свечу в нее фонариком, но его луч теряется где-то внизу. Под ногами теперь валяются разъемы и короткие обрывки проводов. По полу идут кабель-трассы. И снова кучи сорванных разъемов и изрезанных проводов. Наверное, где-то здесь был блочный щит управления станцией — БЩУ. На таком же щите, в 1 час 23 минуты и 40 секунд, была нажата кнопка аварийной защиты АЗ-5, приведшая ЧАЭС к ядерной катастрофе. Там, на БЩУ, набирали свои радиоактивные бэры старший инженер управления реактором СИУР Топтунов, начальник смены блока Александр Акимов, заместитель главного инженера по эксплуатации А. С. Дятлов — персонал, управлявший реактором. Рядом с этим залом мы встречаем помещение, сплошь заставленное этажерками с многочисленными разъемами. Вероятно, здесь находился вычислительный комплекс «Скала», рассчитывающий характеристики работы реактора. Сам комплекс, разумеется, растащили в первую очередь — из-за драгоценных металлов, содержащихся в его электронном оборудовании.

 

Мы с Владимиром спускаемся вниз, на отметку ноль. По дороге вновь встречаются кабель-трассы — конечно же, давно срезанные; пол покрыт блинами-нашлепками от пролитого когда-то бетона. Такие же нашлепки есть и на лестнице. Ниже нулевой отметки начинается подвал. Подвал щелкинской станции залит водой, поэтому мы, к сожалению, туда не попадаем, и снова поднимаемся наверх — на отметку шесть и шесть.

 

Там находится вход в зону реактора. Массивная квадратная дверь; стена, испещренная отверстиями трубопроводов. Проходим внутрь. Я в реакторе! Повсюду арматура и металлоконструкции. Вокруг меня круглые стены, обшитые металлом и выкрашенные яркой белой краской. Надо мной перегрузочный кран. Осторожно пробираюсь через завалы к центру зала. Оказывается, там — пустота, от пола вниз уходит цилиндрический отсек, глубиной метров семь и не менее десяти в диаметре. Это и есть активная зона реактора.

 

Роковой чернобыльской ночью в такую зону, находящуюся в нестабильном режиме из-за нарушений регламента, были нажатием кнопки АЗ вброшены поглощающие стержни. Впрочем, к этому моменту уже произошел тепловой взрыв, и никаких стержней там больше не было. За ним последовал второй — взорвался скопившийся водород. Взрывами нарушило герметичность реактора и вышвырнуло в образовавшуюся щель радиоактивный реакторный графит и остатки ядерного топлива. Эти выбросы стали причиной катастрофического заражения местности и последующей эвакуации десятков тысяч человек: мир узнал о Чернобыле.

 

Вот, пожалуй, и все — мне пора выбираться. Под впечатлением я выхожу из реакторного зала. Владимир ведет меня к выходу. По дороге мы проходим большой прямоугольный туннель, предназначенный для грузовых работ. В прошлом году ушлые музыканты устроили там рок-концерт. Владимир хвастается, что он лично сделал для них барную стойку, сварив ее из листов металла и арматуры. Из туннеля мы выходим на свежий воздух.

 

Я оглядываюсь — теперь станция выглядит брошенной, никчемной. Миллиарды рублей брошены на ветер: ни денег, ни так нужной в связи с энергетическим кризисом электроэнергии. Замороженная полуразграбленная станция как символ бесхозяйственности и недальновидности еще десятки лет будет стоять на земле Казантипа. Водитель приветственно машет мне рукой, приглашая сесть в машину. Трогаемся. По стеклам бьет дождь — неласково провожает меня Украина. Таксист жмет на газ, пытаясь успеть к поезду. Вечером этого же дня я отправлюсь на нем в Москву.

 

автор: Василий Старостин, 29.08.2006

 

33999723.jpg

 

Внутреннея стенка реактора

34001735.jpg

 

Внутреннея архитектура сооруженния

 

33999220.jpg

 

Люк из гермозоны

33999876.jpg

 

Пульт управления краном.который должен был воогрузить купол на реактор,но не судьба

33999721.jpg

 

Внутри реактора

33998195.jpg

 

33999724.jpg

 

33998195.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И в заключении маленькая история с картинками

Хочу рассказать Вам (и показать фотографии) как мне пришлось быть свидетелем редкого зрелища, которое действительно мало кому удалось увидеть. Для человека не имеющего к атомной энергетике никакого отношения это может показаться совершенно не интересным и малозначительным событием, но для меня оно имело символический смысл. В 2005 году я присутствовал при разрезании на металлолом атомного энергетического реактора ВВЭР - 1000 при помощи автогена, если проводить аналогию с человеком, резали сердце Крымской АЭС. Самое интересное, что многие отдыхающие, тусовщики Казантипа считают, что реактор это большое серое здание на территории Крымской АЭС или по крайней мере реактор находится в нем, к большому сожалению это всего лишь гермооболочка и обстройка реакторного отделения, а дискотека проводилась вообще в машзале (турбинном отделении), часто мне приходилось слышать выражение "дискотека на реакторе". Но мало кто догадывался, чтобы увидеть реальный корпус реактора не нужно было лесть на мостовой кран, или бродить по гермозоне, он тихо и мирно лежал на промплощадке Крымской АЭС в 300 м юго - западнее самого блока. Там возле реактора лежал и парогенератор (как его резали я не видел, это было чуть раньше).

 

В 2005 году меня попросил бывший инженер Крымской АЭС, который волею судьбы, остался в Щелкино, отвезти его на АЭС и забрать звездочку реактора (устройтво через которое выводятся импульсные линии к датчикам давления и приборам термоконтроля из ректора) На наших глазах реактор, который огромное предприятие Атоммаш с многотысячным персоналом, могло произвести штук шесть в год (в лучшие времена), благополучно порезали на куски два сварщика за день и вручили нам звездочку (которая весила килограмм 60). Правда судьба этой звездочки была, похожей на судьбу самого реактора, да и всей станции, потом мне рассказали, что жена этого инженера выбросила звездочку в мусоропровод (наверное что то не поделили). Вот таким образом АЭС превратилась в памятник (чему думайте сами), а звездочка от реактора в археологический артефакт в районе городской свалки города Щелкино.

 

reactor2.jpg

reactor3.jpg

Reactor4.jpg

Reactor5.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему-то стало тоскливо. :lol: наверное все-таки СССР была очень богатая страна.

А сколько мы еще не знаем что было в те времена и что делалось! :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Строительство Крымской АЭС, так и не построенной, было задумано очень давно, аж в 1968 г., когда были проведены первые изыскания. Государство потратило на нее миллионы, по некоторым источникам, даже миллиарды, советских твердых рублей. И когда да запуска уже оставалось чуть больше полугода, в 1989 г. строительство было решено остановить.

 

Есть фотки 97-98 годов, оригинальные, що пиздец. Сам снимал))). Если кому-то интересно, то попробую найти и выложть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть фотки 97-98 годов, оригинальные, що пиздец. Сам снимал))). Если кому-то интересно, то попробую найти и выложть.

Канешно интерестно,выкладывай!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть фотки 97-98 годов, оригинальные, що пиздец. Сам снимал))). Если кому-то интересно, то попробую найти и выложть.

Конечно же выкладывай! :lol::lol::)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 года спустя...
Есть фотки 97-98 годов, оригинальные, що пиздец. Сам снимал))). Если кому-то интересно, то попробую найти и выложть.

 

...как прошли пробы поиска...и хде те фотки...?

 

..а тема супер...надоть и наши эстляндские объекты так же преподнести...ну во всяком случае попробовать преподнести...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...........

В 2005 году меня попросил бывший инженер Крымской АЭС, который волею судьбы, остался в Щелкино, отвезти его на АЭС и забрать звездочку реактора (устройтво через которое выводятся импульсные линии к датчикам давления и приборам термоконтроля из ректора) На наших глазах реактор, который огромное предприятие Атоммаш с многотысячным персоналом, могло произвести штук шесть в год (в лучшие времена), благополучно порезали на куски два сварщика за день и вручили нам звездочку (которая весила килограмм 60). Правда судьба этой звездочки

Завод "Атоммаш" являлось градообразующим предприятием нашего города http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%...%BC%D0%B0%D1%88

 

Судьба его такая же горькая, как и судьба крымского реактора

В 90-2000-е в связи с отсутствием финансирования завод встал. Весь персонал отправили в отпуска без содержания. Квалифицированные кадры разбежались по шарашкам. Оставшиеся иногда ходили на завод на работу за почти бесплатно. Производили ширпотреб от легковых автоприцепов до кастрюль на уникальном оборудовании лучших мировых образцов с програмным управлением

Нужно было выживать и кормить семьи

С завода тащили все, что можно было утащить от инструментов до цветных болванок

Руководство тащило в несколько других масштабах. Лучшие образцы мирового станкостроения грузили в вагоны и вывозили по цене металлолома

Вагоны цветного металла, в т.ч. титана, нержавейки, магния шли в Прибалтику

Громадные многокиллометровые цеха опустели... :045:

Завод распался на несколько очень крупных предприятий

 

Было несколько громких уголовных дел о многомиллиардных хищениях, но про их итоги я ничего не слышал

Менялись директора, менялся ассортимент ширпотреба, но делать атомные реакторы было уже некому и нечем... :044:

Недавно проскакивала инфа о начале процедуры банкротства завода :020:

 

http://www.atommash.ru/default.aspx/

Изменено пользователем Nux
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...
  • Бронеходы
Цитата

После того, как тогдашний президент Украины Виктор Янукович бежал из Украины, в его резиденции "Межигорье" был объявлен "день открытых дверей", чтобы показать населению, какую роскошь накопил он до начала 2014 года, пишет на страницах швейцарского издания Neue Zürcher Zeitung Херби Шмидт. Затем резиденцию заняли протестующие "Евромайдана" и объявили ее "музеем коррупции".

Наследие, которое оставил после себя свергнутый украинский президент, удивляет, отмечает автор. "Миру быстро стали известны детали внутреннего убранства особняка: золотые краны в туалетах, роскошная мебель из ткани с золотыми нитями, великолепные предметы интерьера во всех комнатах, а также собственный салон-парикмахерская, массажный кабинет и маленькая церковь. О прочих владениях, в частности, о яхт-гавани, тире, частном зоопарке, конном клубе и личных охотничьих угодьях, тоже быстро стало известно общественности", - повествует журналист.

"Меньшей популярностью пользуется зал, расположенный всего в нескольких шагах от главного здания и представляющий коллекцию не менее 70 автомобилей из сомнительной собственности Януковича. Покинутый гараж Януковича - это отражение мира советских автомобилей, главное место в котором занимают машины класса люкс и государственные автомобили, о существовании которых украинское население, вероятно, знало лишь понаслышке", - говорится в статье.

К одним из наиболее старых автомобилей коллекции относится, например, "Москвич-400", который был создан в конце 1940-х годов на базе Opel Kadett 1938 года. "Это стало возможным благодаря тому, что в середине 1946 года в качестве репарации после Второй мировой войны производственное оборудование было вывезено из Рюссельхайма в Москву", - поясняет Шмидт.

В коллекции Януковича, продолжает автор, имеется и ГАЗ-М-20 "Победа", появившаяся в то же время. "Среди этих повседневных авто внимание привлекает лимузин ГАЗ-12 "ЗиМ" 1950 года. Автомобиль, очевидно, входил в автопарк украинских президентов до Януковича, так же, как и его последующая модификация ГАЗ-13 "Чайка", - указывает издание.

В зале стоит и ГАЗ-22 "Волга", автомобиль среднего класса из 1960-х годов с кузовом универсал, который производился в сегодняшнем Нижнем Новгороде и был популярен в Скандинавии.

"В коллекции есть и малолитражные автомобили, например, группа машин марки "Запорожец", произведенных в период с 1960 по 1969 год и сильно напоминающих модели Cinquecento и Seicento от Fiat. Умиляют прозвища, которые эти машины получили на востоке: здесь есть все, от "последней мести Сталина" и "кремлевского клопа" до "таежного барабана" и "русского танка".

"Завершенность коллекции Януковича в "музее коррупции" придает целый ряд военных автомобилей, а также некоторых западных моделей, среди них - Chevrolet Impala, Rolls-Royce Silver Cloud и Mercedes SLS Roadster, который, как говорят, принадлежит сыну Януковича", - говорится в публикации.

"Благородной советской ржавчины" здесь - хоть отбавляй, пишет Шмидт в заключение. А вот от пыли благодаря хорошему уходу нет и следа, как и от сбежавшего со своей семьей свергнутого президента.

Интересный музей. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10.02.2019 в 19:30, Lazydog сказал:

Интересный музей. 

Съездил, хуле...сам посмотришь...американцев любят на Украине) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...