Перейти к содержанию
Бронеход

Александр Родченко


Рекомендуемые сообщения

РОДЧЕНКО, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1891–1956), русский художник и фотограф, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве 23 ноября (5 декабря) в семье театрального бутафора. Учился в Казанской художественной школе (1910–1914) у Н.И.Фешина, затем поступил в московское Строгановское училище, откуда был призван на военную службу. В 1916 обосновался в Москве и познакомился с В.Ф.Степановой, которая стала его женой и соратницей по искусству.

 

Сперва авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики. Испытав этапное воздействие супрематизма К.С.Малевича, он придавал своим абстрактно-геометрическим произведениям (серии Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей, Концентрация цвета и форм, обе работы – 1918; серии Плотность и вес, Линиизм, обе работы – 1919) еще более минималистский строго-рациональный, чем у Малевича, характер: с 1915 он создавал их, словно чертежи, с помощью циркуля. Работа по декорации кафе «Питтореск» (1917; совместно с В.Е.Татлиным, Г.Б.Якуловым и др.; не сохранилась) обозначила переход к трехмерным пространственным формам – к ажурным подвесным композициям 1918–1921, известным по старым фото и современным реконструкциям. Здесь были заложены основы конструктивизма – стиля, призванного инженерно смоделировать мир будущего.

 

Восторженно встретив революцию как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда (из стихотворения 1918), художник служил в ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1918–1921), был одним из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). Важным очагом нового дизайна стали дерево- и металлообрабатывающие факультеты Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас), где Родченко преподавал в 1920–1930. С 1924, купив первые свои фотоаппараты, он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения: его штучные фото, в том числе портреты (Маяковский с псом Скотиком, 1924; Портрет матери, 1924; Н.Н.Асеев, 1927; и др.), равно как и репортажи (с парадов, строек и т.д.), – это поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного, благодаря резким и неожиданным, нарочито-«остраненным» ракурсам, именно «на сломе», в резком разрыве старого и нового. Сотрудничал в журналах «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «СССР на стройке», «Советское кино».

 

Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва). Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925), наконец, киноплаката. Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В.Э.Мейерхольда, 1929; и др.). В 1926–1928 работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов Ваша знакомая Л.В.Кулешова, 1927; Москва в Октябре Б.В.Барнета, 1927; Альбидум С.С.Оболенского, 1928; Кукла с миллионами С.П.Комарова, 1928.

 

В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И.В.Сталина, 1934; Красная Армия, 1938; Советская авиация, 1939; и др.). С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

 

Умер Родченко в Москве 3 декабря 1956.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1509.jpg

 

Родченко

 

1514.jpg

 

Маяковский

 

1515.jpg

 

Лиля Брик

 

1517.jpg

 

Шарж на литературоведа

Осипа Брика. 1924

 

1522.jpg

 

Портрет Варвары Федоровны Степановой. 1927

 

1523.jpg

 

Пожарная лестница. 1925

 

1525.jpg

 

Регина Лемберг

с фотоаппаратом. б.д. (1920-е гг)

 

1527.jpg

 

Портрет матери. 1924

 

1529.jpg

 

Лестница. 1930

 

1531.jpg

 

Сосны. Пушкино. 1927

 

1533.jpg

 

Пешеходы. 1928

 

1535.jpg

 

Балконы. 1925

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1538.jpg

 

Дорогу женщине! 1934

 

1540.jpg

 

Колонна спортивного общества "Динамо". 1935

 

1542.jpg

 

Пионер-трубач. 1930

 

1544.jpg

 

Пионер. 1930

 

1546.jpg

 

Пионерка. 1930

 

1548.jpg

 

Прыжок в воду. 1934

 

1550.jpg

 

Двое. 1932

 

1551.jpg

 

Прыжок в воду. 1934

 

1554.jpg

 

Девушки с платками. 1936

 

1556.jpg

 

Мужская пирамида. 1936

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Бронеходы

221472410.jpg

 

Этот я видел давно, а вот этот я никогда не понимал:

 

239646228.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1558.jpg

 

Скачки. 1935

 

1560.jpg

 

Строительство Беломоро-Балтийского канала.

Работа с оркестром. 1933

 

1562.jpg

 

Баржи входят в шлюз. 1933

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...